УДК 930.85

Воплощение концепта дороги в российском художественном восприятии

Саратовский Сергей Владимирович – кандидат педагогических наук, аспирант кафедры философии культуры и культурологии Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевскогo.

Аннотация: В данной статье рассматривается воплощение концепта дороги в российском художственном восприятии. Автор исследует историю и развитие этого символа в русской литературе, живописи и архитектуре, а также его культурно-исторические корни и значение для общества. Статья предлагает глубокое понимание и анализ универсального символа дороги, который является неотъемлемой частью русской культуры и искусства. Также читателю предлагается глубокий анализ концепта дороги в связи с русской литературой и искусством, которые отражают коллективное бессознательное и культурную идентичность нации.

Ключевые слова: дорога, русская культура, концепт, концепт дороги, восприятие, художественная культура, мифопоэтика, архетип.

Важный в русской культуре концепт дороги воплощается сразу на трех уровнях восприятия – мифопоэтическом, социокультурном и художественном. Общие связующие восприятия связаны между собой ментальным и национальным пониманием дороги и ее концептуальным воплощением. Территориальная обширность России с бесконечным переплетением троп и путей лишь укоренила образ дороги в российской культуре и искусстве. В данной статье мы ставим цель рассмотреть общее воплощение концепта дороги в российском художественном восприятии.

В русской культуре пространство и время тесно взаимосвязаны. Направление движения по часовой стрелке считается благоприятным, а движение против часовой стрелки - неблагоприятным. Это отражается в таких выражениях, как "идти по солнцу" и "идти против солнца".

Мифопоэтический концепт дороги, основанный на верованиях и представлениях древних славян о жизни, породил первое художественное воплощение дороги в российской культуре – народный фольклор. Представления человека о пространстве и времени во многом определяются культурным контекстом, в котором он находится. В русском языке есть множество слов и выражений, которые отражают эти представления. Путь и дорога часто используются в переносном смысле для описания жизненного пути человека. В сказках и фольклоре путь или дорога часто выступают в роли символа, представляющего собой переход от одного состояния к другому, от жизни к смерти или от незнания к знанию. Отправляясь в путь, герой Иван зачастую переходит черту от живых к мертвым с помощью Бабы – Яги (проводницы в потусторонний мир). Например, в сказке «Царевна-лягушка» герой отправляется на поиски своей возлюбленной, находящейся в «ином царстве» (т.е. в царстве мертвых, в загробном измерении). Кроме того, в фольклоре появляется первые закономерные черты хронотопа. Хронотоп можно объяснить трансформацией времени в пространтсво, после чего время и пространство в симбиозе часто становится определенным в науке четвертым измерением.[1] В основополагающей работе о сказках В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» фольклорный хронотоп описан так: «Движение никогда не обрисовано подробно, оно всегда упоминается только двумя - тремя словами: “Ехал долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли”. Эта формула содержит отказ от описания пути. Путь есть только в композиции, но его нет в фактуре… это отделено огромным расстоянием, но это пространство берется мигом».[2] Подобный синкретизм времени и пространства создал мотивацию к таким устойчивым словосочетаниям, как «историческое развитие» и «время жить, и время умирать». Также видна и очевидная связь между семиотикой дороги с диалектным значением дороги как судьбы.[3] 

Хронотоп широко развивается и в дальнейшем словесном искусстве России. Обращаясь к хронотопу в искусстве, Э. Л. Балкинд предполагает, что при создании образа времени в произведении искусства могут быть представлены одновременно разные временные пласты, что отражает стремление «обращаться к вечности и универсальности события».[4] Особенно хорошо иллюстрирует эту мысль четверостишие из стихотворения Н. Рубцова «Старая дорога», где происходящее обращается к далекому прошлому, будущему и вечности:

Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.[5]

Представления человека о пространстве и времени заложены архетипом родной культуры, закреплены в языковой картине мира и выражены в ассоциативновербальной модели языковой личности. Эмоциональное отношение россиян к бесконечным плохо ухоженным русским дорогам было таким, как описал Н. В. Гоголь: «Счастливый путник — тот, кто после долгой и скучной дороги с ее холодом, слякотью и грязью... видит наконец знакомую крышу...».[6]

Удивительным можно считать то, что часто в российском искусстве дорога воплощается метафорично, но абсолютно понятно для национального сознания и русской самоидентичности. Например, В XVIII веке возникают два важных культурных символа российской дороги – тройка и поддужной колокольчик. На картинах того времени и в литературном художественном воплощении колокольчик и тройка фигурируют более часто, чем самый конкретный образ дороги, однако и без этого сам концепт дороги остается понятен российскому зрителю или читателю. Вот например, писал поэт Петр Вяземский в 1834 году:

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт;
Колокольчик громко плачет,
И хохочет, и визжит.[7]

Кроме того, звон поддужного колокольца носил и предупредительное значение - он обязывал прохожих уступить дорогу. Подъезжая к почтовой станции ямщик оповещал о своем приближении громким залихватским свистом. В других европейских странах ямщики подъезжая к станции дудели в специальные дудки. Колокольчик и тройка как символы русской дороги часто связаны между собой и не имеют значительных отличий в российском сознании. Говоря о дальней предстоящей дороге Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» писал: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем - гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи... Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?»[8]. В этом гоголевском отрывке прослеживается четкая связь между символами тройки и русским человеком, национальном менталитетом.

При этом сама тройка часто метафора на саму себя. Многие могут вспомнить знаменитую картину В. Перова, где трое измученных детей тащат тяжелую бочку. В данном случае концепт дороги мифопоэтично переплелся с жизненным путем и предназначением, указав на трагедию определенного пласта русского населения того времени.

На исходных началах обширные дороги русских территорий предоставили возможность для строительства и организации различных предприятий - харчевни, трактиры и цирюльни. Впоследствии образ данных заведений неизменно связывается с дорогой, путниками и путешествиями. У Гоголя Н. В. путешествующий Хлестаков (пьеса «Ревизор») останавливается в харчевне, Чичиков ( поэма «Мертвые души») в трактире у дороги провинциального города. Изображение трактиров и харчевен были сильно любимы А. Островским, который часто делал переходными пунктами пути своих персонажей именно эти заведения (комедии «Бесприданница», «Бешеные деньги» и др.).

Тема дороги, ее символ и образ стали катализатором для вдохновения классиков русской литературы. Дорога, мифологема дороги в русской литературе — важнейший лейтмотив многих произведений. Примером такого использования дороги в литературе является поэма Николая Гоголя «Мертвые души». Чичиков, главный герой произведения, отправляется в путешествие по России, и каждый его шаг на этой дороге открывает новые гротескные истины о жизни крепостных крестьян. Дорога становится метафорой для путешествия внутреннего мира Чичикова и разрушительной идеологии феодализма. Николай Алексеевича Некрасова также нашел в архетипе дороги вдохновение для своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В произведении дорога становится символом свободы и справедливости, которую герои ищут в своих странствиях. Дорога становится пространством, где происходит борьба с социальными неравенствами и крепостным правом. Архетип дороги в русской литературе отражает не только физическое передвижение героев, но и их внутренний путь самоосознания и преодоления преград. Он позволяет авторам раскрыть сложные социальные и политические проблемы, а также выразить свои идеи и критику общества.

Обращение к архетипу дороги прослеживается у поэтов времени Великой Отечественной войны: фронтовые песни: «Эх, дорожки фронтовые»…, «Эх дороги, пыль да туман…», ставшее песней стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» и др. Усиленное понимание образа дороги прослеживается и в современной лирике, бардовских жанрах и эстрадных песнях: например, Игорь Растеряев «Русская дорога», в которой звучат ключевые для понимания архетипа дороги строчки «просто нам завещана от Бога - русская дорога» и «вытри слезы, отдохни немного – я, русская дорога!» и др. Так, дорога в русской литературе становится мощным символом, который помогает авторам и читателям лучше понять и проанализировать общественные явления и идеологические конфликты. Она отражает поиски и стремления героев, а также является путеводной нитью, ведущей к осознанию истины и свободы.

В российском художественном восприятии концепция дороги часто ассоциируется с темой путешествий, путешествиями в неизвестность, самопознанием, открытием новых горизонтов и приключений. Этот символический образ часто воплощает в себе глубокие психологические и философские понятия. Например, в романе знаменитого постмодернистского писателя В. Пелевина «Generation П» философское восприятие дороги, основанное на мифопоэтической традиции славян пути как жизни, выражено следующим образом:

«Как часто дорога, по которой мы идем, ведет в никуда, и неизвестно где встретит нас смерть»[9]. Это олицетворяет важность пути, несмотря на его неизвестность и трудности.

Дорога стала условным символом России. Для российского человека дорога не столько сам факт проложенных транспортных путей, сколько обширный символ культурного наследия. Однако, дороги, столь любимые русскими и воспринимаемые в их ментальном сознании как нечто неотделимое от России в целом, являются в российской социокультурный среде объектом жалоб и насмешек. Известно знаменитое высказывание: «В России две беды – дураки и дороги». Трудно понять причину такой ситуации. Часто отмечаются плохие погодные условия: стойкие морозы, размытые от грязи дороги по весне, вечная мерзлота и пр. Между тем, Скандинавские страны и Канада находятся в подобных климатических условиях, однако качество дорог там не страдает[10]. В культурном сознании также часто отмечается, что плохие дороги – средство и метод обороны. Современный поэт-песенник И. Растеряев, например, пишет от лица русской дороги:

Отходи, а я тебя прикрою –
Грязью да водою[11]

Можно считать, что плохие дороги в России были своего рода оборонительным механизмом, препятствующим продвижению противника по ним. Существуют исторические свидетельства того, как плохие дороги помогли остановить французскую армию в 1812 году и немецкие войска во время Великой Отечественной войны. В русской культуре плохое состояние дорог стало настолько характерной чертой, что нашло отражение даже в народном фольклоре. Известный стишок, развлекающий маленьких детей, ярко иллюстрирует это явление: "Ехали мы, ехали, ехали с бубенцами. По кочкам, по кочкам, по ровной дороге, по ухабам, по ухабам, в ямку — бух!" Плохие дороги в России всегда были серьезной проблемой, вызывающей множество трудностей и неудобств для населения. Они значительно увеличивают время и стоимость транспортировки товаров и пассажиров, что сказывается на экономике страны. Кроме того, плохие дороги снижают уровень безопасности дорожного движения и приводят к многочисленным авариям. Плохие дороги в России не только вызывают неудобства для населения и негативно влияют на экономику, но и стали одним из символов страны. Они часто становятся предметом шуток и анекдотов, а также вдохновляют писателей, поэтов и художников на создание произведений искусства.

Безусловно, воплощение концепта дороги в российском художественном пространстве основано на четком менталитетном архетипе дороге, подкрепленный мифопоэтическими и социкультурными особенностями. Архетип дороги в русской культуре, кроме своего прямого образа, - это символ пути, стремления, изменений и возможностей. Дорога становится метафорой жизненного пути, поиска смысла, приключений и достижений. Воплощение концепта дороги в художественном восприятии отражает актуальные темы и взгляды на мир, делая этот образ актуальным и универсальным.

Список литературы

  1. Балкинд Е.Л. Хронотоп в изобразительном искусстве // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского / Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том. 26 (65). 2013. № 4. Р. 251
  2. Вяземский П. А. Стихотворения/ П. А. Вяземский, Ленинград: Советский писатель, 1986 – С.193
  3. Гоголь Н.В. Мертвые души. // Собрано. ред. в 7 т. Москва: Художественная литература. 1985.
  4. Пелевин, В. О. Generation «П». — М.: Эксмо, 2022. — 352 с
  5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946. - С. 36. 
  6. Растеряев И. Русская дорога / Растеряев И. [Электронный ресурс] // Стихи.ру : [сайт]. — URL: https://stihi.ru/2012/03/13/9823 (дата обращения: 06.01.2024).
  7. Рубцов Н. Видения на холме. Стихи, переводы, проза. - М., 1990. – С.72
  8. Русское общество 40-50-х гг. XIX в. Ч. 1. Записки А.И. Кошелева. М., 1991. С. 151.
  9. Топоров В.Н. Пространство и текст. // Текст: семантика и структура. М., 1983. С.232.
  10. Этимологический словарь славянских языков / Ред. Трубачев О.Н. В.5, М., 1978. С.75.

[1] Топоров В.Н. Пространство и текст. // Текст: семантика и структура. М., 1983. С.232.

[2] Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946. - С. 36. 

[3] Этимологический словарь славянских языков / Ред. Трубачев О.Н. В.5, М., 1978. С.75.

[4] Балкинд Е.Л. Хронотоп в изобразительном искусстве // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского / Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том. 26 (65). 2013. № 4. Р. 251

[5] Рубцов Н. Видения на холме. Стихи, переводы, проза. - М., 1990. – С.72

[6] Гоголь Н.В. Мертвые души. // Собрано. ред. в 7 т. Москва: Художественная литература. 1985. Том. И. Ч. 7. П. 12.

[7] Вяземский П. А. Стихотворения/ П. А. Вяземский, Ленинград: Советский писатель, 1986 – С.193

[8] Гоголь Н.В. Мертвые души. // Собрано. ред. в 7 т. Москва: Художественная литература. 1985. Том. И. Ч. 3. – С.186

[9] Пелевин, В. О. Generation «П». — М.: Эксмо, 2022. — 352 с

[10] См.: Русское общество 40-50-х гг. XIX в. Ч. 1. Записки А.И. Кошелева. М., 1991. С. 151.

[11] Растеряев И. Русская дорога / Растеряев И. [Электронный ресурс] // Стихи.ру : [сайт]. — URL: https://stihi.ru/2012/03/13/9823 (дата обращения: 06.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: