УДК 75.046

Изучение красочного слоя (красок и пигментов) росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Кофанова Кристина Викторовна – студент факультета Изобразительного искусства и народных ремесел Государственного университета просвещения.

Научный руководитель Мезенцева Юлия Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Методики обучения изобразительному и декоративному искусству Государственного университета просвещения.

Аннотация: Статья посвящена анализу колористического решения интерьерных фресок церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненных одним из крупнейших мастеров русской средневековой живописи – Дионисием. Автором проводится анализ содержания основных научных работ, посвященных изучению красочного слоя (красок и пигментов) фресок. В статье делается вывод о том, что изучение состава пигментов и технологических приемов построения красочного слоя росписей собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря позволяет составить определенное представление о технике многослойной живописи Дионисия и художественных приемах его последователей.

Ключевые слова: древнерусское искусство, икона, фреска, Дионисий, Ферапонтов монастырь, пигмент.

Современная настенная живопись базируется на художественном опыте творцов предыдущих эпох, следовательно, изучение такого опыта и последующее его грамотное применение являются главными задачами современных мастеров настенной живописи. Обращаясь к искусству фрески (с итал. «a fresco», «по-сырому»), следует сказать, что под данным термином понимается создание изображения красками на свежем известковом грунте без использования связующего элемента или же с использованием известкового связующего (известковое тесто или известковая вода – гидрат оксида кальция). Необходимо также отметить, что изначально не существовало универсальной техники создания фрески, которая состояла бы только из разведенных водой красок или же красок, содержащих определенное количество гидрата оксида кальция. Однако исторически сложилась общая система такой настенной живописи, где в определенной мере и в определенном сочетании применялись четыре разных материала – собственно фреска, известковые краски, темперные краски и клеевые краски.

В частности, изучение росписей мастера русской средневековой живописи Дионисия и технологический анализ красочного слоя позволили выявить приемы, с помощью которых художнику удалось достичь исключительной гармонии колорита. В 1924-25 гг. группа студентов, обучавшихся в Высших художественно-технических мастерских, во главе с профессором Н.М. Чернышевым осуществили поездку в Ферапонтов монастырь. Исследователями было сделано важное научное открытие, определившее специфический уклон изучения техники фресковых росписей Дионисия: предположительно, художник и его сыновья использовали в своих работах местные краски, которые были получены путем растирания цветных камней, раскинутых на берегах Бородавского и Пасского озер. По мере развития технических и химических средств в дальнейшем стало возможно проведение более точного микрохимического и спектрального анализа пигментов, полученных с фресок собора. Опыты сотрудников Московского института реставрации выявили различия минерального состава камней и красок, использованных в росписи, что указывало на использование других художественных материалов из Москвы или Ростова.

Проведенный специалистами ГосНИИР (при участии М.М. Наумовой) химический анализ красочного слоя росписей на всех ярусах фресок собора (разгранки, одежды и другие детали) позволил сделать следующие выводы относительно состава пигментов в красочном слое. В частности, зеленые оттенки, используемые в изображениях на верхней части собора, были получены Дионисием либо посредством смешивания синего азурита и охры, либо с помощью метода лессировки, то есть покрытия тонкого слоя охры сверху или синим пигментом, или смесью охры и сажи. Использование смесей с различными соотношениями черного и/или синего пигментов и охры, а также толщина слоев в лессировке позволяли создавать бесконечное количество зеленых оттенков. Одновременно с этим на стенах зеленые фрагменты фресок (одежда святых) написана Дионисием уже с использованием яркого пигмента – псевдомалахита.

Наиболее богатой и разнообразной по части использования различных пигментов являются росписи на медальонах и подпружных арках под барабаном. Несмотря на большое количество архитектурных элементов – 68 медальонов – все можно условно разделить по цветовому решению на четыре типа: голубые, охристые, светлорозовые и темно-розовые. Разнообразие цветовых оттенков желтого, розового и голубого стало возможным как с помощью использования чистых пигментов минерального происхождения, так и посредством технических приемов смешивания и лессировки в том числе с использованием белил подкладочного слоя.

Отдельное внимание в научных исследованиях занимает использование Дионисием охры в росписях, что связано с высоким уровнем цветовой чистоты и отсутствием посторонних включений вне зависимости от места создания фрески. Для анализа пигментов, используемых художником, реставраторы использовали жёлтую и коричневую гальку, которая также была на берегах местных озер, при этом каждый камень состоял из смеси различных минералов, преобладающими из которых были желтоцветные. В результате исследования микропримеси в пигментах на фресках и в пигментах, полученных из гальки, имели существенные различия. Исходя из этого, реставраторами был сделан вывод о том, что Дионисий, предположительно, использовал привозные пигменты, поскольку охру подобного качества в те времена могли добыть только в месторождении, содержащем многоминеральный пигмент, либо получить путем обжига при высокой температуре, что невозможно осуществить в местных условиях.

Таким образом, изучение процесса создания фресок Дионисием позволяет понять мастерство и умение художника обращаться с красками и пигментами. Стенные росписи и иконы собора Ферапонтова монастыря – признанная вершина творчества Дионисия, и по этим работам можно сделать неоспоримый вывод о том, что художник – настоящий виртуоз и в построении композиции, и в тонком понимании мира, и в технических средствах и исключительном колористическом подборе.

Список литературы

  1. Андреева А.В. Изучение технологии фрески и стенописи: теоретический экскурс // Дискуссия. 2012. № 8. С. 12-17.
  2. Исаева М.В. Колористическая палитра фресок Ферапонтова монастыря // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 1 (21). С. 77-81.
  3. Кукенков В.И. Колориты древнерусской иконописи // Инновации в дизайне и дизайн-образовании. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 22-23 июня 2017 года / Е.Ж. Шуплецова (отв. ред.) [и др.]. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. С. 128-133.
  4. Лелекова О.В. Особенности колорита росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. Москва: Советский художник, 1985-. Вып. 8 / [составитель Г.И. Вздоронов]. 2010. С. 13-24.
  5. Наумова М.М., С.А. Писарева С.А. Материалы и техника исполнения настенной живописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Сохранение росписей Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Материалы Международной научно-методической конференции (13-15 сентября 2011 года, Кириллов – Ферапонтово). М.: «Индрик», 2012. С. 78-84.
  6. Шелкова Е.Н. Открытие, изучение и реставрация стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (конец ХIХ – ХХI век) // Милютинские чтения. Общество, бизнес и культура провинциальной России второй половины ХIХ – начала ХХI века. Сборник научных работ, Череповец, 20-23 апреля 2016 года. Том Выпуск VIII. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. С. 100-115.

Интересная статья? Поделись ей с другими: