УДК 784

Внедрение методики формирования исполнительских навыков в практику педагога-вокалиста

Ма Кэмин – ассистент-стажёр вокально-режиссерского факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Аннотация: В статье рассматривается проблема отсутствия четкого и эффективного методического обеспечения в процессе обучения навыкам академического пения. Для решения данной проблемы автор статьи предлагает концепцию методики формирования исполнительских навыков и этапы ее внедрения в педагогическую практику вокального педагога. Определяются руководящие принципы методического обеспечения образовательного процесса с учетом специфики обучения академическому вокалу.

Ключевые слова: академическое пение, обучение, методика, навыки, профессиональное образование, музыкальное искусство.

Специфика профессиональной подготовки будущих вокальных педагогов предполагает множество характерных особенностей. В процессе обучения необходимо учитывать множество важных аспектов дальнейшего профессионального развития студента – индивидуальные характеристики голоса, репертуарный план и практическое применение вокалистом полученных навыков. К проблемам преподавания академического вокала в профессиональном образовании можно отнести: избирательное применение методик академического вокала в классе пения, недостаточное внимание к эмоционально-художественным средствам, отсутствие теоретической информации или подача ее в сжатом виде. Основная проблема заключается в отсутствии четкого и эффективного методического обеспечения в процессе обучения навыкам академического пения.

Одним из решений главной проблемы вокального образования является разработка методики формирования навыков исполнительских навыков, основанной на традициях русской вокальной школы [3, с. 230]. Автором статьи разработана концепция методики, которая базируется на комплексе приемов и принципов, позволяющих эффективно выстроить совместную работу педагога-вокалиста и студента. Методика разработана для студентов бакалавриата, обучающихся по программе «Музыкально-исполнительское искусство». Данная методика включает в себя цели и задачи обучения, три этапа, задания для обучающихся, образовательные компоненты и самостоятельную работу студентов.

Педагогические принципы воспитания и всестороннего развития, сознания и творческой активности учащихся основываются на индивидуальных особенностях, посильной степени трудности, положительном фоне обучения, единстве художественного развития учащихся и вокально-технического совершенствования, приоритете слухового восприятия музыкальных явлений перед теоретическим, целенаправленном управлении вокальным регистром, перспективность и систематичность. Все вышеперечисленные принципы могут быть в полной мере применены в обучении академическому пению. В основе методики формирования исполнительских навыков лежит ряд руководящих принципов: 1) преемственность, 2) личностный подход, 3) системность и последовательность, 4) наглядность, 5) целостность, 6) техническое и художественное единство, 7) научность.

  1. Принцип преемственности гарантирует передачу исполнительского опыта, методического опыта (традиции), познавательных этапов, содержания и форм обучения. Он «обусловлен соотношением чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного». Педагог В.А. Сластенин поясняет: «Преемственность – это содержание обучения, его формы и методы, субъект в учебном процессе. стратегии и тактики взаимодействия субъекта в учебном процессе». В каждый период обучения преподаватель решает определенные задачи. Связь и преемственность этих задач создают условия для перехода учащихся от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности и гарантируют их последовательное решение [2, с. 174-175].
  2. Принцип личностного подхода учитывает индивидуальные психофизиологические особенности, вокальные данные и музыкальную подготовку студентов, обучающихся академическому пению. Индивидуальный подход крайне важен в освоении такой творческой профессии, как вокальное искусство. Педагогу стоит внимательно относиться ко всем личным особенностям каждого студента. Обучающийся остро нуждается в поддержке педагога-наставника на всех этапах обучения, поскольку профессия музыканта передается как настоящее ремесло «из рук в руки».
  3. Принцип последовательности включает в себя систематичность обучения, постепенное усложнение содержания, направленное на формирование последовательных навыков, развитие основных качеств певческого голоса и эмоциональной насыщенности. Осваивать все этапы формирования исполнительских навыков стоит последовательно, по принципу «от простого к сложному». Несоблюдение данного принципа чревато чрезмерными нагрузками на голосовой аппарат обучающегося, как следствие – может привести к серьезным заболеваниям, несовместимыми с профессиональной карьерой вокалиста [4, с. 66-67].
  4. Принцип наглядности позволяет соотнести результаты своих вибрационно-мышечных ощущений с эталонным показом педагога при формировании навыка. Наряду с органами чувств в процессе создания перцептивного образа объекта участвуют память и мышление. Воспринимаемый образ объекта визуализируется путем анализа и понимания объекта и соотнесения его с уже имеющимися у человека знаниями. Этот принцип основан на закономерностях восприятия окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному.
  5. Принцип целостности заключается в учете объекта изучения и практики и применяется для формирования полноты профессионального мышления и практики. Таким образом, данный принцип характеризуется триадой компонентов образовательной деятельности «субъект, объект и результат». Принцип целостности в обучении академическому пению рассматривается как единство целей и задач обучения, содержания компонентов и элементов, а также доминирующих методов, используемых на различных этапах профессиональной подготовки вокалистов с целью достижения стандартов академического пения.
  6. Принцип технического и художественного единства – гармоничное сочетание вокальной техники и искусства с целью развития творческой личности обучающегося академическому вокалу. Реализация этого принципа приводит к постепенному овладению техникой, которая глубоко проникает в суть исполняемого вокального произведения.
  7. Принцип научности заключается в том, что исполнительский опыт, методика, вокальные знания и умения будущих учителей музыки сопоставляются с объективной, современной научной информацией о процессах пения и вокального формирования и осознанно применяются на практике [1, с. 74-75].

Целью методики является формирование академических певческих навыков студентов высших учебных заведений по программе «Музыкально-исполнительское искусство». Методика последовательно реализуется в три этапа, в каждом предусмотрены определенные задания, позволяющие сформировать и развить вокальные навыки. Задачи начального этапа – выявление, поддержание вибрационно-мышечных ощущений и ознакомление с теоретическим и методическим материалом по формированию академических певческих навыков в малом регистре. Задачи промежуточного этапа – укрепление, развитие вибрационно-мышечного чувства в формировании навыков академического пения, расширение вокального диапазона, ознакомление с теоретическим и методическим материалом. Задачи заключительного этапа – овладение вибрационно-мышечным чувством в формировании навыков академического пения во всем вокальном диапазоне, ознакомление с теоретическим и методическим материалом.

Методические этапы включают в себя компоненты исполнительства (исполнительский тренинг, интегрирующий технические, эмоциональные и художественные элементы) и теории/методики (теоретико-методический тренинг, модификация исполнительского тренинга), которые проходят в аудитории класса сольного пения, а также исполнительский и теоретико-методический компонент самостоятельной практики [5, с. 155].

Исполнительский компонент включает содержание учебного компонента, соответствующее формированию навыков, и метод, выбранный из классификации разработанных методов обучения академическому пению и способствующий формированию навыков академического пения на определенном этапе методики. Теоретико-методический компонент и самостоятельная работа включают теоретико-методические сведения. За теоретико-методической подготовкой в классе сольного пения следует исполнительская подготовка, корректирующая вокальные данные ученика и развивающая навыки исполнения произведений. Таким образом, методика формирования навыков академического пения поможет грамотно выстроить учебный процесс и поможет педагогам вокала интегрировать в педагогическую практику эффективные принципы обучения.

Список литературы

  1. Менабени, А. Г. Методика обучения академическому пению. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
  2. Сластёнин, В. А. Педагогические принципы. – М.: Академия, 2007. – 576 с.
  3. Царькова, Е. Г. Формирование вокально-исполнительского мастерства будущего учителя музыки // Современные наукоёмкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 229 – 232.
  4. Кантарович, В. С. Гигиена голоса. – М.: Музгиз, 1955. – 156 с.
  5. Морозов, В. П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значение для вокальной педагогики // Вопросы вокальный педагогики: сборник статей. – Л.: Музыка, 1982. – С.148-180.