УДК 7

Характерные особенности стиля импрессионизм в живописи

Тан Лянькай – бакалавр Гуансийского педагогического университета в Китае.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности импрессионизма – революционного направления последней трети XIX – начала XX века; даётся краткий обзор творчества крупнейших представителей, выявляется значение, заключающееся в утверждении новаторской манеры изображения и воплощения индивидуального видения художника.

Ключевые слова: импрессионизм, живопись, впечатление, свет, цветные тени, новаторство, Мане, Моне, Писсарро, Сислей.

Импрессионизм был одним из главных художественных течений XIX века и, возможно, самым популярным живописным направлением в истории искусства. Художники-импрессионисты иногда использовали совершенно разные подходы, но все они стремились отойти от слишком строгих правил Академии. Их картины не соответствовали ожиданиям жюри и почти систематически отвергались официальным Салоном [3, с. 55].

Первая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году в студии фотографа Надара (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашо) на задворках официального Салона. Её участниками стало около тридцати художников, в том числе Б. Моризо, Э. Буден, П. Сезанн, Э. Дега, К. Писсарро, П.О. Ренуар и А. Сислей. Там же была выставлена картина К. Моне «Впечатление, восходящее солнце». Критик Л. Леруа назвал эту группу художников импрессионистами по названию картины Моне. Он написал в сатирическом обозрении «Шаривари»: «Что представляет собой это полотно? Впечатление! Впечатление, я был уверен. Я также сказал себе: раз я впечатлен, значит, здесь есть какое-то впечатление» [6, р. 42]. Таким образом, под импрессионизмом понимают «это масштабное, переломное направление в искусстве конца XIX начала XX столетия, основанного на непосредственном, мимолётном впечатлении и суть метода которого заключается в показании изменения окружающей реальности» [5, с. 10].

Оригинальное искусство зародилось и благодаря техническим новшествам: изобретение тюбиков с краской, которые можно было перевозить и использовать повторно, и более лёгких мольбертов позволило художникам-импрессионистам покидать свои студии и писать на открытом воздухе, путешествовать и работать в любом месте.

Сегодня полотна художников-импрессионистов ценятся во всем мире. Но так было не всегда: когда они впервые продемонстрировали свои работы, то подверглись насмешке и критике. Потребовалось упорство П. Дюран-Рюэля, выдающегося арт-дилера, чтобы добиться признания гения таких художников, как Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Дега [4, с. 204].

Новаторство импрессионистов заключалось в том, что они стремились писать свет и изучали изменения цвета в зависимости от времени суток и сезонов. Серия работ Клода Моне «Руанский собор» (всего около тридцати картин) – яркий пример плодотворных результатов этих поисков.

Рисунок2

Моне К. Руанский собор, главный вход и Тур д'Альбан на солнце. 1894. Масло, холст. Музей д’Орсе, Париж.

Импрессионисты проявлял и особый интерес к пейзажам на открытом воздухе – жанру, который Академия считала несерьёзным, – или к сюжетам, основанным на реалиях современной жизни: город, вокзалы, железные дороги, фабрики, толпы людей, досуг (танцевальные залы, кабаре, опера) и так далее.

Импрессионисты стремились запечатлеть мимолётные моменты, и если в эти краткие мгновения объект казался оранжевым из-за света или его отражения, то художник писал его оранжевым; если же солнце делало поверхность пруда розовой, то таковым его и воплощали на холсте.

Натуралистические цветовые схемы, созданные в теории или, по крайней мере, в студии, не позволяли этого сделать. Широкие мазки в сочетании с ненатуралистическим использованием цвета придали этому направлению революционный характер и проложили путь другим направлениям, таким как экспрессионизм и фовизм [2].

Основой импрессионизма стали натурализм К. Коро и методы пленэрной живописи барбизонской школы начала XIX века во главе с Т. Руссо. Импрессионисты специализировались на пейзажах и жанровых сценах (например, изображения балерин у Дега и обнаженные натуры у Ренуара). Ещё одним популярным жанром среди художников-импрессионистов был портрет; который являлся одним из немногих стабильных источников дохода, как и натюрморты [2].

Для Моне, когда он писал Руанский собор, важной являлась не готическая структура, а воздушную оболочка определённой плотности, сквозь которую был виден собор, и её менявшийся при каждом изменении освещения вид. Таким образом, акцент в каждой картине импрессионистов делается на моменте, и для импрессионистов было естественно искать сиюминутные эффекты [2].

На полотне Моне «Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда» наиболее яркими чертами являются не стальной мост и стоящее за ним здание, а протекающий под ним ручей и локомотив, намеренно помещённый в крайний левый угол, чтобы создать впечатление, что он вот-вот покинет картину.

Рисунок3

Моне К. Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда. 1877. Масло, холст. 81.9×101 см. Художественный музей Фогга, Кеймбридж.

Такие избранные моменты времени – главная тема пейзажей Моне, Писсарро и Сислея, в которых очевидны время суток, сезон, интенсивность солнечного света или плотность атмосферы, а также фигурных композиций Дега и поздних работ Моне, в которых настоящим предметом живописи является внезапное движение головы официантки, мгновенный жест танцовщицы или женщины, гладящей или примеряющей шляпку в магазине. К. Моне и К. Писсарро решали эти проблемы за счёт многих качеств, которые другие художники считали важными.

Движение импрессионистов – самый яркий пример нового визуального открытия в истории искусства, рождённого чистым духом исследования, которое в долгосрочной перспективе породило новый тип красоты. В чистом виде рисовалось только то, что видел глаз: «Моне – это только глаз, но какой глаз!» – как точно заметил Сезанн, невольно отразив достоинства и недостатки целой школы.

В целом, можно говорить о семи величайших художников-импрессионистов. Так, К. Моне стал центром внимания этого движения. С помощью Э. Будена, художника-импрессиониста, специализировавшегося на прибрежных пейзажах, он очень добросовестно выполнял импрессионистскую программу. Это была его высшая попытка достичь полной объективности. Если цвета природы в конкретную четверть часа оказывались вызывающими, Моне без колебаний отображал их на полотне. Его собственное представление о цветовой гармонии порой было своеобразными, но он обладал самыми передовыми знаниями о живописи на пленэре и привнёс в круг импрессионистов идеи о пейзажной живописи, которые намного опередили его время [3, с. 80-82].

К. Писсарро был одним из самых горячих сторонников идеи создания группы художников и необходимости организации альтернативных Салону выставок. В таких полотнах, как «Сена в Порт-Марли» (1872), с его мягкими тонами и приглушёнными красками, Писсарро объединил две особенно дорогие ему темы: речной пейзаж и мир труда, представленный прачками, идущими на работу со своим бельем. Художник словно хотел подчеркнуть спокойную, расслабленную атмосферу этого места, контрастирующую с суетливой жизнью Парижа.

Рисунок4

Писсарро К. Сена у гавани Марли»,1872. Холст, масло, 35.5 х 46.5 см. Частная коллекция графа Jersey.

А. Сислей – один из самых плодовитых импрессионистов. Его очень буквальные работы были основаны на ограниченной палитре и, казалось, отдавали предпочтение общему впечатлению, а не вниманию к деталям. Две картины, которые он впервые выставил на Салоне 1866 года, были написаны в подобном ключе. Это были «Деревенская улица в Марлотте» и «Женщины, идущие в лес», написанные в студии по подготовительным этюдам, которые он сделал на месте. Его работа осталась совершенно незамеченной: никто из ведущих критиков не посвятил ей ни строчки.

Но художник, несмотря ни на что, продолжал работать. В письме к Тавернье в 1892 году художник объяснил движущие силы своего искусства и его поэтику: «Предметы должны быть переданы с их собственной текстурой, и прежде всего они должны быть окутаны светом, как в природе. Это и есть тот прогресс, которого мы должны достичь. Небо должно быть средством изображения; небо не может быть просто фоном. Оно не только придает глубину своими плоскостями (ведь небо имеет плоскости, как и земля). Оно также придаёт движение своей формой. Я всегда начинаю картину с неба» [6, р. 91].

Рисунок5

Сислей А. Мост Морэ летом. 1888. Холст, масло. Галереи Аквавелла, Нью-Йорк. Галереи Аквавелла, Нью-Йорк

Как и Моне, Сислей следил за экстремальными климатическими явлениями, способными породить новые и уникальные мотивы. Для него таким событием стало наводнение в Порт-Марли, где отражение света на восходящей Сене преобразило городской пейзаж. Он также обратил внимание на исторические достопримечательности, такие как впечатляющий акведук Марли, построенный во времена правления Людовика XIV [6].

Он был таким же хорошим наблюдателем, как и Моне, но его диапазон был менее обширным: он довольствовался изображением самых обычных условий освещения, и в результате его пейзажи не имеют того постановочного вида, который бывает у Моне. Эти три художника, Моне, Писсарро и Сислей, составили авангард импрессионистской пейзажной живописи [6].

Таким образом, можно выделить следующие художественные особенности импрессионизма:

- отказ от академической живописи;

- работы на открытом воздухе (пленэр);

- сочетание мелких, заметных, свободных и быстрых мазков;

- светлая цветовая палитра, чтобы «рисовать светом», чистые тона;

- цветные тени;

- отсутствие чётких контуров, лаконизм детализации;

- иногда незаконченный вид;

- изображение быстротечности момента, сиюминутность впечатления;

- пейзажная живопись, вода, небо, отражения и т.д.;

- изображение современной жизни.

Очевидно, что значение этого направления велико: за два десятка лет импрессионизм, родившийся под покровительством Мане, совершил одну из самых важных революций в истории живописи. Художник смог воплотить на холсте свой мир видений и ощущений, работая со светом и цветом.

Список литературы

  1. Астахов Ю.А. Альфред Сислей. М.: Белый город, 2017. 242 с.
  2. Импрессионисты. М.: АСТ, 2023. 160 с.
  3. Киселёв А.К. Пейзажи импрессионистов. М.: Белый город, 2011. 240 с.
  4. Костеневич А. Г. Французское искусство начала XIX – начала ХХ века в Эрмитаже. Л.: «Аврора», 1984. 330 с.
  5. Ревальд Дж. История импрессионизма. М.: Искусство, 1995. 504 с.
  6. Mettais V. L'Impressionnisme, l'essentiel. P.: Editions Hazan, 2022. 192 р.