УДК 371.233.4

Роль музея в эстетическом воспитании подростка в условиях современного общества

Примакова Мария Владимировна – магистрант факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета, научный сотрудник филиала Астраханской картинной галереи «Дом-музей Б.М. Кустодиева».

Кусмидинова Мария Харисовна – доцент, кандидат философских наук, старший преподаватель Астраханского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос эстетического воспитания подрастающего поколения. Постоянное потребление информации посредством сети интернет оказывает влияние на развитие и формирование индивидуума. Авторы описывают роль музея в творческом развитии и формировании эстетического восприятия подростка, опираясь на собственный опыт профессиональной деятельности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, восприятие, личность, музей, предметы искусства, подросток, современность.

В последние десятилетия темп жизни существенно ускорился, человек, независимо от того, на работе он или отдыхает, находится «всегда на связи». Привычка или уже зависимость постоянно и везде быть в курсе событий, влечёт неприятные последствия. Повышается стресс, возникают соматические изменения в организме, снижается способность грамотно выразить свои мысли, нарушается процесс коммуникации и социализации. Все эти «бонусы» получаются «благодаря» пребыванию в сети интернет. Использование интернета в приложениях сотовых телефонов, планшетов дают большое преимущество – скорость и доступность, но как же быть со здоровьем, с саморазвитием.

Сеть интернет предоставляет огромные возможности. В любое время, почти в любой точке мира мы можем развиваться, участвовать в онлайн тренингах, просвещаться, общаться с близкими. Весь процесс становится, как бы безликим, искусственным. Человек продолжает находиться один. Он добровольно изолирован от других и познаёт мир через призму собственных восприятий, без обратной связи собеседника, без живого общения и настоящих эмоций. Счастье, успех, психологическое и физическое здоровье связаны с реализацией себя и признанием, одобрением общества. Исследования показывают, что для правильного формирования личности ребёнка уже с момента его рождения значимо окружение: родители, близкие, а также удовлетворение жизненно важных потребностей, доступность исследования и т.д. Сложно представить, как с этими задачами справиться компьютер. Зачастую родители дают детям смартфоны, включая мультики, чтобы успеть сделать текущие дела, чтобы не отпускать ребёнка на улицу, где опасность, и не тратить время на его досуг, а вместе с тем и его развитие. Так, с раннего возраста, у ребёнка формируется привязанность к интернету, вовлеченность (24/7) в виртуальный мир. Выгода – родители успевают в условиях ускоренного ритма современной жизни заработать денег на содержание своей семьи.

Сегодня многие урывками потребляют информацию со всех доступных источников, порой, не задумываясь о её качестве и правдивости. Всё чаще восприятие складывается из картинок – это ярко, наглядно и ещё быстрее усваивается, чем чтение текста. Теперь в школьную программу включены показы обучающих роликов и мультфильмы. «Зрелища» завораживают, «приковывают» к месту просмотра. Современные дети, как будто, меньше двигаются: подвижные игры возле двора не так популярны, победы в конкурсах и соревнованиях не так значимы, как создание себе имиджа, обладание материальными благами, самолюбие и эгоцентризм. Главное, получить лайки.

Процесс мышления образами, картинками имеет положительные стороны в развитии когнитивной и эмоциональной сфер. Красивые и приятные воспоминания в нашей памяти или новые образы, созданные воображением, стимулируют к новым действиям. Чтобы этот механизм запускался, нужны новые впечатления, новые контакты, новые эмоции, новые образы, картинки. Именно положительные, приятные ощущения от увиденного вызывают эстетическое наслаждение, благотворно влияют на наше самочувствие, гармонизируют.

Термин «восприятие» трактуется в работах многих ученых и исследователей, таких как В.А. Ганзен, Б.М. Бим-Бад, Т. Алиева, А.И. Буров, О.А. Соломенникова, Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко и других. Авторы рассматривают термин с различных позиций. Советский и российский психолог, доктор наук и профессор Владимир Ганзен отмечал, что восприятие является отражением предметов и явлений посредством возникающих у человека при взаимодействии с ними чувств и образов. Борис Бим-Бад, российский педагог, ставил акцент в определении восприятия на синтезе, совокупности ощущений, возникающих при контакте с предметом в процессе повседневной деятельности. Советский психолог Анна Люблинская определяла восприятие как отражение предмета при его воздействии на зрение, слух, осязание и т.д.

Исследователь, педагог Татьяна Алиева рассматривает эстетическое восприятие как субъективное отношение индивидуума к продукту творчества, к произведению. Ученый Александр Буров описывает эстетическое восприятие как содержательное, целостное познание и освоение предмета и явления. Ю.С. Шапошников определяет, что особенностью художественного восприятия является неповторимое сочетание эмоций, разных по своей силе. Отечественный исследователь Валентин Асмус акцентировал внимание в своих трудах на значимости в процессе эстетического восприятия высокой интеллектуальной и духовной способности человека.

Целью эстетического воспитания, согласно представлениям ученых Н.И. Киященко, Л.П. Печко, М.М. Рукавицыну, является становление личности индивидуума, активизация творческих способностей, самосовершенствование, всестороннее развитие, умение видеть прекрасное. Эстетическое воспитание способствует гармонизации личности, умению рефлексировать и сопереживать, видеть окружающее глазами другого человека.

Для достижения цели необходимо решение определенных задач. В вопросе эстетического воспитания – это: накопление элементарных эстетических знаний и впечатлений; развитие психологических качеств, таких как сопереживание, оценка и наслаждение прекрасным; формирование творческой способности. Для полноценного развития личности человек должен научиться ценить прекрасное и стать его созидателем. Педагог Ю.С. Любимова определяет некоторые критерии, по которым определяется эффективность эстетического воспитания. Среди них проявление интереса к произведениям искусства, формирование суждений, умение отстаивать свои взгляды, выразить чувства, применить в практике умения и навыки.

Процесс восприятия произведений искусства, как правило, проходит в несколько этапов. На начальном этапе человек только готовится к контакту с предметом, явлением (либо не ожидает этого вовсе). Далее субъект зрительно взаимодействует с объектом, после чего, когда контакт прекращается, возникший эффект продолжает своё воздействие на личность.

Говоря о восприятии предметов искусства, следует отметить разницу между созерцанием подлинного произведения и его копии, в том числе, виртуальной. Находясь в музее, непосредственно перед шедевром, посетитель, как бы «внедряется» в экспонат, мысленно прикасается к предмету искусства, «примеряя» его к себе, размышляет о том, как мастер создавал этот предмет. Рассматривая детали произведения: одежду героев, атрибуты, технику исполнения, пытаясь определить время и место описанного действия, соотнести это с биографией автора, наблюдатель запускает в уме множество процессов. Это происходит и при просмотре на экране. Но важная деталь. Ощутить себя в пространстве с произведением, увидеть оттенки и фактуру, почувствовать запах краски, материала – это неподвластно компьютеру. Восприятие предмета искусства на экране, когда зритель, увеличивая различные участки, изучает его, отлично от просмотра, например, живописного полотна, представленного в экспозиции музея. Во втором случае, порой, приходится поворачивать голову в разные стороны, отдаляться и приближаться, например, к картине для лучшего ракурса восприятия, можно разглядеть мельчайшие детали работы мастера. К тому же истинные размеры произведения в интернете не соотносимы с ростом, объёмом человека, а тот эффект и эмоции, которые на нас оказывает масштабное произведение в музее, явно ярче тех, что мы получаем с экрана. Так же происходит с восприятием звука. Слушая музыку и голос певца на концерте, находясь в зале консерватории или театра, «бонусом» становится энергетика исполнителей, ощущение особой атмосферы. Этим и хороши, в частности, музеи и галереи, где посетитель может и отдохнуть морально и расширить кругозор, так как современный музей – это не только экспонаты и музейное пространство.

Рассматриваемый выше процесс наглядно реализуется в практической деятельности филиала Астраханской картинной галереи «Дом-музей Б.М. Кустодиева». Деятельность сотрудников включает в себя научную работу по исследованию жизни и творчества известного русского художника конца XIX – начала XX вв., разработку методических материалов для культурно-просветительских мероприятий, взаимодействие с учреждениями культуры и образования, продвижение в социальных сетях и развитие виртуального музея.

Как показывает практика работы в художественном музее, знакомство детей с произведениями искусства для них всегда радостный и увлекательный процесс. После тематических музейных занятий, ребята, как правило, всегда выражают надежду на новую встречу, говорят о том, что именно им понравилось, делятся своим опытом и знаниями в искусстве, выражают благодарность сотрудникам. Занятия, проходящие со школьниками в рамках годового проекта, расширяют их знания и уже на второй встрече они демонстрируют хорошие показатели: называют имя художника, о котором говорилось ранее, отличают жанры изобразительного искусства, вспоминают интересные факты.

Заметна разница в реакции ребят на способ подачи материала музейных занятий. На выездном мероприятии, в условиях школы, детского учреждения, научный сотрудник сопровождает свой рассказ электронной презентацией. Интерес детей существенно возрастает при демонстрации репродукции картины из собрания музея, которая устанавливается на мольберт (обычно, в этот момент участники радостно восклицают). Приезжая в музей и заходя в залы основной экспозиции, ребята сначала затихают под впечатлением увиденного (множества, многообразия и масштабности экспонатов), после чего оживляются, вступая в диалог с экскурсоводом. Ученики, побывавшие в музее, на следующих занятиях, рассказывают больше об увиденном ранее, называют понравившееся произведение, описывают его, нежели те, кто смотрел в классе презентацию на экране. Нередко, со слов участников культурно-просветительских проектов, вдохновившись тематической встречей в музее или на уроке, они дома продолжают заниматься творчеством, рисуют, лепят.

Музейное мероприятие для детей и подростков включает в себя не только экскурсию, рассказ научного сотрудника, но и практическую работу в различных художественных техниках. Процесс получения знаний закрепляется деятельностью, ребёнок получает опыт. Музей, атмосфера старинной усадьбы, внимательное отношение персонала, профессионализм ведущего, отсутствие оценок и критики – помогает участникам раскрыться, проявить себя, получить положительные эмоции, и как следствие, положительную самооценку. Дети видят результат своих стараний в создании собственных произведений, находясь при этом в месте, где представлены шедевры знаменитого мастера.

Музейное пространство даёт уникальную возможность общения и взаимодействия. Элементарное приветствие при входе и вопрос о стоимости билета «обязывает» к установлению коммуникации. Да и сам поход в музей – это движение, а «движение – это жизнь», как сказал когда-то Аристотель. Восприятие предметов искусства через виртуальную реальность, на экране компьютера не даёт возможности быть поглощённым процессом в полном объёме. Собираясь в музей целенаправленно, посетители к этому более или менее готовятся. Нередко, особенно представительницы прекрасного пола, надевают шляпки, украшения, туфли на каблуке, дети – нарядные платья и костюмы, делают причёски. В музее человек концентрирует своё внимание на предметах искусства, зная, что оплатил вход и не сможет приходить и уходить несколько раз. Созерцая подлинные картины в экспозиции, посетитель, как бы читает между строк: многое может быть непонятным, но информация остается в памяти, и позже может перейти в знания; возникают вопросы и мотивация для поиска ответов.

Подводя итог, отметим, что в современном обществе, на наш взгляд, в общем развитии детей уделяется недостаточное внимание эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Условия реальности вынуждают потреблять всё большее количество информации, осваивая новые технологии, используя новые приложения и устройства. С одной стороны, выполнение ежедневных дел упрощается, автоматизируется и жизнь человека становится комфортнее, присутствует все доступность. Обратной стороной становится неполное раскрытие интеллектуальных и физических ресурсов человека, ригидность мышления, усиление и продолжительность стресса, социальная закрытость. Одной из задач, необходимых для здорового функционирования человека, является, приобщение к искусству, а именно непосредственный контакт, полноценное восприятие культурного наследия народа, страны. Посещение учреждений культуры, знакомство с объектами наследия, изучение личностей учёных, художников, писателей, «очное» знакомство с подлинными произведениями мастеров – расширяет кругозор, раскрывает творческий потенциал, снимает стресс, помогает социализации.

Данная статья будет интересна педагогам, музейным работникам, родителям в вопросах эстетического воспитания и культурного просвещения детей и подростков.

Список литературы

  1. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. – М.: Центрополиграф, 1995.
  2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007.
  3. Культурология. 20 век. Энциклопедия. Том 1. – СПб: Университетская книга, 1998.
  4. Солдатова Г.В. Статья: «Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью». Психологическая газета. Москва.
  5. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. / Э. Тоффлер; М. АСТ, 2002.
  6. Челпаченко Т.В., Васильев В.В. Духовно-нравственный вектор современного образования. Журнал Современные проблемы науки и образования. №6. 2019.
  7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. / Пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. – М. 2000.
  8. Шарден.Т. де. Феномен человека. М., 1992.

Интересная статья? Поделись ей с другими: