УДК 730

Жизнь и творчество итальянского скульптора Донателло

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Донателло, один из величайших скульпторов всех времен, считается художником, положившим начало эпохе Возрождения в скульптуре. Флорентиец, обучавшийся в мастерской Лоренцо Гиберти, друг Филиппо Брунеллески и большой любитель классики, он создал революционные произведения искусства, наделенные небывалой выразительностью, всегда оригинальные и всегда разные, настолько, что очень трудно вместить все достижения его творчества в небольшое пространство. Донателло сумел изучить человека как в его физическом, так и во внутреннем аспекте, полностью отразив суть эпохи Возрождения.

Ключевые слова: Донателло, скульптура, Италия.

Флорентийский скульптор Донато ди Никколо ди Бетто Барди; Флоренция (1386 - 1466), прожил очень долгую жизнь, так что его искусство успело пройти через разные фазы, всегда под знаменем постоянных инноваций, экспериментов с новыми формами, переоткрытия природы и античности, с работами, стиль которых часто претерпевал мутации, но всегда в русле экспериментальных исследований, которые характеризовали вдохновение этого великого художника. Почти всю свою карьеру он работал во Флоренции, но его пребывание в Падуе с 1443 по 1454 год стало решающим, поскольку позволило нововведениям Ренессанса распространиться на север Италии.

В своих работах Донателло ввел множество новшеств: техника stiacciato произвела революцию в концепции пространства в рельефах, его персонажи достигли невиданных ранее степеней психологической и физиогномической тонкости (искусство Донателло в этом смысле является отражением переоткрытия человека, характерного для XV века), с памятником Гаттамелате он смог создать новый способ празднования славы, а в своих последних работах он также был интерпретатором того "трагического" смысла Ренессанса, который часто подчеркивается многими историками и философами.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный как "Донателло" из-за своего стройного телосложения, а также благодаря своей элегантности, родился во Флоренции в семье Никколо ди Бетто Барди, скромного чесальщика шерсти (семья не была связана с одноименной династией банкиров), и Орсы. Согласно Джорджо Вазари, Донателло получил образование в доме Роберто Мартелли, но первое упоминание о нем относится к 1401 году, когда он был задержан в Пистойе за избиение немца (это единственный случай насилия, связанный с ним, за которым впоследствии последовало осуждение: биографы, однако, сходятся во мнении, что он отличался вспыльчивым и огненным нравом). В 1403 году он отправился в Рим вместе с Филиппо Брунеллески, с которым к тому времени подружился, для изучения классической античности. В 1405 году он работал помощником Лоренцо Гиберти на строительстве северной двери флорентийского баптистерия.

В 1408 году он выполнил свою первую работу, мраморного Давида, который сейчас находится в Национальном музее Барджелло во Флоренции, по заказу оперы Дуомо во Флоренции. Также для флорентийского Дуомо в том же году ему был заказан Святой Иоанн Евангелист. Около 1416 года он создал Святого Георгия для церкви Орсанмикеле, и в том же году начал работу над статуями для колокольни Дуомо. С другой стороны, Марцокко на площади Синьории, символ Флорентийской республики, датируется 1418-1420 гг. Он хранится в Национальном музее Барджелло и выполнен в технике pietra serena. В 1422 году он начал работу над Сан-Людовико для церкви Орсанмикеле: это была его первая работа в бронзе, которая была завершена в 1425 году. В 1425 году Донателло открыл мастерскую вместе с великим архитектором Микелоццо: сотрудничество двух художников закончится в 1433 году, и они вместе создадут такие шедевры, как погребальный памятник кардинала Райнальдо Бранкаччо в церкви Сант-Анджело-а-Нило в Неаполе и кафедральный собор в Прато. В 1427 году Донателло выполнил "Банкет Ирода" - панно для крестильной купели в баптистерии Сиены, которое первоначально было поручено Якопо делла Кверча: затем заказ был передан Донателло из-за постоянных задержек сиенского скульптора.

Первая значительная работа Донателло - мраморный Давид 1408 года, выполненный, когда скульптору было всего двадцать два года: наследие позднеготического стиля начинает исчезать, а вместо него зарождается классическая чувствительность, которая впоследствии будет характеризовать все достижения Донателло.Нововведения эпохи Возрождения прослеживаются в позе, когда правая нога вынесена вперед таким образом, что вес тела переносится на левую ногу, в ощущении величия и нравственной силы. Более поздний бронзовый Давид, созданный около 1430 года, представлен на рисунке 1, является весьма оригинальным произведением, поскольку его концепция является изобретением Донателло, так как художник, похоже, не вдохновлялся предыдущими моделями для этой скульптуры: уникальная обстановка, фигура Давида, который также обозначает определенную чувственность, раскрываясь перед глазами наблюдателя в томной позе.

1

Рисунок 1. Донателло, Давид (ок. 1430; бронза, высота 158 см; Флоренция, Национальный музей Барджелло).

В 1433 году художник снова отправился в Рим, на этот раз вместе с Микелоццо, и выполнил несколько работ в столице папского государства. В 1435 году Донателло снова оказался во Флоренции, где работал над старой сакристией Сан-Лоренцо: эта работа занимала его до 1443 года. В эти годы он также создал знаменитого бронзового Давида, хранящегося сейчас в музее Барджелло, возможно, по заказу Козимо иль Веккьо. В 1450 году он несколько раз останавливался в Мантуе, Ферраре и Модене. В 1453 году он закончил конный памятник Гаттамелате и вернулся во Флоренцию. В 1455 году он завершил работу над Магдалиной для флорентийского баптистерия. В том же году он работал над Юдифью и Олоферном в Палаццо Веккьо. В 1457 году он переехал в Сиену, где ему поручили создать двери Дуомо - работу, которой суждено было провалиться (сохранился только пробный рельеф). В 1460 году Донателло вернулся во Флоренцию и около 1465 года выполнил бронзовые кафедры для базилики Сан-Лоренцо, свою последнюю известную работу. Донателло умер во Флоренции 13 декабря 1466 года.

Список литературы

  1. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение.– М. : «Изобразительное искусство», 1982.

Интересная статья? Поделись ей с другими: