УДК 7

Применение элементов ступы династий Суй и Тан в графическом дизайне

Ван Юйлинь – аспирант Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета.

Аннотация: Ступа – буддийское архитектурное культовое сооружение, в котором китайские архитекторы объединили традиционные китайские павильоны и павильоны с индийскими накладными пагодами, что является уникальным явлением. В данной статье анализируется применение элементов ступ династий Суй и Тан в графическом дизайне, выдвигается его ценность и целесообразность для расширения сферы применения китайских элементов в графическом дизайне, а также для того, чтобы традиционная культура и современная цивилизация дополняли друг друга, а дизайн визуальной коммуникации стал богаче и характернее.

Ключевые слова: ступа, графический дизайн, традиционные элементы.

Включение традиционных архитектурных элементов ступы в современный дизайн – это не просто их копирование, а требование к дизайнеру уточнить, обобщить, а затем сублимировать традиционные элементы и объединить их с современными методами для разделения, реорганизации и перепроектирования. Созданный таким образом новый визуальный образ богат традиционным культурным наследием Средневековья, но при этом обладает современным чувством дизайна.

Династии Суй и Тан были периодом политического единства, экономического развития, социальной стабильности и культурного процветания в древнем Китае, а также одним из самых сильных периодов в истории Китая, с тесным культурным обменом с иностранными государствами, который занимал уникальное положение в историческом развитии Азии. Благодаря частым дружественным обменам между Китаем и зарубежными странами происходило взаимопроникновение культурных идей, и буддийская культура является одной из очень важных составляющих. Так, «пагода» является одним из продуктов культурного обмена между Индией и Китаев, изначально слово переводилось как «фоту», «фуду», однако в период династий Суй и Тан стали использовать слово «пагода» [3].

Ступа была привезена в Китай из древнего Тяньчжу с кросс-культурными характеристиками, и ее появление способствовало обмену китайской и иностранной культур. Буддизм является третьей по величине религией в мире, распространение буддизма широко, поэтому буддийские элементы архитектуры и декора в сочетании с китайскими особенностями играют роль моста между различными культурами [2].

С непрерывным и глубоким развитием буддизма ступа становится все более «китайской», превращаясь в незаменимую и важную часть китайской архитектуры. Архитектурные особенности ступ династий Суй и Тан включают в себя изысканность обращения с архитектурными комплексами, зрелость архитектурной художественной обработки и повышение уровня проектирования и строительства, что является преимуществами, которые нельзя найти в архитектуре ступ династий Сун, Юань, Мин и Цин.

Традиционный элементы являются основой китайской культуры и важным элементом современного дизайна, и в настоящее время существует тесная связь между традиционным и современным дизайном. Несмотря на непрерывное развитие экономики и стремительное изменение эстетики, современный графический дизайн содержит все больше и больше элементов традиционного культурного наследия, формируя таким образом свой собственный уникальный стиль с отличительными китайскими культурными характеристиками. В условиях современной экономической глобализации этот вид графического дизайна с ярко выраженными традиционными культурными характеристиками становится все более популярным среди людей, а также является одной из основных тенденций развития графики. Добавление элементов китайской традиционной культуры в современный графический дизайн также помогает большему количеству людей понять преимущества и очарование традиционной культуры и глубже понять Китай.

Способы визуализации элементов ступы

В данной статье подробно рассматриваются типичные элементы квадратной ступы династий Суй и Тан. Квадратная ступа династий Суй и Тан использовалась в основном для хранения реликвий, размещения писаний и всевозможного магического оружия и поклонения предкам, но с развитием времени ее функции и внешний вид также изменились [4]. Пагода Чанъань в Сиане является типичным примером, который сохранил в своем архитектурном проекте колорит квадратной ступы династий Суй и Тан с добавлением некоторых современных элементов на ее основе. С точки зрения моделирования, башня имеет вытянутую форму, основанную на характеристиках деревянных башен династии Тан, а конструктивно башня Чанъань состоит из белого стеклянного навесного фасада и цельностальной конструкции, сохраняя традиционную карнизную структуру династии Тан.

С древних времен до наших дней мир претерпел большие изменения, человеческая цивилизация также смогла прогрессировать в процессе непрерывного развития, например, китайских текст с начала мнемонической функции идеограмм постепенно расширился до декоративной функции, эта декоративность представляет собой текст как отдельный графический творческий дизайн или сам текст как основное изображение графического дизайна ре, так что графический дизайн текста сам по себе играет декоративную роль и эстетическую функцию, а также повышает уникальность графического дизайна. Исходя из этой идеи, мы относим ее к применению архитектурных элементов ступ династий Суй и Тан в графическом дизайне, когда ступы берутся в качестве основы в графическом дизайне, реорганизуются и преобразуются, в результате чего появляются новые формы. В процессе комбинирования, использования интерполяции, смещения, деформации формы, возникают новые элементы, которые оказывают глубокое впечатление на зрителя.

Графический дизайн – это процесс символизации информации, который реализуется через графическое представление. Символические элементы – это очень простые базовые графические единицы, используемые в графическом дизайне, такие как точки, линии, знаки препинания и так далее. Графические символы по сравнению с символами изображения более четкие, легко читаемые, например, красный восклицательный знак позволяет нам думать о предупреждении, зеленый круг позволяет нам думать о том, что можно пройти и так далее [5].

Графические символы в графическом дизайне обычно должны следовать тенденции времени, чтобы оказывать реальное визуальное воздействие, поэтому при добавлении символов в графический дизайн мы должны рассмотреть, может ли его значение быть выражено ясно или оно вводит зрителя в заблуждение [1]. Символический язык является жизненно важным элементом в графическом дизайне. В одном случае символический язык может еще больше усилить связь между графикой и языком, в другом случае символический язык не имеет конкретного значения, он помещается в дизайнерскую работу для того, чтобы усилить насыщенность работы, чтобы визуальный эффект был более полным и совершенным. В таком случае необходимо различать первичное и вторичное, чтобы символический язык был слабее, чем выражение темы языка. Применение элементов ступы позволяет людям увидеть первую мысль о традиционной китайской культуре, китайский стиль в данном случае используется для того, чтобы создать образ, а затем вызвать у зрителя ряд ассоциаций, связанных с ценностью и богатством китайской традиции.

Заключение

Традиционные китайские элементы и современный графический дизайн неразрывно связаны, они являются культурными символами времени. Для современного графического дизайна характерна интеграция современных графических техник и традиционных культурных символов Китая. Элементы ступы династий Суй и Тан являются одновременно традиционными культурными элементами и элементами моды, их применение может усилить визуальный пространственный эффект, не выглядя при этом резким, это применение адаптируется к тенденции развития современного китайского дизайна.

Список литературы

  1. Бальчиндоржиева О.Б. Цифровая культура vs культурная уникальность? (к вопросу о сохранении китайской культурной идентичности) / О.Б. Бальчиндоржиева, М.В. Золхоева // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 90-97.
  2. Ван Сюаньсюань. Исследование пагод в городе Чанъань династии Тан, Северо-Западный университет, 2014. С. 74-78.
  3. Ван Хайбо. Исследование оснований буддийских пагод. Пекин: Издательство культурных реликвий, 2011. 64 с.
  4. Дай Сяоцзюнь. Древние пагоды в Китае и их эстетические и культурные характеристики, Шаньдунский университет, 2014. 83 с.
  5. Юань М. Вызовы и возможности китайской традиционной культуры в эпоху цифровизации / М. Юань // Культурологические чтения, 2020. Культурный код в эпоху глобализации: цифровизация общества и образования: материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Екатеринбург, 10-14 марта 2020 г. Екатеринбург: Уральский государственный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. С. 151-156.