УДК 7

Арт-объект в современном общественном пространстве

Аксенова Лариса Вадимовна – аспирант кафедры «Дизайн среды» Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 

Орлова Елена Юрьевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн среды» Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Аннотация: Целью статьи является изучение понятия арт-объекта как специфического художественно-конструкторского продукта, являющегося результатом деятельности в таких сферах как арт-дизайн и паблик-арт. Рассмотрены истоки зарождения понятий арт-дизайна и паблик-арта и их отношение к объектам искусства, помещенным в общественную среду, как тенденции развития современной культурной сферы, а также уточнение некоторых особенностей этого процесса.

Ключевые слова: арт-объект, общественная среда, арт-дизайн, паблик-арт, преобразование пространства.

В XX - в начале XXI века в сетевой культуре происходил процесс бурного развития мирового искусства и переоценки художественных ценностей. Параллельно с развитием новейших технологий формируется и развивается новый язык искусства. Изменение процесса оценки и восприятия реальности требует адаптации предметов дизайна к новому миру, в котором информационные потоки, возможности и научно-технические инновации быстро и неуклонно растут и трансформируются. Меняющийся взгляд на предметы искусства - от прошлого к будущему - побуждает потребителей искусства приобретать новое чувство искусства, выходящее за рамки повседневной жизни, и заставляет нас по-новому относиться к миру, соответственно трансформируя нашу повседневную жизнь, наши желания и чувства.

Стремительное развитие и распространение новейших технологий, выход на качественно новый уровень визуализации приводит к появлению и интеграции новых, мало изученных процессов в области дизайна, например, арт-дизайна, функционирующего на тонкой грани между искусством и дизайном, в тесном сплетении со смежными дисциплинами, такими как паблик-арт и социальный дизайн.

Эволюционные процессы в искусстве позволяют распознать появление инноваций в художественной культуре, обеспечивая их долгосрочное влияние на дальнейшее развитие всех сфер социального развития и экономики. Дизайн играет значительную роль в этом развитии. Соответственно, процесс становления арт-дизайна приобретает новое значение, поскольку дизайнеры постоянно должны выполнять новое, важные задачи, соответствующие современным тенденциям в экономической сфере.

Если рассматривать арт-дизайн как вид проектной деятельности, основанный на стремлении человека к индивидуализации в творчестве, то его положение на данный момент максимально приближено к декоративному искусству, так как объекты арт-дизайна частично сохраняют или полностью теряют свои функциональные свойства, будучи при этом декоративными [6].

Важной особенностью проектирования художественных объектов является их эмоциональная составляющая. При создании работ усилия дизайнера направлены на организацию и оформление художественных впечатлений, которые «потребители впечатлений» получают от объекта [8].

На самом деле, проектируя художественную идею, дизайнер проектирует эмоции. Из-за своей ориентации на индивидуальное творчество и желания интегрироваться с искусством, арт-дизайн требует от художника (дизайнера) постоянного поиска идей, изображений и контента, окрашенного эмоциями, возможно, не линейными, но существенными, выразительными. Ведь не так важно, как художник воплощает объект арт-дизайна (художник переложил фокус собственного творчества на дизайн изделия или дизайнер минимизировал функциональность созданного объекта в пользу декора).

Продуктом арт-дизайна, помимо физического или виртуального пространства является объект арт-дизайна или же арт-объект. Однако арт-объект является и результатом деятельности, например, паблик-арта или стрит-арта, или любого другого направления современного искусства. Где же грань, относящая продукт к тому или иному направлению? И есть ли она в принципе. Именно в этом идеологическом ключе просвечивается некая борьба за собственное место арт-дизайна и паблик-арта.

Стоит обратиться к истокам зарождения этих понятий в попытке разобраться в терминологии. Зародившись в 80-е годы в Европе в результате безудержных поисков Сотсасса и других участников группы Мемфис новых смыслов обыденных предметов, арт-дизайн стремился к пробуждению эмоций, к провокации, выходя из лоно традиционного промышленного дизайна. С годами он трансформировался, выполняя различные творческо-конструкторские задачи, развивался своими путями в мировых культурах, и настолько близко в своих проявлениях приблизился к искусству, что сегодня идеологическая запутанность множества понятий, возникших на стыке искусства и дизайна настолько велика, что без консолидации усилий исследователей из разных точек мира выработка единой системы терминологии не представляется возможной. Арт-дизайн завоевал значительное доминирование как тип художественной и проектной концептуализации в современном ценностном пространстве искусства и дизайна. Привлечение дизайнеров к определенным художественным формам объясняется тем, что искусство рассматривается как источник новых оригинальных идей, которые помогают им решать собственные художественные задачи и способствуют разработке методов и инструментов дизайна [7].

Паблик-арт (от англ. "Public-art") - явление, зародившееся в США в 1960-х, служившее изначально цели национального фонда искусства по приобщению различных слоев населения к искусству, подразумевало установку в общественных местах крупномасштабных скульптур американских художников. Однако, вслед за развитием постмодернистских арт-практик, понимание что есть паблик-арт также менялось.

Как замечают в своих исследованиях Карцева Е.А. и Звягинцева М.Л., Российский современный художник, живописец, автор множества проектов по созданию арт-объектов на территории нашей страны: «паблик-арт эволюционировал от понимания себя как объекта к социальной и партиципаторной деятельности, направленной на переосмысление среды, что в целом соответствует логике развития современного искусства» [3]. В своих исследованиях они ссылаются на слова Мивон Квон, куратора, преподавателя истории искусств корейского происхождения, работающую в США, чья работа сосредоточена на современном искусстве, лэнд-арте и искусстве, ориентированном на конкретные места. Она говорит, что для паблик-арта форма не является определяющим критерием, уступая место функции, а именно: «производству различных форм публичности и моделей коммуникативных практик» [4]. Под коммуникативными практиками здесь рассматриваются модели взаимодействия широких слоев общественности и узкими группами «правящих» в политическом и идеологическом смыслах.

Таким образом, понятие функциональности, в данном случае информационно-идеологической, в контексте паблик-арта рассматривается как основополагающее. Следовательно, арт-объект,  являясь носителем эстетической ценности и идеологической функциональности, представляет собой продукт деятельности арт-дизайна и паблик-арта одновременно. Выражаясь образным языком, можно сказать, что выйдя с противоположных полюсов, чистой эстетики и утилитарной функциональности, пройдя долгий путь преобразований искусство и дизайн в своем развитии пересеклись на поприще социальной востребованности комфортных и значимых средовых пространств для жизни и деятельности.

Арт-объект в общественной среде – это уникальная форма современной художественно-конструкторской деятельности. Его основой является комплексный подход и синтез различных методов художественной выразительности, традиционных и нетрадиционных средств проектирования и  создания форм, которые выливаются в единство пространственной композиции материалов, нацеленных на оригинальность, уникальность и новизну. Важными тенденциями развития сферы арт-дизайна сегодня являются выявление и формирование новых характерных особенностей художественного объекта, уточнение эффективности его восприятия путем раскрытия основного содержания, усиление эмоционального воздействия, а также достижение гармонии и композиционной связности всех элементов [5].

В заключении хотелось бы отметить, что основной целью создания арт-объекта является преобразование пространства, в которое его помещают, с помощью эмоционального посыла, необходимого для осуществления различных психо-социальных, экономических, просветительских, экологических и других задач. Арт-объект, как многогранное явление современной культуры, может быть создан дизайнеро или художником в рамках арт-дизайна или паблик-арта с помощью концептуальных и изобразительных средств при использовании наработанного опыта искусства и дизайна, которые уже многие годы идут бок о бок, стирая границы между сферами своего влияния.

 Человек меняет свою среду обитания, культурные стандарты под влиянием эволюции, преобразуя как культурное пространство, так и сферу своей чувственности.

Эти изменения приводят к появлению и интеграции нового типа дизайна - арт-дизайна, способного преобразовать внутренний мир человека, создать новые системы ценностей, смыслов и идеалов, задающих новые векторы самореализации.

Список литературы

  1. Абакумов Л.И., Дергач Г.И. Арт-объекты в современном средовом дизайне // Царскосельские чтения. 2015. № XIX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-obekty-v-sovremennom-sredovom-dizayne (дата обращения: 08.01.2024).
  2. Бинсянь У. ПАБЛИК - АРТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ГОРОДСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ // Культура и искусство. 2023. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pablik-art-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-gorodskoy-hudozhestvennoy-sredy (дата обращения: 08.01.2024).
  3. Карцева Екатерина Александровна, Звягинцева Марина Леонидовна Паблик-арт: терминологические подходы и критерии идентификации // Артикульт. 2020. № 1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pablik-art-terminologicheskie-podhody-i-kriterii-identifikatsii (дата обращения: 08.01.2024).
  4. Квон М. Паблик-арт как публичность [Электронный ресурс] Художественный журнал № 89. 2013 URL: https://special.theoryandpractice.ru/miwon-kwon (дата обращения: 08.01.2024).
  5. Bian, J. & Ji, Y. (2021). Research on the Teaching of Visual Communication Design Based on Digital Technology. Wireless Communications and Mobile Computing, 12, 1-11.
  6. Meyer, M. & Norman, D.A. (2022). Changing Design Education for the 21st Century. The Journal of Design Economics and Innovation, 6, 1, 13-49. https://www.researchgate.net/publication/340332505.
  7. Zhan, S. (2022). Construction and Analysis of Visual Communication Design Curriculum Based on Random Matrix, 1053294 https://www.hindawi.com/journals/mpe/2022/1053294. https://doi.org/10.1155/2022/1053294.
  8. Zhong, W., Schröder, T. & Bekkering, J. (2021). Biophilic design in architecture and its contributions to health, well-being, and sustainability: A critical review. Frontiers of Architectural Research, 11, 1, 114-141. https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S2095263521000479. https://doi.org/10.1016/j.foar.2021.07.006.

Интересная статья? Поделись ей с другими: