УДК 78

Стратегии совершенствования навыков игры на фортепиано

Лю Инюй – магистр кафедры специального фортепиано факультета фортепиано Казанской государственной консерватории.

Аннотация: Мастерство игры на инструменте, включая фортепиано, представляет собой особый вид деятельности, при освоении которого человек получает специфические знания, умения и навыки. В это входит чтение с нот, игра по слуху, правильная позиция за инструментом, извлечение звука и так далее. Однако основным результатом обучения игре на фортепиано являются исполнительские навыки, без которых игра на инструменте становится невозможной. В статье представлено описание звуковых, ритмических, слуховых, художественно-образных, нотно-ориентированных навыков. Подчеркивается их важность, применение и способы развития.

Ключевые слова: фортепиано, развитие, навыки.

Введение

Навык – это результат многочисленных занятий, при которых каждое действие выполняется автоматически, без необходимости осуществлять полный контроль над каждым его аспектом. Со временем навык превращается в умение, где основной акцент сдвигается с самого процесса на финальный результат, и внешний контроль постепенно заменяется внутренним. Уважаемый психолог Ренат Немов не только описывает этот процесс, но также выделяет три основные категории навыков: восприятие, интеллект и движение.

Развитие навыков играет ключевую роль в развитии способностей, знаний и умений каждого человека. Ученый Юрий Гиппенрейтер объясняет, что совершенствование навыков приводит к двум значительным результатам: оперативному и точному выполнению задачи и освобождению сознания для освоения более сложных задач. Он приводит пример обучения игре на фортепиано, где начинающий ученик должен сначала овладеть основами, затем развивать технику игры и, через регулярные тренировки, переносить действия в бессознательное сознание для достижения искусства.

Навыки взаимодействуют друг с другом, объединяясь в сложные структуры. Как отмечает Ренат Немов, эти взаимодействия могут быть гармоничными, согласованными или противоречивыми. Чтобы сохранять навыки, их необходимо регулярно применять, иначе они могут потерять свою скорость, гибкость и другие характеристики, приписываемые автоматизированным и привычным действиям.

Основная часть

Автоматизация профессиональных навыков на фортепиано является неотъемлемой составляющей игры. Она позволяет нам сосредоточиться на действиях и развивать музыкальное мышление. Очень важно развивать техническую сторону игры, включая подготовку рук, точное исполнение, мелкую моторику и навыки игры орнаментов, аккордов и других музыкальных элементов. Движения и позиция пальцев должны быть приспособлены к индивидуальным особенностям каждого ученика и характеру произведения.

Развитие технических навыков включает в себя умственное, слуховое и двигательное мышление. Чтобы улучшить этот процесс, мы должны учитывать физиологические и психологические особенности. Каждый музыкант должен непрерывно развивать свои навыки, чтобы достичь профессионального уровня.

Овладение чувством ритма является одной из основных целей в музыкальном обучении. Ритм является основным элементом музыки, определяющим отношения между звуками во времени. Он тесно связан не только с темпом, но и с эмоциональным выражением и движением. Исследования показывают, что восприятие ритма всегда сопровождается двигательной реакцией, поэтому развитие чувства ритма должно опираться на уже изученные двигательные навыки.

Навык чтения нот включает не только точное воспроизведение музыкального материала, но и способность соединить слуховые впечатления с письменными нотами, читать музыкальные записи на бумаге, осваивать основы музыки и развивать глазомер. Умение читать ноты на бумаге является важным фактором, определяющим эффективность учебного процесса в целом. Оно позволяет быстро усваивать большие объемы информации, а также связывать различные понятия, расширять музыкальные знания и развивать любовь к музыке.

Слуховые навыки являются основой мастерства в музыке. Они направлены на восприятие отдельных звуков, определение их высоты и понимание мелодий и аккордов, состоящих из двух или более звуков. Уровень развития этих навыков зависит от развития слухового анализа.

Прогресс развития музыкального слуха играет ключевую роль в способности музыканта полностью понять и ощутить музыку во всех ее проявлениях. Две основные задачи, стоящие перед музыкантом, - это точное воспроизведение звука и передача мелодического развития музыкального материала. Эти аспекты имеют важное значение для исполнения любой музыки и должны учитываться еще на ранних этапах обучения, когда ученик осваивает различные техники извлечения звука и работу с клавишами. При передвижении рук по клавишам ученик также перемещает мелодическую линию звука, что способствует не только формированию естественного положения рук, но и создает непрерывное музыкальное выражение.

Исполнительское искусство обладает особой силой передачи эмоций и идей через звук. Тем не менее, достижение непрерывности и высококачественного звучания требует многолетней работы над техникой и звуковым извлечением. Обучение в этом аспекте начинается с ранних стадий и продолжается на протяжении всего творческого пути музыканта, всегда стремясь к совершенству.

Развитие творческого мышления и музыкальных навыков является взаимосвязанным процессом, где музыкальные искусства отражают нашу жизненную энергию, преобразуя музыкальные образы в нашем сознании и объединяя эмоциональное и рациональное восприятие. Центральной основой музыкального мышления является интуитивное восприятие звука, однако помимо него, музыкант должен быть способен организовывать музыкальный материал в цельную и осознанную форму.

Художественные образы предоставляют возможность выражать мысли и эмоции, вызывая ассоциации и визуальные образы. Одной из важнейших целей художественного образа является эмоциональное воздействие на слушателя, объединяя аналитическое и образное мышление. Развитие художественно-образных навыков происходит через анализ музыкальных закономерностей в процессе изучения музыкальных произведений. Улучшение слухового восприятия, развитие ассоциативного и творческого мышления способствует расширению эмоциональной реакции на музыку.

Заключение

Все эти навыки тесно переплетаются и развиваются постепенно в процессе обучения игре на фортепиано. Для достижения эффективного развития игровой техники, необходимо обладать яркими и образными представлениями, а также углубленным пониманием и расширением слуховых способностей. Формирование исполнительского мастерства происходит постепенно и требует постоянной работы над техникой на протяжении всего обучения.

На каждом этапе обучения развитие техники игры тесно связано с музыкальными композициями. Одним из важных аспектов в формировании исполнительских навыков являются специальные упражнения. Однако стоит отметить, что развитие технических умений не должно ограничиваться механическим повторением, а должно рассматриваться как творческий и художественный процесс.

В области фортепианной педагогики, развитие исполнительских навыков играет важную роль в формировании творческого мышления у молодых музыкантов и в освоении соответствующих знаний. Регулярные упражнения помогают развивать навыки, позволяющие не только технически грамотно исполнять музыкальные произведения, но и передавать их эмоциональную глубину и художественность. Работа над развитием творческого мышления, слуховых представлений, чувством мышц и их координацией также играет важную роль в достижении высокого мастерства в области фортепианной игры.

Список литературы

  1. Баринова М.Н. О комплексном развитии музыкальных способностей ученика в классе фортепиано. Ленинград, 1961. С. 130-134.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2002. 336 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. 632 с.
  4. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград: Музыка, 1971. 345 с.
  5. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я – детский педагог. СПб: Союз художников, 2002. 112 с.