УДК 80

Культуроформирующая функция журналистики на современном этапе развития российского общества

Лю Хайпэн – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается влияние медиа на формирование культурных ценностей общества, просвещение и социализацию индивидов. Также проводится анализ изменения в рассмотрении культурных событий в современных СМИ и их влияния на общественное мнение.

Ключевые слова: информационная цивилизация, культурное пространство, контент, медийный канал, культуроформирующая деятельность.

Исследование функций СМИ является важной частью журналистики, поскольку позволяет оценить их влияние на общество, а также эффективность работы в областях информационной деятельности. Существует большое разнообразие таких функций, при этом они варьируются в зависимости от контекста и исследуемых аспектов. Основными являются: информационная, образовательная, культурно-просветительская, организационная, регулирующая, коммуникативная, развлекательная [3].

XXI век отличается от всех предыдущих эпох прежде всего использованием информационных технологий в различных областях жизни людей. Роль СМИ и журналистики в такой ситуации становится более важной, так как в информационной цивилизации трудно представить социальное управление и даже существование общества без эффективных и постоянно действующих каналов обмена массовой информацией. Это свойство информационной цивилизации является важным для формирования культуры.

Большинство людей знакомится с произведениями живописи, театральными постановками и другими аспектами художественной культуры благодаря различным формам и содержанию, представленным в многочисленных и разнообразных медийных каналах. Это свидетельствует о том, что роль СМИ и журналистики в современном обществе имеет важное значение в формировании культурного пространства. Однако, существует проблема в том, что медийные каналы, воспользовавшись правом на свободу передачи информации, порой наполняются низкокачественным контентом, который не соответствует истинной культуре и может оказывать асоциальное или антисоциальное воздействие на общество. Это вызвано, в частности, свободным выбором журналистов и руководителей медийных организаций в определении содержания и формы представления культурной информации. Журналисты сами решают, что публиковать, в каком объеме, в какое время, а также, как комментировать и рецензировать произведения культуры, проводить рекламу культурных событий.

Следовательно, необходимо разработать способы управления культуроформирующей деятельностью СМИ, соответствующие современным требованиям. Эти механизмы должны учитывать сущностные характеристики культуры, а также учитывать ценности свободы слова и свободы СМИ. Критериями успешной реализации таких механизмов должны являться культурное развитие общества, осознание важности высокой культуры всеми его социальными группами, установление высоких идеалов «культурного человека» и развитие умения использовать эти идеалы в повседневной жизни и деятельности.

Современные печатные издания обращают меньше внимания на реализацию своей культуроформирующей функции. Наиболее распространенный формат включает информационные материалы, освещающие события и новости в области искусства, культуры и науки, предоставляя широкой аудитории информацию о новых разработках в этих областях. В публикациях, посвященных культурной тематике, основное внимание уделяется репортажам о культурных событиях (концерты, выставки и другие мероприятия) и интервью с деятелями искусств. Продолжает оставаться актуальной проблема качества духовных произведений, которые появляются на страницах изданий. Например, С. П. Суворова отмечает ограничение тематики, связанное с освещением культурной сферы в печатных изданиях, а также уменьшение разнообразия жанров: основной акцент делается на информационных материалах, снижается количество аналитических публикаций, и практически отсутствуют художественно-публицистические тексты [2].

В современной эпохе особенно значимо для телевидения осознавать свое влияние и связь с культурой. Оно рассматривается как коммуникативная составляющая и институт, связанный с культурой. Существует концепция «специализированной духовной деятельности», которая ориентирована на создание истинно художественных произведений, а «неспециализированная духовная деятельность» учитывает интересы как профессионалов, так и других членов общества и связана с культурой труда, досуга, межличностных отношений [5, с. 7].

Современные исследования оценивают телевидение, как средство формирования культурных ценностей. Однако, культурно-просветительские программы на телевидении сталкиваются с проблемой позиционирования в программном расписании. Они в основном вещаются в утренние или ночные часы. Однако особое внимание заслуживает специализированный телеканал «Россия-Культура», который играет важную роль в проведении культуроформирующей деятельности. Канал информирует о ключевых событиях культурной жизни, предлагает аудитории уникальную возможность погрузиться в культурное наследие и искусство. Он также производит собственные программы и циклы различных жанров и тематик. В его программном плане включены историко-просветительские, информационно-познавательные, информационно-аналитические программы, документальные фильмы, ток-шоу и другие. Можно отметить, что программы телеканала способствуют не только культурному обогащению, но и развитию интеллектуального потенциала зрителя.

Современное медиапространство отмечает глобальное снижение аудитории телевидения. В настоящее время быстро меняющиеся технологии телевизионного вещания приводят к изменению аудитории и размышлениям телезрителей о своих привычках просмотра телепрограмм.

Исследования показывают, что частота и продолжительность телесмотрения устойчиво уменьшаются в течение последних лет, что связано с изменением привычек потребления медиаконтента и развитием новых способов потребления видеоконтента через Интернет. Снижение линейного телепросмотра происходит из-за перехода аудитории на интернет-ресурсы [4].

Реализация культуроформирующей функции СМИ изменяется в зависимости от исторического периода. Однако важно учитывать, что политические, социальные и экономические процессы в обществе, в том числе, определяются социокультурными факторами, такими как нравственные и духовные приоритеты, ценностные ориентиры, закрепленные в общественном сознании. Реализация культуроформирующей функции СМИ также сильно зависит от информационной культурной политики, проводимой социальными институтами и государством в целом. По мнению исследователей, «культуроформирующая деятельность журналистики становится эффективной в условиях систематизированной культурной политики государства, которое, как источник правовых норм, обладает значительными возможностями для оптимизации информационной политики СМИ в сфере культуры» [1, с. 14].

В настоящее время освещение культурных событий в СМИ, хотя и воспринимается журналистами как повод для информационных материалов, происходит без конкретной системности, что указывает на отсутствие целостной концепции распространения культуры и просвещения. Таким образом, выполнение культуроформирующей функции, подобно другим функциям журналистики, направлено на изменение восприятия мира массовой аудиторией. СМИ, осуществляя культуроформирующую функцию, способствуют социализации индивида и вовлечению его в социокультурный опыт.

Список литературы

  1. Блохин И. Н. Личность в пространстве массовой коммуникации: начало ролевого анализ: Монография /И. Н. Блохин. – СПб.: Scientia, 2016 – 360 с.
  2. Журналистика и культурные коммуникации: образовательный контекст // Век информации. 2017. № 1. [Электронный ресурс] URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1491384682_8813.pdf, (дата обращения: 23.01.2024).
  3. Кульчицкая Д.Ю. Новые медиа в глобальном мире: учебное пособие для студентов вузов / Кульчицкая Д.Ю. – Москва: Аспект Пресс, 2021. – 141 c. – ISBN 978-5-7567- 1133-2. – Текст: электронный // IPR Smart: [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/109790.html (дата обращения: 23.01.2024).
  4. Полуэхтова И. А. Динамика мотивационной структуры телепотребления россиян // Медиаскоп. - 2018. Вып. 4. // Электронный ресурс. Режим доступа: URL http://www.mediascope.ru/2508 (дата обращения: 21.01.2024).
  5. Телевидение как феномен культуры: учеб. пособие / М. А. Мясникова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 140 с. ISBN 978-5-7996-2156-8.

Интересная статья? Поделись ей с другими: