УДК 80

Визуальная коммуникация как наиболее эффективный и доступный способ обмена знаниями пользователей

Сунь Юйкан – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается важность визуальной коммуникации в обмене знаниями среди пользователей в современном информационном контексте. Также в статье раскрывается психофизиологическое обоснование выбора этой формы делового общения.

Ключевые слова: визуальная коммуникация, визуальные материалы, формы визуальных ресурсов, цифровая активность, эффективное обучение.

С учетом того, что сетевые коммуникации становятся все более популярными, социальное взаимодействие во многом определяется средствами массовой информации. В современной жизни укоренилась визуально ориентированная среда: телефонные звонки уступили место видео-звонкам через FaceTime и Zoom, социальные платформы давно перешли к визуальному контенту вместо текста, а маркетинг все более активно использует изображения, видео и иллюстрации для привлечения внимания потенциальных пользователей (потребителей).

Визуальная коммуникация состоит из двух частей; коммуникационный дизайн и графический дизайн.

Коммуникационный дизайн – это создание сообщения, которое обучает, мотивирует и привлекает зрителя.

Графический дизайн использует принципы дизайна, чтобы донести это сообщение ясным и привлекательным для целевой аудитории способом.

Суть визуальной коммуникации заключается в выборе элементов, которые принесут наибольшую пользу аудитории. Эти элементы обычно включают в себя текст, значки, фигуры, изображения и визуализацию данных.

Существуют известные методы для объяснения моделей коммуникации, которые включают в себя участника отправителя и получателя сообщения, передаваемую информацию, обратную связь, канал передачи и конечный результат взаимодействия. Эти подходы являются присутствовали во все времена, когда люди находились в коммуникации друг с другом. Они по-прежнему актуальны и применяются в настоящее время [7, с. 21]. Визуальные символы и знаки, используемые для передачи информации, могут быть исследованы научным подходом, аналогичным изучению текста. Визуальный текст имеет создателя, то есть человека, который старается передать определенную идею, закодированную в соответствующее сообщение, а также получателя (зрителя), основная цель которого - понять содержание визуального сообщения. Легкость понимания визуального сообщения объясняется его знакомостью для современного человека и необязательностью обладать специальными навыками для его расшифровки [7, с. 25].

В 2000 году компания Microsoft провела опрос, в результате которого было выявлено, что средний период, на который человек способен сосредоточить свое внимание, составляет 12 секунд. В 2015 году аналогичное исследование показало, что это время сократилось до 8 секунд. Это время оказалось меньше, чем внимательность золотых рыбок (около 9 секунд) [4]. Данное открытие буквально переворачивает представление о привычных моделях взаимодействия с информацией и подчеркивает необходимость изменения методов общения с пользователями в цифровой эпохе.

Визуальная коммуникация представляет собой процесс передачи смысла, будь то идеи, инструкции, данные или другой вид информации, с использованием графических элементов, а не текста или звука. Для многих это оказывается более эффективным и доступным способом обмена информацией, чем текстовая коммуникация [1].

Преимущества визуальной коммуникации:

  • информация лучше усваивается, когда она представлена визуально, что способствует вероятности создания более долговременной и устойчивой памяти у человека;
  • визуальная коммуникация способствует пониманию и запоминанию материала во время его усвоения. Визуальные эффекты позволяют подчеркнуть ключевые моменты, представляя их в эффективной и увлекательной форме, что помогает зрителю связать основные моменты с контекстами, важными для его личной жизни, тем самым укрепляя связь информации и памяти.

Также стоит отметить, что область мозга, ответственная за обработку визуальной информации (зрительная кора), гораздо больше по сравнению с областью мозга, отвечающей за чтение слов (область Брока). Предоставляя информацию в визуальном виде, у человека активизируется своя собственная система управления информацией [2].

Визуальная коммуникация, осуществляемая через различные социальные сети при помощи видеороликов и фотографий, представляет собой доступный и эффективный способ обмена знаниями среди пользователей.

Согласно исследованиям, которые были проведенны Visual Teaching Alliance [6, с. 93-97] определили, что мозг способен обрабатывать около 36000 визуальных сообщений в час. Визуальное восприятие оказывает значительное воздействие на действия, эмоции и формирование личности человека. Альберт Мехрабиан, ученый в области психологии, провел исследование, в результате которого было показано, что 93 % информации, которую передают люди друг другу во время общения, осуществляется через невербальные сигналы. В книге «Ways of Seeing» (1972) Джон Бергер, теоретик СМИ, отмечает, что «восприятие идет впереди слов. Ребенок сначала смотрит и узнает, прежде чем научится говорить» [3, с. 78-82].

Коллективная концентрация внимания сегодня сужается, а постоянная цифровая активность порождает различные внешние факторы, которые мешают восприятию информации. Визуальная коммуникация помогает преодолеть эти факторы, позволяя донести сообщение с помощью запоминающегося контента. Кроме того, визуальная коммуникация привлекает внимание, вызывает более сильные эмоции, улучшает запоминание информации, экономит время и укрепляет идентичность бренда, выделяет общий опыт [5].

Прием и сохранение предоставляемой информации человеком могут сильно различаться в зависимости от того, где он находится в каждом из спектров (слои общества, которые имеют разные стили обучения и разный опыт), а также от того, как предоставляется информация.

Интеграция визуальной коммуникации в повседневную жизнь человека важна, потому что она помогает устранить пробелы, которые оставляет традиционное словесное общение.

Когда обсуждают язык визуальных средств, одной из основных целей контента становится способность впечатлить и развлечь аудиторию своими образами и идеями. В связи с тем, что коммуникационные характеристики информационной эпохи тесно связаны с визуальным восприятием, именно визуальные символы и знаки в настоящем веке становятся основным средством представления себя другим людям.

В заключение можно отметить, что визуальная коммуникация играет важную и эффективную роль в обмене знаниями среди пользователей. Исследования показывают, что визуальные материалы и методы привлекают внимание и улучшают понимание информации, способствуя более эффективному запоминанию.

Список литературы

  1. Желязны Джин Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям / Джин Желязны. - М.: Манн, Иванов и Фербер, Институт комплексных стратегических исследований, 2016. - 304 c.
  2. Запутанный мозг. Путеводитель по нейропсихологии Ники Хейз // Электронный ресурс. Режим доступа: URL https://www.litres.ru/book/niki-heyz/zaputannyy-mozg-putevoditel-po-neyropsihologii-68523957/chitat-onlayn/page-5/ (дата обращения: 21.01.2024)
  3. Морозов М.Д. Роль эстетики в веб-дизайне [Текст] / М.Д.Морозов, В.В. Романов // Вестник АГТУ. – 2019. – № 2 (68). – С. 78–82.
  4. Обучение в эпоху «золотых рыбок» Д. Калаев // Электронный ресурс. Режим доступа: URL https://www.iidf.ru/media/articles/trends/obuchenie-v-epokhu-zolotykh-rybok/ (дата обращения: 20.01.2024)
  5. Пост Деловой этикет. Персональные коммуникации для профессионального успеха / Пост, Пост Пегги, Питер. - М.: Эксмо, 2008. – 304 c.
  6. Семенец, Е. Ю. Логотип в системе брендинга организации [Текст] / Е. Ю. Семенец, Н. В. Федорова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – № 10. –С. 93–97
  7. Шустер О.В. Визуально-коммуникативное взаимодействие в символическом пространстве современного информационного общества. Канд. дисс..: М., 2015. – С. 21-25.

Интересная статья? Поделись ей с другими: