УДК 070

Институциональная память журналистики

Ван Инань – студент Балтийского федерального университета им. И.Канта.

Аннотация. В данной статье осуществляется всесторонний анализ эволюции журналистики в контексте институционального кризиса, вызванного постмодернизмом и глобальными событиями, включая пандемию COVID-19. Акцентируется внимание на переходе общественной и личной активности в цифровое пространство, что способствовало развитию новых форм журналистики и изменению профессионального поведения. Исследование подчеркивает важность новых теоретических и методологических подходов в ответ на независимые действия корпораций и проникновение сетевых технологий в журналистскую деятельность. Статья исследует, как классические институты претерпели изменения от вертикальной системы к горизонтальному анализу внутриличностных и глобальных противоречий, подчеркивая влияние цифровых технологий на медиасистемы и социальные сети. Обсуждается вклад Людвига Флека и Мэри Дуглас в понимание стиля мышления как фундаментального элемента мыслительных коллективов в медиапространстве. Анализируются разнообразные методологии исторического анализа журналистики, а также влияние глобализации на современные энциклопедические и словарные определения журналистики. В статье подчеркивается, что каждый этап развития журналистики накапливает институциональные качества, сохраняя характеристики социального субъекта и формируя институциональную память. Особое внимание уделяется адаптации теории журналистики к изменяющимся временным и пространственным условиям в условиях глобализации и национальных особенностей.

Ключевые слова: институциональный кризис, постмодернизм, цифровое медиапространство, эволюция журналистики, глобализация.

Исследования в области гуманитарных наук акцентируют внимание на проблеме институционального кризиса, особенно в контексте постмодернизма, который разрушает традиционные социальные нормы и проникает в общественное сознание и организационные структуры. Эта тема особенно актуализировалась в свете пандемии COVID-19, которая стимулировала переход большей части общественной и личной активности в цифровое пространство, значительно повлияв на социальное поведение и медиапотребление. Эти изменения породили новые формы журналистики и профессионального поведения, влияя на общественные процессы и информационное воздействие.

С этими процессами связано появление новых институциональных форм в медиапространстве. Шошана Зубофф в своей концепции надзорного капитализма подчеркивает, что корпорации начали действовать независимо, превращая личный опыт людей в данные и утверждая свои права на них. Это вызвало необходимость в новых теоретических и методологических подходах для анализа и понимания этих изменений.

Традиционно институты рассматривались как часть "вертикальной" системы между различными социальными подсистемами, но современные изменения требуют "горизонтального" подхода. Это включает в себя анализ внутриличностных конфликтов и глобальных цивилизационных противоречий, как показывает теория Иммануила Валлерстайна.

Локальные медиасистемы и глобальные социальные сети вступают в конфликт: глобальные сети пытаются заменить традиционные институты, в то время как локальные медиасистемы стремятся сохранить свою уникальность и суверенитет. Это порождает противоречия между анонимностью и персонализацией, между реальным и виртуальным. В этих условиях особенно важно разработать новые теоретические подходы и методологии для анализа этих сложных взаимодействий.

Людвиг Флек, в своей концепции "стиля мышления", описал его как фундаментальный элемент мыслительного коллектива, то есть сообщества людей, обменивающихся идеями и поддерживающих интеллектуальное взаимодействие. Этот концепт подчеркивает, что индивидуальное мышление неразрывно связано с коллективным, особенно в контексте медиапространства, где общение происходит через различные формы, включая научные школы, университеты, автора и читателя, а также сетевой обмен.

Мэри Дуглас подчеркивает, что стиль мышления определяет, что считается значимым вопросом и истинным или ложным ответом, ограничивая таким образом рамки любого суждения об объективной реальности. В медиапространстве стили мышления формируют мыслительные коллективы его участников, включая авторов, пользователей и коммуникаторов, определяемые структурой ментальных матриц, состоящих из концептов, контекстов, ценностей и смыслов.

Исследование медиапространств также включает анализ журналистики как одного из важных мыслительных коллективов, обладающего своим уникальным стилем мышления. Изучение истории журналистики предполагает анализ больших объемов данных о авторах, редакциях, взаимодействии прессы с институтами, а также экономике и типологическом развитии СМИ. Каждый исследователь вносит свой вклад в этот анализ, опираясь на собственное научное мировоззрение и методологические подходы.

Различные методологии исторического анализа журналистики были предложены разными учеными. Например, Е.А. Корнилов предложил использовать синхронический и диахронический анализ, М.М. Ковалева выделила два специфических периода в истории журналистики, А.Ю. Быков рассмотрел институциональный метод анализа, а Е.В. Ахмадулин акцентировал внимание на системном анализе в дополнение к принципам историзма. Эти подходы позволяют глубже понять эволюцию журналистики и ее роль в социальном развитии и разнообразии общественных интересов.

Анализ эволюции журналистики опирается на синтез институционального и историософского подходов, который помогает понять, как различные интерпретации социального института и журналистики в частности приводят к эволюционным закономерностям. Изучение теории журналистики включает в себя анализ понятий и терминологии, которые меняются в зависимости от доминирующих в определенные эпохи научных подходов и теоретических способов объяснения социальных феноменов.

Особое внимание уделяется каноническим определениям журналистики, которые отражают общее согласие научных сообществ. Например, в эпоху Просвещения французская энциклопедия описывает журналиста как часть творческого мыслительного коллектива, занимающегося критикой, популяризацией и просвещением. Журналисты того времени рассматривали себя как просветителей, часто работая безвозмездно и выражая свои мысли исходя из сердца и души.

Эта энциклопедия также подчеркивает коллективный характер журналистской деятельности, отмечая важность качеств, таких как беспристрастность, проницательность и образованность. Особое значение придается пониманию контекста времени и обстоятельств создания критикуемых произведений, что указывает на глубокую аналитическую и критическую роль журналиста.

Таким образом, методологический подход к анализу журналистики включает в себя исторический контекст и институциональное понимание, позволяя учитывать как индивидуальные, так и коллективные аспекты в развитии этого важного социального института. Этот подход может быть применен как к изучению отечественной журналистики, так и к анализу других локальных медиасистем.

В период XIX — начала XX веков журналистика претерпевает значительные изменения, оформляясь в развитую организационную структуру с разнообразными редакциями и профессионально работающими людьми. В России этот период характеризуется подъемом журналистики, основанной на разночинцах, образованных людях, не принадлежащих к какому-либо сословию. Они стали ключевой частью журналистского мыслительного коллектива, охватывающего различные идеологические течения от материалистов до идеалистов и от западников до славянофилов.

В словарных и энциклопедических определениях того времени журналистика ассоциируется с литературной деятельностью. В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» описывает журналистику как «журнальную, срочную словесность», а журналиста – как «издателя, редактора повременного издания». Ф.Ф. Павленков в «Энциклопедическом словаре» и в «Словаре иностранных слов» также упоминает журналистику как литературу периодических изданий.

На рубеже 1920-1930-х годов в Советском Союзе журналистика приобретает полноценную институциональную форму. Этот период характеризуется увеличением аудитории периодических изданий благодаря ликвидации неграмотности. В «Большой советской энциклопедии» (1932) Ф.А. Ротштейн дает развернутое описание журналистской профессии, отмечая ее классовый характер и акцентируя внимание на общественно-политической направленности журналистики.

Ротштейн выделяет внутреннюю специализацию в редакционной работе и описывает изменения в роли журналиста, который теперь не ограничивается работой в редакции, а активно участвует в общественной жизни, организует совещания, обследует работу колхозов и совхозов, критикует ошибки и злоупотребления. Он также подчеркивает важность профессиональной подготовки и специального образования, что подтверждается наличием в энциклопедии статьи о «Коммунистическом институте журналистики».

Таким образом, журналистика XX века развивается от литературно ориентированной деятельности к профессионально организованной сфере, активно участвующей в общественной жизни и образовательных процессах.

Во втором издании «Большой советской энциклопедии» (1952), автор Гр. Осипов обновляет определение журналиста, расширяя его до профессионального работника СМИ, включая газеты, журналы, информационные агентства и другие средства массовой информации и пропаганды. В этом издании также подчеркивается развитие профессиональной специализации в журналистике, например, редакторы, критики, корреспонденты и другие специалисты. Отмечается классовый характер журналистики, различая прогрессивную школу и буржуазную журналистику. В советской журналистике акцент делается на принципах партийности, правдивости, идейности и народности, в то время как буржуазная журналистика представлена как служащая газетно-журнальным концернам и монополиям. В этом издании также появляется краткое определение журналистики как формы литературной деятельности и профессии журналистов, а также как совокупности периодических изданий.

В третьем издании энциклопедии (1972), автор Е.П. Прохоров определяет журналистику как общественную деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной информации. Он выделяет социальные функции журналистики: пропаганду, агитацию, социальную организацию, формирование общественного мнения и участие в управлении социальными процессами. Журналистика рассматривается как совокупность профессий, продукции деятельности и предмета изучения и преподавания.

В период перестройки, как отмечено в энциклопедических словарях, журналистика продолжает выполнять функции идеологических, политических и организаторских функций, которые зависят от социальной природы общества.

К концу XX века журналистика развивается как полноценный социальный институт с развитым функционалом, внутренней структурной дифференциацией и типологическим разнообразием. Она встраивается в социальную систему, выполняя свои функции на различных уровнях: общественном, подсистемах, социальных группах и индивидуальном. В этот период формируются профессиональные союзы и объединения, а также развивается система специализированного профессионального образования. Журналистика становится массовой профессией, с медиасистемой как основной структурой, и развиваются научно-педагогические школы журналистики.

Исследование зарубежных концепций журналистики нашло свое отражение в работах Л.М. Земляновой, особенно в ее словаре «Коммуникативистика и средства информации». Здесь журналистика рассматривается как профессиональная деятельность и ее результат, а также анализируется термин «журнализм» в контексте различных типов деятельности и академических исследований. Это отражение глобальной тенденции к стандартам миросистемы в области науки и образования в конце XX - начале XXI веков. Важным аспектом стало проникновение сетевых технологий в журналистскую деятельность, что привело к появлению новых форм, таких как «гражданская журналистика» и виртуальные мыслительные коллективы. Все это потребовало поиска новых форм нормативной регуляции и институциональности.

Современное состояние журналистики описывается в «Большой универсальной энциклопедии» (2010) и других современных изданиях, где журналистика представляется как сбор, подготовка и распространение новостей и связанных с ними материалов через различные носители информации. В словаре «Отечественная теория медиа: основные понятия» (2019) журналистика представлена мультипарадигмально, акцентируясь на ее профессиональной, социальной и творческой ролях.

На разных этапах своего развития журналистика накапливает институциональные качества, сохраняя характеристики социального субъекта. Она проходит от индивидуальной деятельности до массовой профессиональной деятельности и становится полноценным социальным институтом. При этом каждый этап характеризуется уникальным стилем мышления и особенностями мыслительных коллективов, включающих журналистов, организаторов, регуляторов и преподавателей. Эти этапы свидетельствуют о сохранении профессиональной идеологии журналистики на фундаменте актуальности, объективности, оперативности и фактичности.

В контексте глобализации и национальных особенностей российская журналистика сохраняет свои институциональные качества, опираясь на литературоцентричность и просветительскую миссию. Учет фактора институциональной памяти в теории журналистики позволяет анализировать ее с позиций различных парадигм и методологий, адаптируясь к специфике разных временных и пространственных условий.

Список литературы

  1. Вакурова Н.В. Информирующая журналистика в период пандемических ограничений / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин, Н.Л. Файнберг. — EDN Xl_ZZZE // Ценностные ориентиры современной журналистики : сб. науч. ст. по материалам VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Пенза, 08-10 окт. 2020 г. / под ред. Е.К. Рева. — Пенза, 2020. — С. 9-17.
  2. Пенькова П.Е. Деонтологические принципы журналистики, или как пандемия корректирует ценностную парадигму / П.Е. Пенькова. — EDN ЕРЦВРР // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 08-09 окт. 2020 г. — Белгород, 2020. — С. 235-240.
  3. Vobic I. Window, Watchdog, Inspector: The Eclecticism of Journalistic Roles During the COVID-19 Lockdown / I. Vobic. — DOI 10.1080/1461670X.2021.1977167 // Journalism Studies. — 2022. — Vol. 23, iss. 5-6. — P. 650-668.
  4. Иванова С.В. Инфодемия в зеркале журналистики / С.В. Иванова. — DOI 10.31862/1819-463X-2021-2-60-65. — EDN ANSVMC // Наука и школа. — 2021. — № 2. — С. 60-65.
  5. Kitsa M. Media as a Source of Popular Science Information During COVID-19 Pandemic / M. Kitsa. — DOI 10.13187/ijmil.2021.1.119. — EDN ZMEJCO // International Journal of Media and Information Literacy. — 2021. — no. 6 (1). — P. 119-128.
  6. Litvinenko A. Politicization of Science Journalism: How Russian Journalists Covered the COVID-19 Pandemic / A. Litvinenko, A. Borissova, A. Smoliarova — DOI 10.1080/1461670X.2021.2017791 // Journalism Studies. — 2022. — Vol. 23, iss. 5-6. — P. 687-702.
  7. Исхаков Р.Л. Феномен инфодемии: гуманитарное измерение / Р.Л. Исхаков. — EDN BPWVXI // Человек в современном мире: пандемия и новый технологический уклад : сб. науч. тр. / сост., ред. М.В. Бахтин. — Рагуза, 2021. — С. 339-347.
  8. Li Y. Assessing the Role Performance of Solutions Journalism in a Global Pandemic / Y. Li. — DOI 10.1080/17512786.2021.1990787. — EDN GGVUFV // Journalism Practice. — 2021. — URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17512786.2021.19907877journ alCode=rjop20.
  9. Rommer D. Repeated COVID-19 Pandemic-Related Media Consumption: Minimizing Sharing of Nonsensical Misinformation through Health Literacy and Critical Thinking / D. Rommer, J. Majerova, V. Machova. — DOI 10.22381/LPI1920207. — EDN RHLPOL // Linguistic and Philosophical Investigations. — 2020. — T. 19. — P. 107-113.
  10. Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти / Ш. Зубофф. — Москва : Изд-во Ин-та Гайдара, 2022. — 784 с.
  11. Дуглас М. Как мыслят институты / М. Дуглас ; пер. с англ. А.М. Корбута. — Москва : Элементарные формы, 2020. — 250 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: