УДК 070

Современные  форматы  телевизионного портретного интервью

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Суханова Валерия Кирилловна – студентка Института филологии и массмедиа направления подготовки «Журналистика» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Аннотация: В статье рассматриваются характерные черты интервью и беседы как информационного и аналитического жанров журналистики. Авторы анализируют формат телевизионного портретного интервью «Белая студия» на канале «Россия-Культура», выявляют специфику  творческого  метода, драматургии интервью, особенности беседы в студии с выдающимися личностями на примере работы Дарьи Златопольской.

Ключевые сова: интервью, беседа, телевизионное портретное интервью, формат интервью, «Белая студия», Дарья Златопольская.

Интервью как жанр появилось сравнительно недавно, но интервью как метод уходит корнями еще в античную эпоху.  Среди многочисленных жанров журналистики интервью пользуется особой популярностью. Наибольшее количество Пулитцеровских премий получили именно авторы интервью. Еще в конце XIX века «очерки-диалоги», впоследствии ставшие прообразами современного интервью, покорили английскую прессу. Сегодня этот жанр распространен во всех средствах массовой информации – от традиционных печатных СМИ до интернет-порталов и блогов.

В методологии журналистской практической деятельности понятие и виды интервью анализировали М.М. Лукина, Л.В. Енина и другие ученые. Интервью как метод и жанр рассматривали Н.В. Кодола, А.В. Колесниченко, А.А. Тертычный, Т.В. Шумилина, ряд других исследователей.

Суммируя многочисленные определения интервью, можно заключить, что интервью – это  разговор, беседа журналиста с одним или несколькими компетентными в актуальном вопросе (вопросах) или имеющими влияние на мнение аудитории лицами на общественно значимую тематику, предназначенную для распространения в средствах массовой информации.

На радио интервью становиться подлинным  звуковым документом, так как тембр, интонация, особенности паузирования каждого собеседника уникальны и неповторимы. Телевизионное интервью обогатило жанр интервью зрелищностью.  В этом случае источником информации становится не просто звучащая речь респондента, но и мимика, жесты, особенности поведения, обстановка, которая его окружает. Последнее особенно важно для портретного интервью, которое часто проходит и привычной для героя обстановке на работе или дома.

Однако немало  телевизионных портретных интервью  записываются в специально оборудованной для этого студии, которая становиться своеобразной визитной карточкой передачи. Чаще всего такие интервью-портреты проходят в формате беседы. А.А. Тертычный считает беседу аналитическим жанром журналистики, в котором у журналиста и его визави должен органично протекать   «обмен «равноправными», равнозначными репликами, суждениями, размышлениями» [3]. Сегодня  различные авторские программы, представляющие собой беседы с интересной, компетентной, творческой личностью, выходят на разных федеральных телеканалах.

Один из успешных проектов телеканала «Россия-Культура» –  передача «Белая студия», которую с 2012 года  бессменно ведет Дарья Златопольская (Спиридонова). В соответствии с названием программы ведущая и гость находятся в пространстве белого цвета и одеты в чёрное. По мнению Златопольской, это способствует открытости собеседника, а также не отвлекает его и телезрителей от посторонних вещей в кадре. В гостях у ведущей побывали режиссеры, актеры, музыканты, фотографы, писатели.  Это Никита Михалков, Владимир Меньшов, Леонид Броневой, Антонио Бандерас, Юрий Башмет, Владимир Косма,  Александр Зацепин, Патрик Демаршелье, Александр Кушнер и многие другие выдающиеся российские и зарубежные деятели культуры. Интервью в программе напоминает оживленный обмен мнениями  знаменитого художника и ведущей. О своем творческом методе интервьюера и  взаимодействии с собеседником  Дарья Златопольская говорит следующее:  «Я словно бы перевоплощаюсь в этого человека. И, безусловно, как на актеров влияют их роли, так и на меня – эти люди» [2].

Один из наиболее интересных выпусков «Белой студии» состоялся в августе 2022 г. Передача была посвящена восьмидесятипятилетию народного артиста РСФСР режиссера Андрея Кончаловского. Он рассказал о дихотомии «Восток-Запад», о своих новых работах, а также о переосмыслении фильма «Андрей Рублев», который был отреставрирован.

Как мы уже отмечали, формат передачи предполагает беседу, а это значит, что сам интервьюер может поразмышлять, провести различные параллели, рассказать историю, объяснить замысел своей передачи. В беседе с Олегом Меньшиковым (апрель 2016 г.) на шутливое замечание актера «Боже, какие все начитанные!  Завидовал я Вам и Вашим собеседникам, а теперь сам здесь оказался» Дарья Златопольская объясняет концепцию программы. Ведущая говорит: «Мы приглашаем сюда людей, которым не надо ничего изображать, потому что если бы в них не было того, что здесь звучит, в результате они бы не стали тем, кем они стали. Потому что «Белая студия», не про, чтобы какие-то умные вещи говорить, она про то, что человека волнует…».

 Некая непредсказуемость и естественность драматургии «живого» интервью в формате свободной беседы всегда предполагает некую долю импровизации. Это значит, что ведущему в какой-то момент будет необходимо показать не только искусство интервьюера, но и свою начитанность, осведомленность, в данном случае, в вопросах культуры. С этим у Дарьи Златопольской никогда не было проблем. В этом выпуске ведущая без труда вспоминает название фильма, на который Ди Каприо  впервые номинировался на «Оскар», демонстрируя общую эрудицию и свободно рассуждая вместе с Меньшиковым о функционировании современного кино и театра, самоотдаче драматического артиста, наградах, которые актер  получает или не получает за свою работу.

Интересен выпуск «Белой студии» с  известным актером российского театра и кино Сергеем Лавыгиным  (январь 2023 г.). Актер с удовольствием   поделился впечатлениями о совместных съемках с Инной Чуриковой  и рассказал несколько историй о творческом методе и отношении к дублям на  съемочной площадке легендарной актрисы. По его словам, работа с ней была настоящим подарком судьбы.

«Как Сергей работал над ролью в фильме «Чебурашка»?», «Что поразило его в книге «Волшебник Изумрудного города»?», «Как он справлялся с творческой завистью?». Эти и многие другие вопросы ведущей были интересны  ее собеседнику и понравились телезрителям.

 Дарья Златопольская задает много развивающих вопросов, над которыми  нужно поразмышлять. У актера, режиссера, художественного руководителя Малого театра России Юрия Соломина в декабре 2014 г.  Дарья спросила:  «Почему, как Вам кажется, сегодня положительный герой менее востребован, чем в то время, когда вы росли, взрослели и начинали работать?».

Французскому скрипачу, дирижеру, композитору кино Владимиру Косма  в декабре 2014 г. она задала вопрос «Что нужно для того, чтобы сочинить песню о любви, которая стала бы мировым хитом?».          

Многие вопросы Дарьи звучат как размышления. Беседуя в декабре 2015 г. с певцом, исполнителем романсов, педагогом Олегом Погудиным, ведущая «Белой студии» заметила: «Вы сказали важную вещь: «Петербург – это город, который живет с внутренним обещанием величия, он так построен, он так спроектирован. Эти гигантские соборы, проспекты, дворцы…». Но при этом вряд ли вы будете спорить с тем, что судьба этого города трагична. Как судьба человека, который был рожден с огромным талантом и не смог его реализовать, или очень красивой женщины, которая не смогла найти свою судьбу, родить детей. В нем есть какая-то недовоплощенность судьбы» [1].

Профессиональная компетентность, эрудиция, тактичность автора программы  всегда  позволят зрителям  по достоинству оценить  те мнения и комментарии, которые в беседе с ведущей высказывают гости «Белой студии». Передачи проходят в атмосфере доверия, их интересно смотреть и пересматривать, а о бесценном опыте и незабываемых впечатлениях от общения Дарья Златопольская поделилась с аудиторией в книгах «Важные вещи. Диалоги о любви, успехе, свободе» (2019 г.) и «Настоящее. Диалоги о силе, характере, надежде» (2020 г.).

Список литературы

  1. Златопольская Д. Настоящее. Диалоги о силе, характере, надежде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL:  https://www.litres.ru/book/darya-zlatopolskaya/nastoyaschee-dialogi-o-sile-haraktere-nadezhde-48768091/chitat-onlayn/ (дата обращения: 28.12.2023).
  2. Дарья Спиридонова: «Интервью напоминает общение с младенцем» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://www.womanhit.ru/archive/651957-darya-spiridonova-intervyu-napominaet-obschenie-s-mladentsem.html (дата обращения: 27.12.2023).
  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL:  https://evartist.narod.ru/text2/01.htmhttps://www.litres.ru/book/darya-zlatopolskaya/nastoyaschee-dialogi-o-sile-haraktere-nadezhde-48768091/chitat-onlayn/ (дата обращения: 27.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: