УДК 930.85

Особенности развития и причины краха Спарты

Савиных Алексей Александрович – студент Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Грициенко Георгий Васильевич – студент Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Марк Максим Александрович – студент Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Погорелов Максим Алексеевич – студент Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Скрыпкин Кирилл Алексеевич – студент Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Юрьев Виктор Алексеевич, студент 3 курса, Балтийский Государственный Технический Университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Аннотация: В статье рассматривается особенности развития древнегреческого государства – Спарта и причины, приведшие к его распаду. Автором проведен анализ различных источников, в которых подробно рассматриваются особенности школы воспитания спартанских детей, правительственная структура государства и внешнеполитические события. На основании этого анализа изучены концепция формирования Спарты как государства и факторы, послужившие предпосылками к негативным последствиям развития. В результате проведенного исследования автором однозначно установлены причины, приведшие к увяданию одного из ярких представителей древней Греции до провинции Римской империи.

Ключевые слова: Спарта, Афины, Древняя Греция, агогэ, сражение в Фермопилах.

Введение

Сегодня местом рождения западной цивилизации и высшей точкой в развитии греческой культуры считаются Афины, но именно Спарта вызывала восхищение, в Спарте видели идеал греческой цивилизации, но это была и утопия в своем отношении добродетели и служению обществу, к самоотверженности и единству.

Сейчас мы поговорим о древнем государстве. Спарта – место, где были придуманы такие вещи, как лагерь новобранцев, фронтальная атака, государственное обучение. Рассмотрим подробнее спартанский стиль жизни.

Зарождение нового государства

Рождение Спарты датируется 12 веком до нашей эры. В 1150 году, согласно легенде, пришельцы с севера, считавшие себя потомками Геркулеса, предъявили свои права на южные земли, как владения их предков. Когда царь Лакедемон подчинил себе центр полуострова Пелопоннеса, он назвал его в свою честь Лаконией, а столицу Спартой в честь своей жены.

До 750 года до нашей эры Спарта была религиозным, культурным и государственным центром, здесь процветало искусство, музыка. Спарта того периода славилась своими женскими хорами, а также глиняной посудой и изделиями из бронзы. Но после 7 века до нашей эры ни одного изделия археологами найдено не было, как будто их просто перестали делать, и это оказался сознательный отказ от визуального искусства. Это решение совпало с Мессенскими войнами [7, с. 81-121], которые начались в результате резкого увеличения населения Спарты и последующего поиска новых земель и источников питания. Они решили эту проблему, аннексировав целую страну, превышавшую территории Спарты, это была земля Мессения, так называлось одно из дорийских племен. Это стало поворотным моментом в истории Спарты, Мессения представляла особую ценность за счет плодородных почв и залежей железа, необходимого для вооружения. Но мессенийцы просто не сдавались, к тому же Спарте было необходимо преодолевать горы, разделявшие эти земли. Как итог, около ста лет понадобилось спартанцам, чтобы полностью заполучить эти территории. Местное население стало илотами, так назывались некие обязанные земледельцы, которые могли иметь свой участок и вести хозяйство, но должны были отдавать часть урожая хозяину спартанцу, который присматривал за ним, но не имел над ним власти, то есть не мог им распоряжаться как рабом (продавать или обменивать).

Структура общества и система управления

Население Мессении было 250 тысяч, а воинов спартанцев – 10 тысяч, что требовало от них постоянной готовности к самозащите. Поэтому им пришлось выработать кодекс, охватывающий все аспекты жизни горожан, а именно полное посвящение себя искусству войны. По писаниям древнегреческого ученого Плутарха создателем нового военного города-государства стал Ликург, собравший все лучшие знания военного дела на Крите,  в Ионе, и Египте. Законы Ликурга взяли за основу, так как, по легенде, за ними стоял дельфийский Оракул, жрец от имени божества оглашавший предсказания [5, C 49-62]. Таким образом, всё общество быстро трансформировалось.

В основе нового общества была пирамида власти. На вершине находились спартиаты [4, с. 43] или гомеи это около 10 тысяч равных в правительстве людей, за ними стояли 50 тысяч периэков, лично свободных, но не имеющих политических прав и обеспечивающих боеготовность спартанцев. Внизу были илоты – 100 тысяч.

Таким образом, Спарта ввела новую систему управления, при которой они могут контролировать каждого «от колыбели до могилы». Каждого новорожденного равного спартанца осматривали и решали, будет ли он жить, несовершенных сбрасывали со скалы. Им нужны были воины, и они высматривали самых сильных, как бы цинично это не звучало, но они, по сути, выводили породу – породу воинов. Чиновники осматривали и девочек, из избранных воспитывали матерей, а из мальчиков – спартанских равных, контролировавших правительство. Безусловно, такая форма отбора приносила в жертву культуру, ведь дети одарённые другими талантами, кроме силы, погибали сразу после рождения.

Правительство было из народа и для народа, если вы были одним из равных, все остальные не считались гражданами.  Над спартанским правительством была особенная наследственная монархия. Особенная потому, что у них было два царя, оба были наделены властью, и тем самым уравновешивали друг друга, не давая одному обрести могущество. Двойная монархия и 28 спартиатов старше 60 лет входили в совет старейшин – герусию – высший государственный орган и суд [11, с. 14]. Ниже герусии находилась ассамблея, в нее входили равные старше 30 лет, но особого влияния она не имела. Над всеми находилась коллегия из 5 человек, называемых эфорами, они ведали всеми делами, но их власть была ограничена сроком службы и отчетом о проделанной работе перед ассамблеей. Это все было сделано для того, чтобы не дать какому-то органу быть могущественней других. Власть была стабильна на протяжении 400 лет, но назвать ее демократией мы никак не можем, так как не было ни свободы граждан, ни свободы слова. Чтобы все спартанцы были равны, была создана особая форма управления, при которой никто не выделялся среди других, ни одеждой, ни хозяйством, все было одинаково. Этого удалось достичь, лишь полностью отказавшись от рынка, экспорта, импорта, чтобы не возникало излишек.

Спарта была своего рода закрытой территорий, не пускающей чужеземцев и не интересующейся жизнью соседей, желая сохранить свои обычаи и свою национальность [10, с. 136]. Однако войн им хватало и без внешнего влияния, так как илоты регулярно восставали за свои права.

Система воспитания

Знаменитая спартанская система воспитания называлась «агогэ». С 7 лет мальчиков забирали  из домов в, своего рода, военные академии, чтобы там создавать воинов, контролирующих многочисленных рабов-илотов. В агогэ учились 15 лет. От академии требовались воины, способные в первую очередь не убивать ради Спарты, а умирать ради Спарты. С 7 до 12 лет мальчиков обучали основам грамотности и физической культуре. С 12 лет мальчики переводились на новую ступень становления. Особенностью этой ступени было то, что им из одежды давался только плащ на целый год, всё это было сделано для физической и нравственной закалки. Также отдельным испытанием было питание, которое готовили илоты, не прикладывая особого старания. Главное блюдо было – кровавый суп (в крови просто плавали куски свинины). Таким образом спартанцев учили выживать и добывать пропитание (как правило воровством). При этом за воровство жестко наказывали, но если не воруешь, то тебя считают трусом, и шансов выжить у тебя немного.

Жизнь в агогэ была процессом отсеивания. И в целом вся спартанская система была нацелена на выявления слабостей или слабых и их устранения.

Каждый мальчик имел своего старшего наставника, отношения с которым не прекращались и после завершения обучения. Последним испытанием для мальчиков был карательный отряд криптиев над илотами. Это было посвящением в мужчины. После этого спартанские мужчины разбивались на отряды по 10-15 человек, эти отряды становились их домом на большую часть жизни. Такие отряды назывались суситии.

Девочек обучали дома, для них приоритетом была самостоятельная жизнь, чтобы они полагались только на себя, но главная цель любой женщины Спарты – здоровое и крепкое потомство.

По мере взросления спартанцы сталкивались с браком. Брак и потомство воспринималось спартанцами как лишь еще одна форма долга. О браке договаривались. Такой контроль брачных отношений был сделан для того, чтобы не отвлекать мужчин спартанцев от военных дел.

Внешняя политика

С 6 веке до нашей эры Спарта начала расширять свои владения [5, с. 62-75]. Примерно в 560 году до нашей эры Спарта покорила Тегею, но Тегея не поработилась Спарте, а стала её союзником. Кроме того, к концу 6 века целый ряд городов на Пелопоннесе присоединился к Спарте [6, с. 75]. Это объединение стало называться Пелопоннесским союзом [7, с. 121-166]. Цель данного союза была в противостоянии с Афинами. Что примечательно, спартанцы стремились избегать сражений, чтобы не терять драгоценные активы, вместо этого они старались договариваться, апеллируя своей военной мощью.

В 5 веке до нашей эры на горизонте появилась реальная угроза – персы, миллионная армия, стремившиеся захватить всю Грецию.

В 499 году до нашей эры жители порабощенной персами Ионии послали спартанскому царю Клеомену Первому делегацию с просьбой о помощи, но Клеомен отказал. Тем не менее, Афины вызвались помочь ионийцам, но восстание было жестоко подавлено персами. Персы не ожидали вмешательства Афин в их внутренние дела и затаили на них обиду.

В это время в Спарте происходит смена власти. Клеомена Первого судят за его жестокий поступок – он заманил защитников города Аргоса в святую рощу и сжёг. На его место приходит Леонид.

Дарий Первый – предводитель персов, хотел отомстить Афинам за 499 год, поэтому в августе 490 года до нашей эры Дарий снарядил флотилию, которая должна была напасть на Афины [5, с. 93-100]. Армия персов оказалась могущественнее, чем предполагали афиняне, поэтому они послали гонца из восточного побережья Аттики, селения Марафон, в Спарту. Воин Фидиппид проделал путь в 225 км, отсюда и пошло название дисциплины «марафон». Спартанцы согласились помочь лишь через 10 дней, но афиняне уже справились с превосходящими силами противника самостоятельно, что не могло не задеть спартанцев.

Сражение в Фермопилах

В 486 году до нашей эры преемником Дария стал Ксеркс, который хотел подчинить себе Грецию, и которому удалось подготовить 250 тысяч воинов для похода. Греки, объединившись, решили встречать войска Ксеркса в Фермопилах – «горячих вратах» так их называли из-за серных источников. Это место было выбрано, так как проход через ущелье был всего 20 метров в ширину и мог нивелировать численность персов. Перед отправкой в ущелье Оракул завещал пасть Греции, если спартанский царь Леонид не умрет. Леонид понимал всю серьезность ситуации и лично отобрал людей для закрытия прохода в Фермопилах, их составило 300 человек [5, C. 389-399]. Так как их вели на верную смерть, то отбор проходили только оставившие потомство мужчины. Спартанцы понимали, на что они идут и считали, что именно к этому моменту они готовились всю жизнь. Их задача заключалась в том, чтобы поднять боевой дух греков и понизить уверенность персов, сдерживая их в этом ущелье как можно дольше, а выигранное время позволит союзникам перегруппироваться к коринфскому перешейку. Соотношение сил было устрашающим – персов по меньшей мере 200 тысяч, греков – 7 тысяч, включая 300 спартанцев в Фермопилах. Перед знаменитым сражением от Ксеркса прибыл посланник с требованием сложить оружие, на что Леонид ответил «Μολὼν λαβέ – приди и возьми». Также на помощь грекам пришла гроза, разразившаяся накануне сражения и серьезно потрепавшая флот Ксеркса. Все это настораживало персов, видевших горстку с нетерпением ждущих их воинов в ущелье.

Итак, 18 августа 480 года до нашей эры началось сражение. Первая волна атаки персов провалилась и Ксеркс скомандовал отступить. Растерянная многотысячная армия видела всю свою беспомощность в узком проходе, но деваться им было некуда. На следующий день в бой пошли элитные войны Ксеркса – «бессмертные», но и они не могли сломить сопротивление. В этот самый момент грек по имени Эфиальт за вознаграждение согласился предать своих соотечественников и провел персов по перевалу через гору Каллидром. Спартанцев окружили, а имя предателя стало обозначать в греческом языке «кошмар». Третий день стал для 300 спартанцев последним, продержавшись в окружении еще полдня, персы все же добили отважных воинов. По приблизительным подсчетам спартанцы потеряли 300 человек и несколько сотен союзников, в то время как персы потеряли около 20 тысяч человек. Несмотря на победу деморализованность  персов никуда не делась. Это сражение является классическим примером поражения в бою, но победе в войне. Но до победы было еще далеко, а пока персы двинулись по Аттике в сторону Афин, не щадя никого и ничего.

Союз Афин и Спарты против Персии

В этот период почти все греки объединились против общего врага, приближавшегося к Афинам. Надежда появилась в лице талантливого афинского полководца Фемистокла. Он решает дать морское сражение с острова Саламин. Фемистокл отправляет Ксерксу подставного раба, с целью обмана, которому поверил Ксеркс. Тем самым афинский полководец выманивает флот персов в удобное для себя место. Флот попадает в ловушку, и греки празднуют победу в сражении, а поражение именно флота вынудило Ксеркса уйти с греческих земель для снабжения армии.

Греки объединятся для решающего сражения у города Платея с остатками войск персов, под командованием Мардония, двоюродного брата Ксеркса. К лету 479 года до нашей эры войска персов составляли 50 тысяч, греков 12 тысяч воинов и 35 тысяч илотов, под командованием Павсания  - спартанского регента. Сражение завершилось победой греков, во многом благодаря спартанцам, великолепно проявившим себя в ходе боя. Мардоний был убит. Персов прогнали из Греции, но армия Ксеркса не была уничтожена, поэтому никто не исключал повторного похода персов.

Соперничество за господство в Греции

Спарта и Афины не были враждующими государствами, но они видели угрозу друг в друге, поэтому Афины создали свой союз – Делосский союз, включавший в себя северные острова. Афины требовали дань с союзников для поддержания флота. В результате чего к 465 году до нашей эры Афины сравнялись со Спартой в мощи. Армия Спарты считалась непобедимой на суши, а Афин – на море. Таким образом, сформировалось два совершенно разных блока. Они уже готовились к войне, но на Лаконии происходит сильное землетрясение, которым пользуются илоты для восстания. Землетрясение уносит жизни тысячи спартанцев. Спарта обратилась за помощью к Афинам, но была возмущена демократичным нравом прибывших войск и отправила их обратно. Лишь к 462 году восстание илотов удалось подавить. Стало понятно, что двум греческим гигантам друзьями не быть.

Как итог, в 459 году до нашей эры началась первая Пелопоннесская война [9, C. 162-237], превратившаяся в набеги с обеих сторон. В это время в Афинах пришёл к власти Перикл – сильный правитель, задержавшийся на долгие 30 лет. Он, собрав все ресурсы с делосского союза, начал строительство, положившее начало расцвету «золотого века» афинской культуры (именно тогда появился легендарный храм – Парфенон, а также в этот период жили такие люди, как историк Геродот, философ Сократ и его ученик - Платон). При Перикле Афины стали интеллектуальным и культурным центром.

Для того чтобы восстановить свой статус непобедимых в 446 году до нашей эры Спарта вторглась в Аттику, и Афины захотели перемирия – Тридцатилетний мир и конец первой или, как её ещё называют, малой Пелопоннесской войны.

Постепенно, после мирного договора, Афины снова стали наращивать территории вплоть до самой Македонии. Это вызвало недовольство Спарты и, как следствие, нарушение Тридцатилетнего мира и новое вторжение спартанцев в Аттику в 431 году до нашей эры [9, с. 237-270]. Война проходила с переменным успехом, лишь два события послужили причиной к заключению мира: обрушившаяся на Афины чума, в результате которой гибнет Перикл, а также взятие 127 спартанцев в плен, что разрушало миф о их несокрушимости. Но никто не добился желаемого: Спарта не освободила Грецию от влияния Афин, а Афины не смогли обезопасить свои границы.  Безусловно, мир был иллюзорным, между блоками по-прежнему царила вражда, но они все же сели за стол переговоров, и был заключен Никейский мирный договор, рассчитанный на 50 лет. Стычки были прекращены, но, по сути, между ними была холодная война.

В это время в Афинах появился лидер, яркая личность, Алкивиад [8, C. 98]. Он был невероятно хитрым и талантливым в переговорах, благодаря чему Афины сразу заключили союзы с несколькими Пелопоннесскими городами. Формальное нарушение мирного договора привело к возобновлению войны.

Алкивиад решает не сосредотачивать внимание на одном противнике и отправляется завоёвывать Сицилию. Но в 415 году до нашей эры Алкивиада судят на пути в Сицилию по обвинению в святотатстве, и он решает бежать не куда-нибудь, а в Спарту, где его принимают и ценят. Афинская флотилия же под руководством Никия все-таки дошла до Сицилии и начала там наводить хаос. Спарта по просьбам сицилийцев посылает храброго полководца Гилиппа, который возглавляет и нормализует сицилийское войско. За год Гилипп создал армию, похожую на спартанцев, и разбившую афинян в сицилийском, а именно в сиракузском порту. Никия берут в плен и казнят.

В 413 году до нашей эры, чтобы со всех сторон нанести поражение Афинам, Алкивиад советует разбить постоянный лагерь спартанцев в Декелеи, близ Афин. Но в это время Алкивиад уводит жену у спартанского царя и, чтобы выжить, бежит в Персию.

Для того чтобы победить во вновь разгоревшейся Пелопоннесской войне Спарте был необходим флот, на который они просят деньги у Персии, однако старый знакомый Алкивиад убедил персидского предводителя изматывать обе стороны, не помогая ни тем, ни другим.

Алкивиад чувствовал себя под угрозой в Персии, поэтому бежал назад в Афины. А уже в 411 году до нашей эры его избирают предводителем Афин. У Аристофана, древнегреческого комедиографа, есть строчка, ярко отражающая сущность Алкивиада: «Они обожают его, они ненавидят его, они без него не могут».

 Союз Алкивиада и Афин продлился не долго, поражение на море в 407 году до нашей эры вынудило его покинуть родные земли. В 405 году до нашей эры флот Афин был полностью разбит, а скиталец Алкивиад был убит родственниками одной из своих любовниц. Как итог, в 404 году до нашей эры 27 летняя Пелопоннесская война закончилась крахом Афин.

Закат древнегреческого государства

Спарта навязывает в Афинах свои законы. Во главе города встают 30 тиранов – 30 проспартанских афинских руководителей. Но вместо национального объединения они получили лишь проблемы с внедрением новой системы. Спартанцы всё больше видят жизнь других городов и всё больше разочаровываются в своих правилах равенства, поэтому всё чаще появляются случаи трусости и непослушания среди войск. Именно отсюда, по мнению многих историков, начался крах Спарты. Люди, подчинившиеся Спарте, быстро задумались над новыми порядками и не захотели идти по пути одних лишь войн. Постепенно в союзных землях вспыхивают восстания. Фивы, главный союзник Спарты, после войны берут демократический курс, который спартанцы пытаются подавить. В результате многочисленных сражений Фивы изучили уязвимости Спарты и нанесли им поражение. Таким образом, в 403 году до нашей эры 30 тиранов были свержены, и Афины вновь обрели демократию ещё большую, чем прежде.

Спартой перестали восхищаться, она прекратила быть для всех загадкой и постепенно все союзники объединились против нее.

В 371 году до нашей эры Спарта еще раз попыталась подчинить себе Фивы, но спартанцы были уничтожены при Лептрах. Это поражение показало, что режим Спарты сходит на нет. В 362 году до нашей эры при Мантинее было нанесено второе поражение, все так же по причине нежелания введения новшеств. Но сам факт, что государство, нацеленное исключительно на победы в сражениях и обладавшее лучшим искусством войны, стало устаревать в этих аспектах, не сулило Спарте ничего хорошего. Численность населения снижалась. Это уже не была сильная и принципиальная нация. Все вело к крушению империи.

Эпаминонд, предводитель Фив, вместе с бывшими союзниками спартанцев решили разрушить Спарту с помощью илотов, которым антиспартанская коалиция даровала свободу. Это привело к тому, что Спарта оказалась изолирована и обездолена, ведь илоты занимались продовольствием. Как результат - отступление Спарты, что в очередной раз опровергло их силу и непобедимость. Они стали тенью себя, государством, которое погубил успех, опьянивший их.

С этого момента той Спарты, которую мы знали, больше не было. Конечно, в истории останется ещё два столетия существования Спарты, и никуда не выкинешь проигранную войну с Македонией, и второе Фермопильское сражение против галатов (кельтских племен), и попытки реформ Агиса и Клеомена Третьего, но это лишь попытки возвращения былого величия. В 146 году до нашей эры Спарта окончательно теряет своё самоуправление и становится римской провинцией Ахеей.

Заключение

Заканчивая свое повествование о Спарте, хотел бы привести отрывок из книги российского писателя, публициста, драматурга Л.А. Жуховицкого, на которую наткнулся в процессе поиска материала [3, с. 33]:

«Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. Мальчик умер - но молча!

Значительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной – войны да восстания рабов? Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?

Постепенно я понял: всё было закономерно. Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.

В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».

Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.

Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса.

От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. Неинтересная была страна…».

Список литературы

  1. Безрученко И.М. Спарта. М.: Изд-во Таус, 2008. 318 с.
  2. Дрожжина С.В., Пантелеева И.А. Древняя Спарта: культурный тоталитаризм или консерватизм традиций // Социальное время. №1 (1). С. 124-128.
  3. Жуховицкий Л.А. Банан за чуткость. М.: Изд-во Молодая гвардия, 1977. 37 с.
  4. Зайков А.В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2013. 196 с.
  5. Картледж П. Спартанцы: Герои, изменившие ход истории/ Фермопилы: Битва, изменившая ход истории. М.: Изд-во Эксмо, 2009. 528 с.
  6. Любимцев Ю.Н. Типы союзников Спарты (классификация Пелопоннесского союза) и их отношение к спартанской гегемонии // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 9. С. 73-80.
  7. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). М.: Изд-во Гуманитарная академия, 2020. 640 с.
  8. Разумов Н.В. Афины и Фивы в 379-378 годах до н. э. // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). С. 96-100.
  9. Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. (478-431 гг.). СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. 291 с.
  10. Суханов А.С. Древняя Спарта как пример закрытого общества // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета). № 8. С. 135-137.
  11. Филимонова И.В. Особенности общественного, государственного строя и правовой системы Древней Спарты // Политика, государство и право. № 9 (33). С. 11-17.

Интересная статья? Поделись ей с другими: