УДК 93/94
Монархия Таиланда. Устойчивость и развитие в бурно меняющемся окружающем мире
Машек Анна Игоревна – ассистент кафедры гуманитарных наук Национального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова.
Аннотация: Данная работа посвящена истории правления предыдущего Монарха Таиланда, Его Величества, короля Пхумипхона Адульядета Рамы ІХ. Годы правления Рамы ІХ пришлись на сложный для королевской власти период. В связи с утратой многих рычагов власти в стране, вставшей на путь демократизации, Раме ІХ пришлось приложить немало усилий для возвращения престижа королевской власти и преодоления сильных антимонархических тенденций. Пхумипхон Адульядет, смог оказывать серьезное влияние на политическую атмосферу в стране. Пхумипхон Адульядет сыграл выдающуюся роль в спасении института монархии в Таиланде в условиях либеральной демократии и капитализма и сумел доказать превосходство этого древнего института над современным парламентаризмом и конституцией.
Ключевые слова: просвещённая монархия в Таиланде, парламентская монархия, устойчивость и поступательное развитие страны.
Рама ІХ появился на свет 5 декабря 1927 в США в семье 69го сына короля Рамы V Чулалонгкорна, получил блестящее европейское образование в Швейцарии, где он изучал различные предметы, включая науки, искусство и политику. Он не слишком хорошо владел родным тайским языком и языком священных буддийских текстов пали к тому времени, когда волей судьбы стал королем Таиланда.[1] Король Рама IX стал наследником престола в результате трагического события, произошедшего в 1946 году. Его брат, король Анангкхан Махидол в результате несчастного случая скончался при неясных обстоятельствах, и Пхумипон, в возрасте 18 лет, стал единственным наследником престола. После вступления на трон он осознал необходимость отказа от образа европейца, несовместимого с традиционным образом “дхаммарача”- наделенного 10ю добродетелями совершенного правителя, в жилах которого течет “чистая” королевская кровь (что важно в связи с традиционной концепцией передачи “божественности” генетически) и знанием буддийского учения (дхамма)[1].
Годы правления Рамы ІХ пришлись на сложный для королевской власти период когда ее функционирование ограничивалось, начиная с революции или по мнению В.А, Дольниковой, «военного переворота” [2] 1932 г. рамками Конституции. Всего за время правления Рамы IX в стране произошло 19 государственных переворотов. За счет того, что личность короля оставалась неприкосновенной по Конституции, в калейдоскопе меняющихся правительств, власть Рамы IX, единственного неизменного лидера страны, неимоверно укрепилась.
В начале 1950-х годов Таиланд столкнулся с последствиями войны, и власти стремились восстановить стабильность и развитие в стране. Так как объем властных полномочий короля и противоречащих ему политических сил - парламента, правительства во многом зависел теперь от Конституции, неизбежной стала борьба вокруг этого документа.[1] На протяжении ХХ- начала ХXІ вв. Конституция в Таиланде сменялась, в результате государственных переворотов, 20 раз.[6] В связи с утратой многих рычагов власти в стране, вставшей на путь демократизации, Раме ІХ в начале своего правления пришлось приложить немало усилий для возвращения престижа королевской власти, для преодоления сильных антимонархических тенденций. [3] В Таиланде исторически была активная коммунистическая партия. В 1960-х и 1970-х годах Коммунистическая партия Таиланда была активна в сельских районах северного и северо-восточного Таиланда. Однако в 1980 году партия была разгромлена правительственными силами, что привело к исчезновению крупных коммунистических движений в Таиланде.[4]
Пхумипон выступил за модернизацию Таиланда и внедрение социальных и экономических реформ. Он активно поддерживал проекты, направленные на улучшение условий жизни населения, особенно в сельских районах.[8] Будучи наделенным многообразными талантами, хорошо разбираясь в делах политических и экономических и к тому же постоянно присутствуя на своем королевском посту, в отличие от меняющихся глав правительства, Пхумипон Адульядет смог оказывать серьезное влияние на политическую атмосферу в стране. Этому способствовало много обстоятельств, в том числе глубоко продуманная программа действий, включающие инженерные проекты, направленные на улучшение условий сельскохозяйственного труда и водоснабжения рисовых полей его подданных, широкую благотворительность (раздачу земледельцам земель из королевских владений Бангкокской низменности и т.д), многочисленные проекты в области науки, здравоохранения, национальной культуры.[7] В немалой степени этому способствовало возрождение Рамой ІХ переставших исполняться с 30х гг. ХХ в. традиционных ритуалов, на протяжении веков служивших укреплению идеологического фундамента власти его предшественников на тайском троне - Церемония первого вспахивания земли (подчеркивающая магическую связь между королем и плодородием земель в Королевстве), красочные гонки королевских лодок на Менаме (отголоски древнего Ритуала призыва дождя), торжества по случаю поимки белых слонов (случившихся при Раме ІХ 13 раз) и пр.[1] С невиданным размахом отмечались юбилеи королевской четы. В программу ритуалов по случаю кончины королевы-матери (март 1996г.) вошло посвящение в монахи 34604 человек (по числу Прожитых ею дней).[1] В 1999 году, когда Раме ІХ исполнилось 72 года он был объявлен бодхисаттвой, его чтили как девараджу, как бога плодородия. В его честь в храме Ват Тхаммакан были посвящены в монахи сто Тысяч молодых людей. [1] Росту популярности монарха способствовала раздача во время постоянных путешествий по стране собственноручно созданных королем партий амулетов и Статуэток Будды, закрепляющая духовную связь монарха с народом.[1]
Наконец, опыт монашества, высокий уровень, достигнутый королем в искусстве медитации, глубокое знание им буддийских священных текстов[9], постоянное общение с иерархами буддийской церкви, строительство новых храмов и т.д. и т.п. - все это привело к восприятию большинством населения страны короля как своего духовного лидера, сплотившего тайский народ под лозунгом единства нации и религии.[5] Король Пхумипон Адульядет сыграл выдающуюся роль в спасении института монархии в Таиланде в условиях либеральной демократии и капитализма и, судя по его популярности, сумел доказать превосходство этого древнего института над современным парламентаризмом и конституцией.[10]
Список литературы
- Hendley P.M.“The King never smiles” US4, 2006
- Бектимирова Н.Н., Дольникова В.А. “Камбоджа и Таиланд: тенденции политического развития (1980-2000)” М., 2007
- “A Memoir of His Majesty King Bhumibol Adulyadej of Thailand” Bangkok,1987
- Мосяков Д.В. Тюрин В.А. “История Юго-Восточной Азии” М, 2004
- Мельниченко Б.Н. “Буддизм и королевская власть” СПб., 1996
- Baker C., Phongpaichit P.“A history ofThailand” Cambridge University Press,
- 2005
- “Concepts and theories of His Majesty the King on development” Bangkok,1997
- “50 years of development work according to the initiatives ofHis Majesty KingBhumibol Adulyadej of Thailand”. Bangkok, 1996
- Niels Mulder. Inside Thai Sosiety. Religion. Everyday life., Change" Bangkok2000
- Vasit Dejkunjorn In His Majesty's footsteps, a personal memoir Bangkok2006