УДК 93/94

Монархия Таиланда. Устойчивость и развитие в бурно меняющемся окружающем мире

Машек Анна Игоревна – ассистент кафедры гуманитарных наук Национального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова.

Аннотация: Данная работа посвящена истории правления предыдущего Монарха Таиланда, Его Величества, короля Пхумипхона Адульядета Рамы ІХ. Годы правления Рамы ІХ пришлись на сложный для королевской власти период. В связи с утратой многих рычагов власти в стране, вставшей на путь демократизации, Раме ІХ пришлось приложить немало усилий для возвращения престижа королевской власти и преодоления сильных антимонархических тенденций. Пхумипхон Адульядет, смог оказывать серьезное влияние на политическую атмосферу в стране. Пхумипхон Адульядет сыграл выдающуюся роль в спасении института монархии в Таиланде в условиях либеральной демократии и капитализма и сумел доказать превосходство этого древнего института над современным парламентаризмом и конституцией.

Ключевые слова: просвещённая монархия в Таиланде, парламентская монархия, устойчивость и поступательное развитие страны.

Рама ІХ появился на свет 5 декабря 1927 в США в семье 69го сына короля Рамы V Чулалонгкорна, получил блестящее европейское образование в Швейцарии, где он изучал различные предметы, включая науки, искусство и политику. Он не слишком хорошо владел родным тайским языком и языком священных буддийских текстов пали к тому времени, когда волей судьбы стал королем Таиланда.[1] Король Рама IX стал наследником престола в результате трагического события, произошедшего в 1946 году. Его брат, король Анангкхан Махидол в результате несчастного случая скончался при неясных обстоятельствах, и Пхумипон, в возрасте 18 лет, стал единственным наследником престола. После вступления на трон он осознал необходимость отказа от образа европейца, несовместимого с традиционным образом “дхаммарача”- наделенного 10ю добродетелями совершенного правителя, в жилах которого течет “чистая” королевская кровь (что важно в связи с традиционной концепцией передачи “божественности” генетически) и знанием буддийского учения (дхамма)[1].

Годы правления Рамы ІХ пришлись на сложный для королевской власти период когда ее функционирование ограничивалось, начиная с революции или по мнению В.А, Дольниковой, «военного переворота” [2] 1932 г. рамками Конституции. Всего за время правления Рамы IX в стране произошло 19 государственных переворотов. За счет того, что личность короля оставалась неприкосновенной по Конституции, в калейдоскопе меняющихся правительств, власть Рамы IX, единственного неизменного лидера страны, неимоверно укрепилась.

В начале 1950-х годов Таиланд столкнулся с последствиями войны, и власти стремились восстановить стабильность и развитие в стране. Так как объем властных полномочий короля и противоречащих ему политических сил - парламента, правительства во многом зависел теперь от Конституции, неизбежной стала борьба вокруг этого документа.[1] На протяжении ХХ- начала ХXІ вв. Конституция в Таиланде сменялась, в результате государственных переворотов, 20 раз.[6] В связи с утратой многих рычагов власти в стране, вставшей на путь демократизации, Раме ІХ в начале своего правления пришлось приложить немало усилий для возвращения престижа королевской власти, для преодоления сильных антимонархических тенденций. [3] В Таиланде исторически была активная коммунистическая партия. В 1960-х и 1970-х годах Коммунистическая партия Таиланда была активна в сельских районах северного и северо-восточного Таиланда. Однако в 1980 году партия была разгромлена правительственными силами, что привело к исчезновению крупных коммунистических движений в Таиланде.[4]

Пхумипон выступил за модернизацию Таиланда и внедрение социальных и экономических реформ. Он активно поддерживал проекты, направленные на улучшение условий жизни населения, особенно в сельских районах.[8] Будучи наделенным многообразными талантами, хорошо разбираясь в делах политических и экономических и к тому же постоянно присутствуя на своем королевском посту, в отличие от меняющихся глав правительства, Пхумипон Адульядет смог оказывать серьезное влияние на политическую атмосферу в стране. Этому способствовало много обстоятельств, в том числе глубоко продуманная программа действий, включающие инженерные проекты, направленные на улучшение условий сельскохозяйственного труда и водоснабжения рисовых полей его подданных, широкую благотворительность (раздачу земледельцам земель из королевских владений Бангкокской низменности и т.д), многочисленные проекты в области науки, здравоохранения, национальной культуры.[7] В немалой степени этому способствовало возрождение Рамой ІХ переставших исполняться с 30х гг. ХХ в. традиционных ритуалов, на протяжении веков служивших укреплению идеологического фундамента власти его предшественников на тайском троне - Церемония первого вспахивания земли (подчеркивающая магическую связь между королем и плодородием земель в Королевстве), красочные гонки королевских лодок на Менаме (отголоски древнего Ритуала призыва дождя), торжества по случаю поимки белых слонов (случившихся при Раме ІХ 13 раз) и пр.[1] С невиданным размахом отмечались юбилеи королевской четы. В программу ритуалов по случаю кончины королевы-матери (март 1996г.) вошло посвящение в монахи 34604 человек (по числу Прожитых ею дней).[1] В 1999 году, когда Раме ІХ исполнилось 72 года он был объявлен бодхисаттвой, его чтили как девараджу, как бога плодородия. В его честь в храме Ват Тхаммакан были посвящены в монахи сто Тысяч молодых людей. [1] Росту популярности монарха способствовала раздача во время постоянных путешествий по стране собственноручно созданных королем партий амулетов и Статуэток Будды, закрепляющая духовную связь монарха с народом.[1]

Наконец, опыт монашества, высокий уровень, достигнутый королем в искусстве медитации, глубокое знание им буддийских священных текстов[9], постоянное общение с иерархами буддийской церкви, строительство новых храмов и т.д. и т.п. - все это привело к восприятию большинством населения страны короля как своего духовного лидера, сплотившего тайский народ под лозунгом единства нации и религии.[5] Король Пхумипон Адульядет сыграл выдающуюся роль в спасении института монархии в Таиланде в условиях либеральной демократии и капитализма и, судя по его популярности, сумел доказать превосходство этого древнего института над современным парламентаризмом и конституцией.[10]

Список литературы

  1. Hendley P.M.“The King never smiles” US4, 2006
  2. Бектимирова Н.Н., Дольникова В.А. “Камбоджа и Таиланд: тенденции политического развития (1980-2000)” М., 2007
  3. “A Memoir of His Majesty King Bhumibol Adulyadej of Thailand” Bangkok,1987 
  4. Мосяков Д.В. Тюрин В.А. “История Юго-Восточной Азии” М, 2004
  5. Мельниченко Б.Н. “Буддизм и королевская власть” СПб., 1996
  6. Baker C., Phongpaichit P.“A history ofThailand” Cambridge University Press,
  7. 2005
  8. “Concepts and theories of His Majesty the King on development” Bangkok,1997 
  9. “50 years of development work according to the initiatives ofHis Majesty KingBhumibol Adulyadej of Thailand”. Bangkok, 1996
  10. Niels Mulder. Inside Thai Sosiety. Religion. Everyday life., Change" Bangkok2000 
  11. Vasit Dejkunjorn In His Majesty's footsteps, a personal memoir Bangkok2006