УДК 930.85

Этапы промышленной революции в России

Колесова Анастасия Васильевна – студент кафедры Дизайна архитектурной среды Череповецкого государственного университета.

Научный руководитель Петелин Борис Валентинович – доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и философии Гуманитарного института Череповецкого государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена этапам промышленной революции, которые проходили в истории нашей страны. Промышленный переворот затронул весь мир, в том числе и Россию. Это событие оставило большой след в развитии не только техники, науки, но и общества в целом. В тексте присутствуют описания этих этапов, примеры исторических событий, а также рассуждение насчет значимости промышленной революции.

Ключевые слова: промышленная революция, переворот, фабричное производство, индустриальное общество, дореформенный этап, пореформенный этап.

Промышленная революция в России, имевшая начало в 1830-1840-х годах и закончившаяся в 80-х годах девятнадцатого века, имела большое значение в дальнейшей истории Российской Империи, а позднее СССР. Все достижения промышленного переворота очень значимы и в наши дни, ведь на базе совершенных в то время открытий, сделаны и многие другие важные открытия, к тому же совершенно невозможно современному человеку представить жизнь без изобретений того времени.

Однако промышленная революция в России произошла позднее, чем в других европейских странах. Начался этот период истории с Великобритании с последней трети восемнадцатого века. Этот переворот прошел по всему миру, оставив свои плоды. Именно в этот период были открыты паровой двигатель (это произошло в Великобритании во второй половине семнадцатого века), который использовался в теплоходах, в паровозах, а также в первых автомобилях, токарные станки, после которых были изобретены фрезерный и другие станки для металлообработки, газовые лампы, которые использовались для уличного освещения, а также многие другие изобретения.

Промышленная революция – это переход от мануфактурного производства к фабричному, от аграрного общества к индустриальному. Для России, как и других стран, это был большой шаг вперед, ведь ручной труд теперь заменялся машинным. Промышленный переворот проходил в два этапа: первый начался в 30 – 40-х годах девятнадцатого века, его называют дореформенным, второй взял расцвет в 70-х годах того же столетия, иначе можно назвать пореформенным. Получилось так, что промышленную революцию разделила на два этапа реформа 1861 года об отмене крепостного права.

Первый этап характеризуется основным переходом от мануфактур к фабрикам. Этому благоприятно содействовала либеральная политика российского императора Александра I, однако были и сложности, которые замедляли процесс промышленной революции. Ее развитие значительно задерживало крепостное право. В основном предприятиями занимались выходцы из крепостного крестьянства, и у них не было юридических прав на владение фабрикой, они оставались зависимыми, и немалую часть доходов им приходилось отдавать помещику в виде оброка. Однако уже в начале девятнадцатого века в российском обществе начали формироваться черты капиталистического общества. Стали образовываться классы – буржуазия и рабочие, что было одной из предпосылок к промышленной революции.

Хотя крепостническая экономика и задерживала темп переворота, он все равно дал толчок быстрому развитию производства в разных сферах. В начале 30-х годов на российских фабриках можно было найти единичные механические ткацкие станки и паровые машины, а к 1860 году только в хлопчатобумажной промышленности было около 200 тысяч паровых машин и 16 тысяч механических станков. Одним из важных плодов первого этапа промышленной революции было развитие железнодорожного транспорта. В 1833 – 1834 годах отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы построили первый в России паровоз и Нижнетагильскую заводскую железную дорогу, которая составляла 3,5 км в длину, а первая железная дорога между Санкт-Петербургом и Царским Селом появилась уже в 1837 году.

Второй этап настал после отмены крепостного права в 1861 году. Эта реформа императора Александра II очень сильно отразилась на истории России, а также была очень болезненна для населения страны, поэтому она несет весьма неоднозначный характер. Однако юридическое освобождение крестьян способствовало уже развитию капиталистического общества. В пореформенный этап начали формироваться непосредственно промышленная буржуазия и промышленный пролетариат. Развитие рабочего класса набирало обороты, несмотря на плохие условия жизни: низкие заработные платы, длинный рабочий день, плохие бытовые условия, отсутствие трудового законодательства. Также появились районы, полностью свободные от крепостного прошлого и развивающиеся на технической и социально-экономической базе, примером может служить Донбасс, Криворожье. Но при этом некоторые районы пришли в упадок, освободившись от крепостной зависимости.

Производство развивалось с новой силой, во втором этапе возникли новые отрасли промышленности, например, машиностроительной и химической. Стоит отметить, что, как и в первом этапе, происходит развитие железнодорожной инфраструктуры. В 1865 году появилось министерство путей сообщения в России, и в начале 70-х годов начала происходить так называемая «железнодорожная горячка», к началу 80-х годов протяженность железных дорог была свыше 22 тысяч км, многие предприниматели желали получить железнодорожные концессии. В это же время начинается планирование постройки известной Транссибирской магистрали, которая уже была открыта в 1903 году.

Таким образом, можно сказать, что основным отличием первого этапа промышленной революции от второго является то, что в дореформенном центром событий был непосредственно переход от ручного труда к машинному, а в пореформенном основным объектом была социальная составляющая страны – то есть изменения в социальном строе общества, а также расцвет развития железнодорожной индустрии.

Такое событие, как промышленная революция в Росси, не могло остаться без внимания историков. Существует множество взглядов на этот период истории. Например, в одной из первых дореволюционных работ, посвященной этой теме «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. И. Туган-Барановского, появившейся еще в 1898 году, позиция автора такова, что переход к русским фабрикам – это случайное, незакономерное явление, насаждаемое исключительно государством. В. И. Ленин, наоборот, обосновывал закономерность возникновения фабричной промышленности, а, следовательно, и капитализма. По его мнению, промышленная революция в России происходила в 3 этапа: мелкое товарное производство, капиталистическая мануфактура, фабрика, и различались эти этапы уровнем техники.

Также мнения расходятся и в вопросе о периодизации промышленной революции. По мнению одного из специалистов по вопросу о промышленном перевороте С. Г. Струмилина он завершился в основном еще до реформы 1861 года, когда машины начали преобладать над ручным трудом, а еще он рассматривал промышленный переворот как этап победы капитализма над феодальным строем. А вот историк М. Ф. Злотников считал, что промышленный переворот в России длился несколько десятилетий и был довольно медленным процессом, особенно в дореформенный период.

Несмотря на расхождения мнений известных историков, значение промышленной революции в России сложно переоценить, ведь в этот период Россия преобразилась полностью: из аграрной страны она превратилась в аграрно-индустриальную, появились новые отрасли промышленности, развилась инфраструктура страны, сильно изменилась и социальная составляющая Российской Империи, сословное общество превратилось за столетие в капиталистическое с большим рабочим классом. Волна промышленного переворота захлестнула на тот момент весь мир, она не смогла пройти и мимо такой большой страны как Российская империя. Российское общество подготавливалось к развитию капитализма, как стали появляться фабрики, нужны были рабочие. Изменения в производственной жизни страны вызвало и изменения в других сферах, особенно в социальной. За превращением мануфактур в фабрики последовало превращение сословного общества в капиталистическое. С развитием новых отраслей, таких, как металлургической химической, нефтехимической потребовалось развивать и инфраструктуру, а это переросло в целую «железнодорожную горячку». Таким образом, промышленная революция поэтапно привела Российскую Империю к индустриализации, трансформации российского общество в аграрно-индустриальное.

Список литературы

  1. Роберт Аллен Британская промышленная революция в глобальной картине мира. – Москва: Издательство института Гайдара, 2014. – 448 с.
  2. Германский исторический институт в Москве Изобретение века. Проблемы и модели времени в России и в Европе XIX столетия. – Москва: Новое литературное обозрение, 2013. – 368 с.
  3. Всемирная история: В 24 т./А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др.- Мн.: Совр. литератор, 1999. Т. XV: Эпоха Просвещения. – 1999.- 512 с.
  4. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. – Москва: "Наука", 1990. – 272 с.
  5. Агапова И.И. История экономики: Курс лекций. Учебное пособие. – М., Юристъ. -2001.-172 с.
  6. Струмилин С.Г. Промышленный переворот в России. – ОГИЗ государственное издание политической литературы, 1944. – 48 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: