УДК 93

История развития фортификационных сооружений между Мировыми войнами

Мельников Кирилл Валерьевич – курсант филиала Военно-воздушной академии.

Чупин Александр Юрьевич – курсант филиала Военно-воздушной академии.

Попов Юрий Леонидович – кандидат исторических наук, доцент, профессор Академии военных наук.

Аннотация: Данная статья рассматривает историю развития фортификационных сооружений между Мировыми войнами, в период с 1918 по 1939 годы. Автор обращается к различным аспектам этого развития, включая улучшение укрепленных структур, интеграцию обороны и мобильных систем, а также воздушную оборону.

Основными результатами исследования являются то, какие типы укреплений были разработаны и использованы, как эти сооружения влияли на последующие стратегии обороны и какие проблемы и слабые места могли иметь старые фортификационные сооружения. Статья предоставляет обзор и анализ истории развития фортификаций в этот период и их влияния на последующие фортификационные стратегии.

Ключевые слова: Мировая война, фортификационные сооружения, мобильные системы обороны.


В период между Мировыми войнами фортификационные сооружения имели большое значение для многих стран. Этот период характеризовался изменением военных технологий, таких как авиация и танки, усовершенствованием артиллерии и развитием ракетных систем. В этот период были разработаны и построены новые типы и модели фортификационных сооружений, приспособленных к современным технологиям военных действий. Фортификационные сооружения служили важными инструментами для защиты границ, стратегических точек, ресурсов и населения.[2]
К концу Первой мировой войны фортификационные сооружения имели свои проблемы и слабые места. Происходили существенные технологические прорывы в области вооружений, такие как развитие авиации и ракетных систем. Это меняло характер военных операций и могло делать некоторые фортификации более уязвимыми и менее эффективными. Бетонные редуты и бункеры не всегда могли выдержать мощные артиллерийские атаки. Защита от подрывных зарядов и бомбардирований была сложной задачей для фортификационных сооружений того времени.
Многие старые фортификационные сооружения были построены до Первой мировой войны и имели свои ограничения и проблемы. Они не всегда соответствовали современным технологиям и методам военного противостояния. Статические фортификации могли быть легче предсказуемыми для противника и подвержены обходным маневрам или стратегическим трюкам. Отсутствие подвижности и маневренности ограничивало возможности фортификаций для эффективной защиты. [3]
Исходя из недостатков существовавших сооружений, были разработаны и использовались улучшенные типы укреплений, которые обладали повышенной прочностью и устойчивостью к артиллерийским ударам.
Стали широко использоваться улучшенные бетонные редуты и бункеры. Они строились из армированного бетона и представляли собой укрепленные сооружения, часто имевшие несколько этажей или уровней. Бетонная конструкция делала их прочными и устойчивыми, способными защитить людей, оружие и боеприпасы внутри, от артиллерийских обстрелов и бомбардировок.
Укрепленные точки стрельбы представляли собой маленькие укрепленные сооружения, в которых размещалось огневое оружие для стрельбы по противнику. Они были созданы, чтобы предоставить логическую позицию для стрельбы и защиты от контратак противника. Укрепленные точки стрельбы обычно имели усиленные стены и крышу, чтобы выдерживать артиллерийские удары и бомбардировки. [1]
Фортификационные сооружения стали разрабатываться с учетом новых методов атаки и боеприпасов, поэтому усиление их прочности и устойчивости к артиллерийским ударам стало ключевым аспектом. Были использованы новые материалы, такие как армированный бетон, который повышал устойчивость сооружений к воздействию артиллерии. Конструкции также включали в себя облегчение соударений и бомбардировок, такие как амортизирующие слои и внутренние штабеля для уменьшения энергии взрыва. [4]
Главная роль фортификаций в этом периоде заключалась в создании оборонительных линий, которые могли остановить или задержать противника, дать возможность перегруппировки сил и организации контратаки. Фортификационные сооружения служили важной психологической и символической функцией, укрепляя лояльность населения и демонстрируя силу и готовность к обороне. Примерами таких линий были:

Линия «Полесье» — польская оборонительная линия, строившаяся в 1928—1939 годах на территории Западной Украины и Западной Белоруссии для защиты от возможного нападения со стороны Советского Союза.

Линия протягивалась на протяжении около 900 километров от прибалтийского побережья до румынской границы. Военные инженеры провели сложные инженерные работы, включающие в себя постройку бетонных укреплений, окопов, рвов, минных полей и других преград. Артиллерийские батареи и бункеры также были созданы для усиления оборонительных возможностей.

«Полесье» стала самой сложной и мощной оборонительной линией в Европе в то время. Силы Польши надеялись, что эта линия сможет выдержать любую атаку и задержать противника настолько, чтобы обеспечить подготовку и прибытие сил союзников.

Однако, в сентябре 1939 года, когда началась Вторая мировая война, немецкие войска смогли прорвать «Полесье» и продвинуться дальше вглубь польской территории. Возможные причины провала «Полесья» могут быть связаны с тактическими ошибками командования, недостатком оборонительных сил и неправильным распределением ресурсов.

Линия «Джиндринкерс» — британская оборонительная линия, сооружённая для защиты от японского вторжения в Гонконг. Строительство продолжалось с 1936 по 1938 год. Линия была не сплошной полосой фортификационных сооружений, а группой оборонительных позиций, связанных между собой ходами сообщения. Общая длина составляла 18 километров. Линия включала в себя комплекс оборонительных сооружений, включающих растянутые рядом высокие холмы с последовательностью бетонных укреплений, окопов, дорог, рвов и других преград. Британские инженеры также создали систему защитных бункеров и артиллерийских позиций.

Линия «Джиндринкерс» была расположена вдоль границы Гонконга с Китаем, в западной части территории. Была обустроена на природных преградах, таких как горные хребты и неприступные леса, чтобы создать естественные препятствия для возможных японских вторжений.

Однако, в декабре 1941 года, Япония атаковала Гонконг, и линия Джиндринкерс была сломлена в течение нескольких дней. Японские войска, оборвав защиту, успешно прорвались и захватили Гонконг. Это было частью общего японского наступления на Южный Китай.

Линия КВ или линия «Диль» — система оборонительных сооружений в Бельгии. Построена в конце 1930-х годов для обороны от агрессии со стороны Германии, вдоль восточной границы Бельгии, протяженностью более 320 километров. Эта система включала в себя бетонные укрепления, окопы, рвы, бункеры и артиллерийские позиции. Большая часть оборонительных сооружений была стратегически размещена на холмах и в густых лесах, чтобы получить преимущество в обороне. Она имела обширную сеть туннелей, соединявших различные оборонительные объекты, а также включала в себя коммуникационные системы, амбулатории и склады снабжения.

Однако, когда Германия вторглась в Бельгию в мае 1940 года в ходе Второй мировой войны, линия КВ не смогла сдержать атаки. Несмотря на некоторые локальные победы, немецкие войска быстро преодолели оборону и обходили бельгийские позиции, путем проникновения через густые леса и малозастроенные области.

Линия Мажино — система французских укреплений на границе с Германией. Была построена в 1928-1936 годах. Главная по­ло­са обо­ро­ны, име­ла про­тя­жён­ность по фрон­ту около 400 км и глу­би­ну 10-22 км.

Линия Мажино была создана с целью обеспечить оборону Франции от возможной агрессии Германии. Она протягивалась от Швейцарии до Люксембурга и включала в себя бетонные укрепления, бункеры, окопы, рвы и другие препятствия. Система включала несколько линий обороны, включая переднюю, среднюю и заднюю линии, каждая из которых имела свою укрепленную зону и оборонительные сооружения. Большое внимание уделялось укрытиям для пехоты и артиллерии, которые были спроектированы для удержания натиска врага и обеспечения возможности контратаки.

Однако, в 1940 году, при наступлении германских войск во время Блицкрига, Линия Мажино не смогла удержать натиск немецких сил. Большая часть укреплений была обойдена или преодолена, путем проведения боевых операций вокруг самых сильных участков.

Поражение Франции и провал Линии Мажино после французской капитуляции показали расхождение между ожиданиями и реальностью в области обороны, а также технические ограничения тех времен.

Линия Маннергейма — финский комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой длиной 132—135 км, созданный в 1920—1930 годы на финской части Карельского перешейка. [6]

Система оборонительных сооружений включала в себя бетонные укрепления, бункеры, окопы, рвы, предлагая максимальную защиту для пехоты и артиллерии. Преимущество линии состояло в том, что она была стратегически размещена в районах с труднопроходимой местностью, такой как леса, озера и болота.

Одной из ключевых особенностей линии Маннергейма было использование скал и природных преград в качестве частей оборонительной системы. Идея заключалась в том, чтобы использовать естественные элементы ландшафта для создания препятствий для противника.

Во время зимней войны 1939-1940гг. Финляндия успешно использовала линию Маннергейма для защиты от советского наступления, хотя в конечном итоге договорилась о мире с СССР. В ходе продолжительной летней войны 1941 года между Финляндией и СССР линия Маннергейма продолжала играть важную роль в обороне.

Отделённые, замкнутые цитадели, а также форты заменила тактика распыления, сущность каковой заключалась в том, что в отличие от одной сильной цитадели было множество цитаделей раскиданных по всей территории, небольшой по масштабу, сопернику сложно было выявить, а ещё сложнее ликвидировать. Большим количеством позиций формировалась линейное длительное укрепление с целью прикрытия рубежей. Длина усиленных рубежей доходила до сотен километров. [5]

Происходило существенное развитие и мобильных систем обороны, которые стали неразрывной частью фортификационных стратегий. Бронированные автомобили и танки, а также боевые самолеты и подводные лодки играли важную роль в укрепленных системах обороны.

Введение бронированных автомобилей и танков позволило интегрировать подвижность и огневую мощь в системы обороны. Бронированные машины были использованы для быстрой реакции на угрозы и выполнения разведывательных миссий вблизи укрепленных зон. Танки же были задействованы в качестве мобильной основы оборонительных линий, используя гибкость передвижения и огневую мощь для поддержки статических укреплений. [7]
Воздушное и морское пространство были приоритетными направлениями мобильной обороны. Боевые самолеты и подводные лодки были интегрированы в фортификационные стратегии для защиты от воздушных и подводных угроз. Боевые самолеты использовались для наблюдения, разведки и атак на вражеские силы, а также для обеспечения поддержки и обстрела укрепленных сооружений противника. Подводные лодки выполняли функцию защиты морских путей и морских баз, а также могли применяться для нападения на вражеские укрепления на побережье. [8]
Интеграция этих мобильных систем в оборону позволяла значительно улучшить эффективность укрепленных зон. Они давали возможность быстро реагировать на угрозы и атаки, обеспечивая гибкость и подвижность в сочетании со статичными сооружениями. Это дало возможность создать более устойчивую и комплексную систему обороны, способную эффективно противостоять потенциальному противнику.

Развитие фортификационных сооружений между Мировыми войнами оказало значительное влияние на последующие стратегии обороны. Улучшение укрепленных структур, интеграция мобильных систем обороны и развитие воздушной обороны позволили создать более эффективные и комплексные системы обороны. Эти новые подходы и разработки стали основой для развития дальнейших оборонительных стратегий и применялись во время Второй мировой войны и в последующие конфликты.

Список литературы


1.Балашов Е.А. Линия Маннергейма. Оборонительный щит Финляндии: от идеи до воплощения. СПб., 2010. С. 6—11. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fygybyryx.files.wordpress.com/2014/03/jgg.pdf [Дата обращения : 20.11.2023]
2.Балашов Е.А. Указ. соч. С. 128. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.aroundspb.ru/fort/linja/linja.php [Дата обращения : 15.11.2023]
3.Irincheev B. The Mannerheim Line 1920—39: Finnish Fortifications of the Winter War. Oxford, 2009. P. 5. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://digitalcommons.liberty.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2145&context=research_symp [Дата обращения : 17.11.2023]
4.Allcorn W. The Maginot Line 1928—45. Oxford, 2003. P. 6. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://eponym.ru/Book/1295 [Дата обращения : 23.11.2023]
5.Кауфман Дж. Э. Фортификация Второй мировой войны 1939—1945. Европа / Пер. с англ. М., 2006. С. 47. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://militera.lib.ru/tw/0/pdf/kaufmann_kaufmann01.pdf [Дата обращения : 21.11.2023]
6.Allcorn W. Op. cit. P. 45. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/8f2/8f21691f83d781fbc6d6553ad5ae63a9.pdf [Дата обращения : 20.11.2023]
7.Кауфман Дж. Э. Указ. соч. С. 98-100, 402. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fygybyryx.files.wordpress.com/2014/03/jgg.pdf [Дата обращения : 18.11.2023]

8. Левыкин В.И. Фортификация: прошлое и современность. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rufort.info/library/levikin/levikin.html [Дата обращения : 26.11.2023]