УДК 004
Информационные технологии в управлении персоналом
Овчинников Иван Иванович – профессор кафедры государственного и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Чиркова Татьяна Владиславовна – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Аннотация: Информационные технологии проникли во все сферы жизни человека: экономику, образование, политику и другие. С каждым годом в организациях все больше появляется новых технологий, используемых в управлении персоналом. Сейчас тяжело представить компанию, которая не использует информационные технологии для работы с персоналом, ведь они уже давно стали взаимодействующим фактором для определения эффективности организации. С помощью информационных технологий работодатели экономят важные ресурсы такие как: время и финансы. В данной статье рассматривается роль информационных технологий в управлении персоналом, а также определены их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: информационные технологии, рекрутмент, управление персоналом, информационные системы, кадровое делопроизводство.
Управление персоналом занимает значимое место в организации. Развитие и эффективная работа каждой компании, безусловно, тесно связаны с эффективностью управления персоналом. Именно сотрудники обеспечивают его бесперебойную работу, гарантируют успех всех бизнес-процессов и стабильность. Для того чтобы работа сотрудников выполнялась качественнее и способствовала достижению целей компании, работодателям необходимо использовать качественные информационные системы. Современный подход к управлению предполагает вложение средств в информационные технологии. И чем крупнее предприятие, тем серьёзнее должны быть вложения. Они являются жизненной необходимостью – в жесткой конкурентной борьбе, в условиях экономического кризиса одержать победу сможет лишь тот, кто лучше оснащён, и наиболее эффективно организован.
НR-служба включает в себя широкий функционал: кадровое делопроизводство, подбор персонала (рекрутинг), мотивация персонала, адаптация, оценка. В каждом из этих направлений содержатся большие потоки информации, в которых человек сам, без помощи информационных систем, обработать не способен. Поэтому без информационных технологий просто не обойтись. Но какие технологии будут использоваться в той или иной организации, будет зависеть от выбора руководителей. Они определяют, какие информационные системы актуальны и нужны его организации. Хорошо развитая информационная система является ключевым фактором успеха для организации.
С помощью информационных технологий в управлении персоналом руководитель решает множество проблем:
- Нехватка рабочего времени на задачи, требующие творческого подхода. Внедрения технологий помогает снизить затраты на рутинные задачи, повышая скорость анализа и обработки большого массива информации. Освобождение от монотонных задач позволяет сотрудникам фокусироваться на более важных аспектах работы.
- Низкая производительность труда. Информационные технологии дают возможность обрабатывать большое количество информации, делать из неё сводку, отчеты, с помощью которых руководитель более точно определяет дальнейшие пути в развитии компании. HR-специалисту такие технологии позволяют избегать ошибок в работе с аналитическими данными, документами, законодательством и многим другим.
- Высокие затраты на персонал. Для объяснения данного пункта возьмем в пример «процесс увольнения сотрудника», без информационных технологий кадровому работнику нужно проделать существенно больше действий: вручную заполнить приказ об увольнении, заполнить справки, отправить отчет в Социальной фонд России и т.д., однако с их применением всё это можно сделать в разы быстрее и легче. Приказ об увольнении, справки, отчет будут заполняться автоматически. Следовательно, для выполнения таких операций кадровых работников требуется меньше.
- Текучесть кадров. Рутинные задачи выполняются с помощью информационных технологий. Становится меньше скучной, однообразной работы. Развивается позитивное отношение сотрудника к работе, повышается удовлетворенность своей работой.
- Обучение персонала. Информационные системы могут обеспечивать эффективные программы обучения и развития персонала. Современные организации сейчас больше используют дистанционное обучение для своих сотрудников, ведь они сами могут определять, когда и где они будут проходить тот или иной курс, а работодатель может отслеживать их результаты в онлайн режиме. Всё просто и удобно.
- Хранение данных. Большое количество информации о сотрудниках хранится и обрабатывается в информационных системах.
К сожалению, внедрение информационных технологий может оказать не только положительное влияние на компанию, но и негативное. Например, не все работники готовы поддержать внедрение новых технологий в свою привычную работу, что может привести к увольнениям сотрудников, к простоям в работе и т.д. Во избежание ошибок, торможений в работе необходимо подготавливать персонал при внедрении любых новшеств в организацию.
Существует и другие негативные проявления информационных технологий в управлении персоналом:
Проблемы с хранением данных. Большой массив данных о сотрудниках, который хранится в системе может стать объектом кибератак и угроз нарушения конфиденциальности личной информации работников. Во избежание таких действий, компании тратят большие деньги на информационную безопасность.
Зависимость от технологий. В случае любого сбоя в системе работа сотрудников останавливается, они не могут выполнять свои трудовые функции. Автоматизация процессов также может привести к потере человеческого фактора при принятии управленческих решений.
Перегрузка от информации. Информационные технологии содержать большое количество информации, что из-за постоянно взаимодействия с такими ресурсами человек теряет свою концентрацию, получая от этого стресс.
Высокие затраты на внедрение. Разработка, внедрение и поддержка информационных систем в управлении персоналом требуют значительных финансовых и временных ресурсов. Требуются отдельные специалисты, которые будут следить за бесперебойной работой информационных систем, а также за сохранностью хранения в них данных.
Исходя из всего перечисленного, следует сказать, что информационные технологии в управлении персоналом при неправильном их использовании могут оказать отрицательное влияние на рабочую среду в организации. Именно поэтому, во избежание негативных вышеперечисленных факторов следует внедрять информационные системы в работу с персоналом с большой осторожностью и внимательностью.
Список литературы
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова. – 2-е изд., перераб. – М.: ЮНИТИ, 2007.
- Демин Ю.М. Делопроизводство. Подготовка служебных документов / Ю.М. Демин. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2008.
- Кудинов А.С. CRM. Практика эффективного бизнеса / А. Кудинов, М. Сорокин, Е. Голышева. – М.: Изд-во «1С-Паблишинг», 2012.
- Лукьянова Т.В. Управление инновациями в кадровой работе /Т.В. Лукьянова [и др.]. – М.: Проспект, 2012.
- Саак А.Е. Информационные технологии управления: учебник для вузов / А.Е. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тющняков. – 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2012.
- Романова Ю.Д., Винтова Т.А., Коваль П.Е., Музычкин П.Е., Информационные технологии в управлении персоналом: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.:Юрайт, 2016.