УДК 001.32

Современные возможности цифровизации в образовательном процессе и работе научных кружков

Багадерова Марина Владимировна – магистр, преподаватель учетных дисциплин Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии.

Шишкина Галина Николаевна – преподаватель химии и биологии Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии.

Иванова Наталия Николаевна – преподаватель химии и биологии Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии.

Аннотация: В научной статье рассматриваются возможности применения цифровых технологий в работе учебных заведений среднего профессионального образования, в том числе при организации научной работы на примере СНО «Исследователь» Чебоксарского экономико-технологического колледжа. Представлена информация использования онлайн-технологий в образовательном процессе и подготовке научных данных. Отражены изменения психологии студентов после пандемии и новые возможности цифровизации, которые необходимо учитывать в процессе обучения и формирования научных навыков, так как современные требования должны проявлять гибкий подход к образовательной среде. Показаны примеры работы научного общества региона с помощью современных цифровых технологий.

Ключевые слова: онлайн-технологии, цифровизация, научные данные, пандемия, социум.

Современные онлайн-технологии в сфере образования и науки, оказали большое влияние на формат обучения студентов-исследователей Чебоксарского экономико-технологического колледжа.

Возможности современных инновационных источников имеют важное и решающее значение по получению новых знаний, научных данных и нового уровня образования. Формат работы со студентами претерпел частичный уровень изменений, который был первоначально связан с самоизоляцией из-за пандемии.

Актуальность работы заключается в том, что современные онлайн-технологии стали частью современной жизни, в том числе, процесса обучения и развития научных способностей. В свою очередь это требует формирования инновационных методов проведения классных и внеклассных мероприятий и новых подходов к активизации получения знаний студентами средних профессиональных заведений.

И. Г. Хангельдиева, ученый-исследователь, говорит о том, что «наше общество вступило в эпоху цифровизации, где господствует инновация технологий. Новые онлайн- возможности получили быстрое распространение и высокий уровень использования» [4, с. 48].

Целью научной статьи ставится изучение современных онлайн-возможностей в цифровую эру для получения общих, профессиональных компетенций и научных навыков в процессе проведения исследований по различным направлениям.

Произошел коренной перелом по организации работы научных обществ. Психология студентов немного изменилась. Современным гражданам более комфортно использовать цифровые ресурсы, а также осуществлять диалог в онлайн-режиме, вместо обычных консультаций и встреч с руководителями научных кружков. Соответственно, проявление гибкости в работе, умение учитывать современные потребности нового поколения, инновационные продукты, дают более высокий результат в научном развитии, чем было это ранее [3, с. 159]. В настоящее время появилось много онлайн-конкурсов, олимпиад, платформ по обучению и других инновационных возможностей, которые доступны всем гражданам страны.

Цифровые технологии изменили социум, предоставляя уникальные возможности. Онлайн-данные становятся объективной реальностью в работе научных обществ, что положительно сказывается на общем взаимодействии регионов.

Практики-ученые отметили, что электронное учебное пространство положительно влияет на результаты обучения студентов, в том числе по возможностям построения индивидуальной учебной маршрутизации [2, с. 55].

Цифровизация является главным, современным эффектом, без которого невозможно представить процесс образования, продвижения науки и бизнеса, а также повседневную жизнь каждого гражданина. Современные требования к обучению требуют быстрых решений, где поддержка цифровых сервисов становится важным звеном.

Цифровые технологии перманентно изменяют формат работы научных обществ, предоставляя исследователям беспрецедентные возможности для проведения исследований и обмена знаниями. Современные цифровые инструменты и ресурсы позволяют ученым взаимодействовать, обмениваться идеями и данными, упрощать проведение исследований, проводить анализ информации, а также публиковать результаты научной работы.

Одним из наиболее значимых достижений цифровой эры в научных обществах является доступ к огромным объемам научной информации и актуальным базам данных. С появлением интернета и электронных библиотек исследователи стали иметь доступ к множеству научных журналов, баз данных и другим электронным источникам. Это позволяет эффективно осуществлять литературный обзор, обогащать свою работу предыдущими исследованиями и проводить фундаментальный анализ актуальной информации. Благодаря этому, ученые могут быстрее и точнее строить научные аргументы и принимать обоснованные решения.

Преподаватели и учителя достаточно быстро адаптировались к новым условиям, многие проблемы по обучению были решены в учебных заведениях.

Достаточно резкие изменения в работе научных кружков произошли с началом пандемии COVID-19. Следует отметить, что изменилось мышление у подрастающего поколения. После самоизоляционных мер появились новые гибкие схемы по работе со студентами-исследователями.

 Цифровые возможности оказали большое влияние на процесс получения образования и работу студентов-исследователей. Так, например, в колледже много обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Работа с ними проводится как в реальном, так и в цифровом режиме. Выбираются индивидуальные траектории, которые требуют дополнительной поддержки, что частично осуществляется с помощью социальных сетей и мессенджеров.

Если студенты заболели, то они получают от преподавателей полный объем информации по проводимым обучающим и научным знаниям с помощью социальных сетей и мессенджеров. Это позволяет не отставать от процесса обучения и быть в курсе проводимых конкурсов, научных конференций и олимпиад различных уровней.

У каждого научного руководителя научных кружков Чебоксарского экономико-технологического колледжа созданы беседы со всеми группами, в которых проводятся обучающие и исследовательские мероприятия, что помогает оперативно решать любые вопросы по формированию научных знаний. 

Характерной чертой получения профессиональных компетенций и исследовательских навыков является то, что студенты могут получать необходимую информацию на расстоянии от преподавателя, в своем личном темпе проводить ее изучение, задавать уточняющие вопросы, запрашивать дополнительные материалы для расширения познавательных возможностей и участвовать в научной онлайн-подготовке.

Благодаря онлайн-технологиям по-новому раскрывается принцип педагогики сотрудничества, а именно:

- Отсутствуют психологические барьеры в разговорах преподавателей и студентов в онлайн-пространстве;

- Создается дружественная среда, возможности раскрытия творческих и научных талантов студентов в индивидуальных беседах с помощью мессенджеров и социальных сетей;

- Учитываются индивидуальные особенности обучающихся, которые желают принимать участие в различных мероприятиях, но, по ряду причин сомневаются в своем решении. Например, студент может проводить исследования, но у него существует страх выступления перед аудиторией. Соответственно, первоначально он участвует в мероприятиях, где не требуется выступление, потом работает в командном составе в различных деловых играх, обучается ораторскому искусству на мастер-классах колледжа и ближе к третьему курсу участвует в научно-практических конференциях.

- Появляется уровень доверия к руководителю научного кружка, что является подтверждением фразы: «ты мой воспитанник, я всегда с тобой». Виртуальная среда способствует преодолению страха перед новым материалом, появляется возможность быстрых решений вопросов по возникающим проблемам и осуществляется общая поддержка студентов-исследователей.

Научное студенческое общество ЧЭТК много лет осуществляло свою работу только в реальном режиме. Ситуации в мире потребовала изменения формата проведения научных заседаний на длительное время, так же как проведения подготовки к конкурсам, научным конференциям, олимпиадам и так далее [5]. После завершения пандемии, возврат в обычный режим работы СНО «Исследователь», произошел в смешанном виде. Соответственно, заседания и подготовка информации происходят как в реальном, так и в онлайн- режимах.

Научные кружки представляют собой группы людей, увлеченных определенной научной областью или темой, которые собираются вместе, чтобы обсуждать и обмениваться знаниями и идеями. Они могут проводить регулярные встречи, семинары, дискуссии и другие мероприятия, чтобы продвигать свои исследования и углублять свои знания. Научные кружки, социальные сети и мессенджеры имеют взаимосвязь, которая очень полезна для научных обществ.

Например, работа в научных кружках «Науковед», «Химический анализ пищевых продуктов и мое здоровье» и «Химия и биология» в учебном году дала свои результаты. Это победы: в НПК «Молодежь. Наука. Творчество»; Республиканской олимпиаде по химии; Республиканской игре «Знатоки экономики» в Чебоксарском институте Московского политехнического университета; Международной студенческой конференции по техническим, гуманитарным и естественным наукам, посвященной Году педагога и наставника в Российской Федерации и Году счастливого детства в Чувашской Республике в ЧГУ им. И. Н. Ульянова; Всероссийской (национальной) открытой научной конференции «Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность»; Республиканском конкурсе среди студентов, аспирантов, молодых ученых на лучшую исследовательскую работу по антикоррупционной тематике; Межрегиональной конференции-фестивале научного творчества учащейся молодёжи «Юность Большой Волги»; Республиканском слете юных пожарных и других [5].

 Подготовка студентов-исследователей часто осуществляется в социальной сети ВКонтакте, где были созданы беседы «Тайная беседа, подготовка к конкурсам, олимпиадам, квестам и научным конференциям» и «Подготовка к парламентским дебатам и управленческим поединкам» [5].

Далее была образована новая беседа «САМовар», для подготовки к молодежным интеллектуальным играм, в которую были включены студенты-исследователи первого курса и активисты ЧЭТК.

Выбор консультирования зависит от мнения студентов и может быть осуществлен как в реальном, так и онлайн- режимах.

На основании проведенного исследования можно сделать выводы:

  1. Цифровизация дает возможность поиска информации, получения архивных данных для исследований, не выходя из дома;
  2. Появилась возможность разговоров с научными работниками на расстоянии по вопросам формирования данных конкурсных работ и созданию научных статей;
  3. Была создана единая информационная среда научных обществ региона, взаимодействие в которой продвигает результаты проведенных исследований.
  4. Произошло увеличение количества студентов-исследователей, упрощение подготовки с использованием виртуальных возможностей. Например, при работе научных кружков колледжа создаются дополнительные беседы в социальных сетях, где производится разбор основных моментов со ссылками на обучающие цифровые ресурсы. Отражаются данные по бесплатным онлайн-курсам, которые можно пройти по интересующим индивидуальным направлениям, например, «Знание. Академия», «Актион – Студенты», специальные предложения банков для студентов и другие.
  5. Благодаря цифровым технологиям была организована общая работа студентов-исследователей, активистов колледжа, Волонтерского Центра, поддержка студентов с ОВЗ и инвалидностью, так как было создано единое виртуальное пространство.
  6. Данные в социальных сетях и мессенджерах по проводимым мероприятиям объединили студентов из двух корпусов, а также выпускников, что оказало благоприятное воздействие на взаимное сотрудничество, повышение успеваемости, научной и общественной активности, а также на возможность трудоустройства.

Кроме того, социальные сети и мессенджеры предоставляют возможности для распространения научной информации среди широкой общественности. Ученые-преподаватели могут использовать социальные сети для популяризации своих исследований, представления научных фактов и разъяснения сложных научных концепций широкой аудитории. Это позволяет не только поделиться своими знаниями, но и влиять на общественное мнение и создавать осведомленность о научном прогрессе [4, с. 56].

 Таким образом, использование социальных сетей и мессенджеров при работе научных кружков создает благоприятную среду для обмена знаниями, общения и научного развития. Эти цифровые продукты помогают студентам и преподавателям расширить свои горизонты, наладить сотрудничество, получить обратную связь и вовлечься в научную работу. Они открывают новые возможности для научных обществ, укрепляют их связи и способствуют прогрессу в науке.

В настоящее время многими научными обществами региона высшего образования созданы дополнительные группы в мессенджере «Телеграм», в которых подключены многие руководители и студенты-исследователи колледжей и техникумов, для более оперативного обмена информацией и общего взаимодействия по научным достижениям.

В целом, каждое научное общество Чувашской Республики обладает группой в социальной сети ВКонтакте, чуть реже в мессенджере «Телеграм», где данные находятся в открытом доступе и имеется возможность договориться по общим мероприятиям, получить совет для проведения какого-либо исследования и организовать общую встречу как руководителей, так и студентов по определенному направлению науки.

Список литературы

  1. Адольф К. В. Проблемы экономической безопасности общества в условиях цифровой трансформации / К. В. Адольф // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых. - 2021. - С. 11–13.
  2. Адольф В. А., Трусей И. В., Кужугет А. А. Цифровая трансформация образования: безопасность и пути ее обеспечения / В. А. Адольф, И.В. Трусей, А. А. Кужугет // Проблемы современного образования. - 2022. - № 5. - С. 53 –66.
  1. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса. / В. Л. Назаров, Д. В. Жердев, Н. В. Авербух // Образование и наука. – 2021. - № 23 (1). – С. 156-201.
  2. Хангельдиева И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? / И. Г. Хангельдиева // Вестн. Московского ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2018. - № 3. - С. 48–60.
  3. Официальный сайт Чебоксарского экономико-технологического колледжа, данные СНО «Исследователь» [Электронный ресурс]. URL: https://chetk.info/studencheskoe-nauchnoe-obshchestvo (дата обращения: 04.01.2024).