УДК 004.1082

Исследовательская деятельность на уроках информатики как средство развития информационной культуры школьника

Оолак Джамиля Родионовна – магистрант Физико-математического факультета Тувинского государственного университета.

Научный руководитель Рагулина Марина Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры Информатики Омского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются понятие, сущность и компоненты информационной культуры, отмечается важность её формирования в младшем школьном возрасте. Выявляются возможности самостоятельной познавательной творческо-практической деятельности обучающихся на уроках информатики для развития информационной культуры. Приводятся этапы исследовательской деятельности младших школьников. Отмечается специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: информационная культура, младшие школьники, исследовательская деятельность, информатика, проекты.

Побочным продуктом стремительного технологического развития современности является информационный хаос, который наиболее ярко представлен в интернете [1]. Это актуализирует перенос акцентов в образовательных программах с развития технических навыков школьников на формирование информационной культуры: обучение грамотному поиску и систематизации информации, этике сетевого общения. Детям требуются навыки поиска и отбора качественной и значимой информации по различным направлениям, критического анализа и придания смыслов находимым сведениям. Наибольшим потенциалом для развития информационной культуры школьников обладает информатика, цель которой – сформировать ИКТ-компетентность [2]. Благодаря использованию персональных компьютеров, мультимедийного оборудования и оргтехники на уроках информатики обеспечивается высокая мотивация школьников, которую целесообразно использовать для развития активной самостоятельной деятельности.

Целью работы является изучение исследовательской деятельности на уроках информатики как средства развития информационной культуры школьника. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Информационная культура является частью общей культуры и представляет собой совокупность знаний, которые позволяют ориентироваться в информационном пространстве, а также качественную характеристику деятельности, связанной с получением, передачей, обработкой, использованием и хранением информации [3]. Информационная культура предполагает наличие компьютерной и информационной грамотности и является важнейшим фактором современного образовательного процесса. Она включает алгоритмическую культуру, операционность, структурность и ориентационную гибкость мышления, умение планировать познавательную деятельность, строить информационные модели, искать и обрабатывать информацию.

Информационная деятельность, осуществляемая в условиях постоянных социальных взаимосвязей в информационной среде, подчиняется внутренним процессам мотивации и целеполагания: распространение и потребление информации обусловлено мотивационно-ценностным фактором, обуславливающим стремление к демонстрации её достоинств и максимальному получения выгоды от её использования [4]. Современные сетевые технологии оказывают влияние на трансформацию субъективного отношения к работе с информацией. В наибольшей степени этому влиянию подвержены дети младшего школьного возраста, что связано с актуализировавшейся потребностью в поиске и усвоении учебной информации и необходимостью выстраивать учебную деятельность, учитывая требования информационного общества.

Защищённость личности младшего школьника от влияния комплекса негативных факторов информационной среды является приоритетом организации современного учебно-воспитательного процесса [5]. Это связано с тем, что при поступлении в школу ребёнок переходит к освоению нового для него ведущего вида деятельности – учебной, что подразумевает столкновение с большим объёмом различной информации. Несформированность познавательных интересов, отсутствие избирательного подхода к приобретению информации в совокупности с неокрепшей нервной системой, ещё не способной противостоять информационному хаосу, приводят к утомлению ребёнка, информационным перегрузкам и дезориентации.

Формирование информационной культуры позволит школьникам научиться осмыслять и преобразовывать получаемую информацию, подготавливать её к передаче партнёрам по коммуникации, принимать заложенные в информации оценочно-мотивационные суждения и конструировать собственные на основе анализа, грамотно использовать информацию для получения духовных и материальных благ [6]. Однако, несмотря на важность становления и развития информационной культуры школьников, управление их деятельностью по получению и передаче информации сопряжено с рядом организационных и методических сложностей.

Важный компонент развития информационной культуры – мотивация школьников, их положительное отношение к этому виду деятельности. Для формирования такого отношения необходимо организовать самостоятельную познавательную творческо-практическую деятельность обучающихся, оставляя им возможность обращаться за помощью к преподавателю и одноклассникам. При проведении занятий по информатике педагогу необходимо использовать проблемный и личностно-ориентированный методы обучения, поскольку они, в отличие от объяснительно-иллюстративного метода, подразумевающего умственную неактивность учащихся, вынуждают детей активно искать ответы, рассуждать, делать собственные небольшие открытия, помогают в развитии логического и критического мышления.

Информатика является учебной дисциплиной, предполагающей наиболее активное использование метода проектов, предполагающего исследовательскую деятельность младших школьников [8]. Теоретический курс информатики охватывает все актуальные информационно-коммуникационные технологии, которые школьники могут использовать в учебной деятельности и повседневной жизни, поэтому практическое подкрепление получаемых знаний позволит эффективно сформировать информационную культуру обучающихся.

Исследовательская деятельность младших школьников включает несколько этапов:

  1. Мотивационный. Предполагает понимание и принятие детьми цели, значения и общего замысла проекта. На этом этапе происходит обсуждение темы и замысла проекта и проводится их корректировка под влиянием мнения учеников.
  2. Подготовительный. На данном этапе формулируются конкретные последовательные задачи работы над проектом, обсуждаются способы совместной деятельности, выбирается руководитель проекта, распределяются обязанности и функции участников.
  3. Информационный. Этап предполагает непосредственный поиск новой необходимой информации для оформления теоретической части проекта.
  4. Исследовательский. На этом этапе обсуждаются методы проведения исследовательских работ, реализуется план исследовательских действий и анализируются собранные в результате используемых методов сведения.
  5. Оценочный. Предполагает рефлексию – оценку полученных результатов, подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Также на данном этапе обсуждаются формы защиты проекта, назначаются разработчики презентации и выступающие.

Спецификой исследовательской деятельности для младших школьников является её интеграция с учебным курсом, потребность в которой обусловлена отсутствием у детей этого возраста достаточных знаний по темам проектов, что не позволяет им самостоятельно реализовывать их цели. Помимо этого, в младшем школьном возрасте только формируется готовность к самостоятельной исследовательской деятельности, поэтому детям требуется постоянная помощь и поддержка преподавателя.

Технология исследовательской деятельности подразумевает изменение роли учителя: он должен выступать независимым консультантом, что необходимо для максимальной самостоятельности учащихся, и владеть технологиями проектирования ученической деятельности. Для активизации познавательных интересов младших школьников и их самообразования на уроках информатики требуется активное применение информационно-коммуникационных технологий, способствующих созданию информационно-образовательной среды, позволяющей сместить акценты педагогической деятельности на личность ребёнка, которая учится и развивается.

Помимо учебных и внеучебных исследовательских проектов в цифровой образовательной среде, для формирования информационной культуры в рамках исследовательской деятельности на уроках информатики могут использоваться следующие формы обучения:

  • веб-квесты и другие сетевые активности;
  • мастер-классы и творческие мастерские с задействованием цифровых инструментов;
  • соревнования и олимпиады по робототехнике, программированию, компьютерной графике и моделированию;
  • научно-исследовательская работа по различным дисциплинам с применением цифровых инструментов для интервьюирования, анкетирования, моделирования процессов и объектов, обработки сведений и визуализации результатов.

Таким образом, исследовательская деятельность с применением компьютера в качестве средства поиска и обработки информации является эффективным средством развития информационной культуры школьников. Выполняя исследовательские задачи на уроках информатики, дети учатся ориентироваться в информационном пространстве, искать и использовать необходимую информацию. Использование наглядных форм представления информации и интернет-ресурсов позволяет обогатить образовательный процесс, сделать его динамичнее, результативнее и более информационно ёмким за счёт переноса основного акцента на активную самостоятельную работу школьников с информацией.

Список литературы

  1. Кармаев А.А., Ким С.В. Цифровизация проектной деятельности школьников: проблемы и перспективы // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2020. – № 6 (72). – С. 71-75.
  2. Радевский А.В. Особенности организации проектной деятельности школьников с применением веб-сайта на уроках информатики // Человек и образование. – 2022. – № 2. – С. 117-124. – DOI: 10.54884/S181570410020702-7
  3. Люгзаева С.И., Чиранова О.И. Формирование информационной культуры школьника на ступени начального общего образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 4, № 4. – C. 112-117. – DOI: 10.30853/pedaqoqv.2019.4.20
  4. Алисов Е.А., Калинченко Д.Ю. Развитие представлений младших школьников об информационной безопасности в процессе формирования информационной культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – Т. 26, № 191. – С. 137-143. – DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-191-137-143
  5. Постарнакова И.В. Методика формирования информационной культуры младших школьников на внеурочных занятиях по информатике. – Адыгея, 2022. – 47 с.
  6. Калинченко Д.Ю. Организация работы по формированию информационной культуры младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 2 (35). – С. 139-142. – DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0033
  7. Гаврильева М.В., Винокурова Е.С. Применение метода проектов на уроках информатики // Научные междисциплинарные исследования: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2021. – С. 344-349.
  8. Проектно-исследовательская деятельность: реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО начального общего образования: программы, методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова, В.Ю. Романова, Е.Е. Никитина, В.А. Щетинская. – М.: Институт стратегии развития образования российской академии образования, 2022. – 36 с.