УДК 004

Информационные технологии в образовательном процессе

Полуян Анна Юрьевна – кандидат технических наук, доцент кафедры Вычислительной системы и информационной безопасности Донского Государственного Технического Университета.

Даирбекова Жулдуз Мураткановна – студент факультета Вычислительной системы и информационной безопасности Донского Государственного Технического Университета.

Аннотация: В статье рассматривается влияние информационных технологий на успеваемость в образовательном процессе. Проведено исследование с привлечением 40 учащихся добровольцев с целью оценки успеваемости изучения технической дисциплины с применением информационных технологий в образовательном процессе, так и без применения. Сделаны выводы.

Ключевые слова: информационные технологии, исследование, образовательный процесс, результативность.

С каждым годом увеличивается роль информационных технологий в современном образовании. Так по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ интегральный рост цифровизации отрасли составил 0,37 пункта [1]. Большое продвижение в этом направлении произошло также и благодаря ограничительным мероприятиям в период пандемии и благодаря указу Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации так как с одной стороны необходимо было срочно перевести весь образовательный процесс в дистанционную форму[2], а с другой стороны в настоящее время наши отечественные разработчики программного обеспечения занимаются разработкой и внедрением отечественных аналогов уже известных образовательных продуктов. При этом безусловно в процессе разработке программного продукта наши разработчики могут отталкиваться от зарубежного опыта и внедрять и совмещать лучшие наработки из известных образовательных решений. Также отдельно следует выделить процесс внедрения нейронных сетей в сферу образования.

Однако безусловно в данном переходном процессе внедрения новых цифровых технологий существуют и негативные факторы, которые могут влиять на прохождение образовательного процесса. В частности, в публикации Воробьева И. А., Жукова А. В., Минакова К. А. [3] рассматривается положительные и отрицательные стороны внедрения онлайн тестирования, электронных досок, электронных носителей. В нашей же публикации автор хочет рассмотреть, как информационные технологии влияют в комплексе на результативность образовательного процесса.

Для проведения эксперимента были отобраны две группы добровольцев учащихся по 20 человек образовательного учреждения (Краснодарский технический колледж): Возрастной ценз 17-18 лет, в каждой группе 10 учащихся - мужского пола, 10 — женского. Для проведения эксперимента учащимся каждой из групп проводились занятия по дисциплине не входящей в образовательную программу «Теория электронных и электрических цепей и сигналов» в качестве факультатива. Общим количество часов 300 единиц. Средняя успеваемость учащихся оценивалась по дисциплине физика и составила для первой группы - 4,25, а для второй 4,15. Для первой группы проводились лекционные занятия в очном режиме, для второй в дистанционном с использованием программного обеспечения SberJazz. Для практических занятий одна группа обучалась в очном формате навыкам работы с измерительной аппаратурой: осциллографом с1-65, генератором низкочастотных сигналов Г3-112 и макетной платой, вторая группа обучалась на персональных компьютерах с применением программного обеспечения Quite Universal Circuit Simulator (QUCS) и мультимедийной доски IQBoard DVT TN082.

После прохождения образовательного курса срез теоретических полученных знаний осуществлялся путем прохождения тестирования в объеме 40 вопросов.

Результаты тестирования представлены на гистограмме 1 и гистограмме 2:

Рисунок6

Рисунок7

То есть по результатам тестирования для группы 1, процент сдачи тестирования на отлично составил - 35%, а для группы 2 — 45%. Соответственно результативность в нашем эксперименте теоретического обучения без применения информационных технологий в очном режиме составил на 10% меньше, чем с применением вышеуказанных технологий.

Проверку полученных практических навыков мы осуществили путем оценивания очного практического задания по сборке электрической цепи и обработки полученных результатов с осциллографа. Результаты оценивания практического задания представлены на гистограммах ниже.

Рисунок8

Рисунок9

Как видно из гистограмм успеваемость 1 группы учащихся осталась прежней, а второй понизилась на 25%.

Выводы

В результате проведенной работы можно сделать выводы: что при изучении дисциплин электроники применение информационных технологий в обучении способно повысить успеваемость на 10%, в свою очередь для получения практических навыков необходимо как минимум избирательно подходить к применениям информационных технологий, возможно применять их в смешанном варианте с традиционными методами обучения. Что может стать темой следующих исследований.

Для проведения более детальных исследований необходимо увеличить выборку студентов, а также необходимо исследовать как влияет применение информационных технологий на изучение гуманитарных дисциплин.

Список литературы

  1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Зинина Т.С., Ковалева Г.Г., Рудник П.Б. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы / Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Зинина Т.С., Ковалева Г.Г., Рудник П.Б. [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://issek.hse.ru/news/783750202.html (дата обращения: 20.12.2023).
  2. Асанов А. Ж., Есмаганбет М. Г. Информационные технологии в образовательном процессе //Наука и реальность/Science & Reality. – 2021. – №. 1 (5). – С. 74-76.
  3. Воробьева И. А., Жукова А. В., Минакова К. А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании //Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №. 1-4 (103). – С. 110-118.