УДК 004
Информационные технологии в образовательном процессе
Полуян Анна Юрьевна – кандидат технических наук, доцент кафедры Вычислительной системы и информационной безопасности Донского Государственного Технического Университета.
Даирбекова Жулдуз Мураткановна – студент факультета Вычислительной системы и информационной безопасности Донского Государственного Технического Университета.
Аннотация: В статье рассматривается влияние информационных технологий на успеваемость в образовательном процессе. Проведено исследование с привлечением 40 учащихся добровольцев с целью оценки успеваемости изучения технической дисциплины с применением информационных технологий в образовательном процессе, так и без применения. Сделаны выводы.
Ключевые слова: информационные технологии, исследование, образовательный процесс, результативность.
С каждым годом увеличивается роль информационных технологий в современном образовании. Так по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ интегральный рост цифровизации отрасли составил 0,37 пункта [1]. Большое продвижение в этом направлении произошло также и благодаря ограничительным мероприятиям в период пандемии и благодаря указу Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации так как с одной стороны необходимо было срочно перевести весь образовательный процесс в дистанционную форму[2], а с другой стороны в настоящее время наши отечественные разработчики программного обеспечения занимаются разработкой и внедрением отечественных аналогов уже известных образовательных продуктов. При этом безусловно в процессе разработке программного продукта наши разработчики могут отталкиваться от зарубежного опыта и внедрять и совмещать лучшие наработки из известных образовательных решений. Также отдельно следует выделить процесс внедрения нейронных сетей в сферу образования.
Однако безусловно в данном переходном процессе внедрения новых цифровых технологий существуют и негативные факторы, которые могут влиять на прохождение образовательного процесса. В частности, в публикации Воробьева И. А., Жукова А. В., Минакова К. А. [3] рассматривается положительные и отрицательные стороны внедрения онлайн тестирования, электронных досок, электронных носителей. В нашей же публикации автор хочет рассмотреть, как информационные технологии влияют в комплексе на результативность образовательного процесса.
Для проведения эксперимента были отобраны две группы добровольцев учащихся по 20 человек образовательного учреждения (Краснодарский технический колледж): Возрастной ценз 17-18 лет, в каждой группе 10 учащихся - мужского пола, 10 — женского. Для проведения эксперимента учащимся каждой из групп проводились занятия по дисциплине не входящей в образовательную программу «Теория электронных и электрических цепей и сигналов» в качестве факультатива. Общим количество часов 300 единиц. Средняя успеваемость учащихся оценивалась по дисциплине физика и составила для первой группы - 4,25, а для второй 4,15. Для первой группы проводились лекционные занятия в очном режиме, для второй в дистанционном с использованием программного обеспечения SberJazz. Для практических занятий одна группа обучалась в очном формате навыкам работы с измерительной аппаратурой: осциллографом с1-65, генератором низкочастотных сигналов Г3-112 и макетной платой, вторая группа обучалась на персональных компьютерах с применением программного обеспечения Quite Universal Circuit Simulator (QUCS) и мультимедийной доски IQBoard DVT TN082.
После прохождения образовательного курса срез теоретических полученных знаний осуществлялся путем прохождения тестирования в объеме 40 вопросов.
Результаты тестирования представлены на гистограмме 1 и гистограмме 2:
То есть по результатам тестирования для группы 1, процент сдачи тестирования на отлично составил - 35%, а для группы 2 — 45%. Соответственно результативность в нашем эксперименте теоретического обучения без применения информационных технологий в очном режиме составил на 10% меньше, чем с применением вышеуказанных технологий.
Проверку полученных практических навыков мы осуществили путем оценивания очного практического задания по сборке электрической цепи и обработки полученных результатов с осциллографа. Результаты оценивания практического задания представлены на гистограммах ниже.
Как видно из гистограмм успеваемость 1 группы учащихся осталась прежней, а второй понизилась на 25%.
Выводы
В результате проведенной работы можно сделать выводы: что при изучении дисциплин электроники применение информационных технологий в обучении способно повысить успеваемость на 10%, в свою очередь для получения практических навыков необходимо как минимум избирательно подходить к применениям информационных технологий, возможно применять их в смешанном варианте с традиционными методами обучения. Что может стать темой следующих исследований.
Для проведения более детальных исследований необходимо увеличить выборку студентов, а также необходимо исследовать как влияет применение информационных технологий на изучение гуманитарных дисциплин.
Список литературы
- Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Зинина Т.С., Ковалева Г.Г., Рудник П.Б. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы / Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Зинина Т.С., Ковалева Г.Г., Рудник П.Б. [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://issek.hse.ru/news/783750202.html (дата обращения: 20.12.2023).
- Асанов А. Ж., Есмаганбет М. Г. Информационные технологии в образовательном процессе //Наука и реальность/Science & Reality. – 2021. – №. 1 (5). – С. 74-76.
- Воробьева И. А., Жукова А. В., Минакова К. А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании //Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №. 1-4 (103). – С. 110-118.