УДК 796

Лёгкая атлетика как метод самовоспитания и самореализации студентов высших учебных заведений

Вишнякова Юлия Владимировна – студент факультета «Гуманитарные науки» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Хохлова Мария Андреевна – студент факультета «Гуманитарные науки» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Максимова Анастасия Вадимовна – студент факультета «Гуманитарные науки» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Научный руководитель Брюсов Евгений Юрьевич – старший преподаватель Факультета физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Аннотация. В статье рассматривается лёгкая атлетика, как один из наиболее доступных и универсальных форматов физической активности, который может служить эффективным методом самовоспитания и самореализации студентов высших учебных заведений. Современная студенческая жизнь часто ассоциируется с академическими нагрузками, стрессом и сидячим образом жизни. Однако, помимо учебы, формирование личности и саморазвитие играют важную роль в студенческом опыте. В данной статье мы рассмотрим, как лёгкая атлетика может способствовать развитию студентов и повышению их качества жизни.

Ключевые слова: лёгкая атлетика, физическая активность, самодисциплина, тренировка, профессиональная деятельность.

Исследования до сентября 2021 года подтверждают, что участие в физической активности, такой как лёгкая атлетика, способствует улучшению физического здоровья студентов. Регулярные тренировки помогают поддерживать нормальный вес, укрепляют сердечно-сосудистую систему и повышают выносливость [1]. Кроме того, физическая активность способствует выработке эндорфинов, что улучшает настроение и снижает стресс [2].

Легкая атлетика - один из самых популярных видов спорта, который объединяет в себе огромное количество различных дисциплин. Она включает в себя бег, прыжки, метания и множество других упражнений, история которых насчитывает тысячи лет. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты легкой атлетики, её историю, виды соревнований и важные правила.

История легкой атлетики уходит своими корнями в глубокую древность. В древней Греции и Риме проводились соревнования по бегу, прыжкам и метаниям, которые считались одними из самых популярных видов развлечений. Позднее, в средние века, эти традиции были почти забыты, однако в 19 веке легкая атлетика вновь стала приобретать популярность, и в 1896 году на первых Олимпийских играх в Афинах были проведены первые соревнования по этому виду спорта.

Легкая атлетика включает в себя огромное количество различных дисциплин. Среди них можно выделить бег на короткие и длинные дистанции, бег с барьерами, полосы препятствий и эстафеты, прыжки в длину и в высоту, метание молота, диска, копья и многие другие упражнения. Каждая из этих дисциплин требует от спортсмена высокой выносливости, силы, гибкости и координации движений. Важным аспектом легкой атлетики являются правила проведения соревнований. Все соревнования проводятся на специально оборудованных стадионах, при соблюдении строгих правил и нормативов, которые регулируют допустимые действия спортсменов и исключают возможность использования запрещенных средств для улучшения результатов. Кроме того, соревнования в легкой атлетике проходят в несколько этапов, начиная с отборочных, после чего лучшие спортсмены принимают участие в финальных состязаниях. Участие в занятиях легкой атлетикой способствует поддержанию и улучшению физического здоровья студентов. Регулярные тренировки способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, улучшению выносливости и силы, а также поддержанию оптимального веса. При этом физически активные студенты чаще страдают от стресса и депрессии, так как физическая нагрузка способствует выделению эндорфинов - гормонов радости и удовлетворения. Таким образом, занятия легкой атлетикой имеют положительный эффект на физическое и психическое здоровье студентов.

Лёгкая атлетика требует от студентов самодисциплины, постоянства и стремления к достижению личных целей. Занимаясь атлетикой, студенты учатся управлять своим временем, работать над самими собой и развивать качества, которые пригодятся им в будущей карьере. Этот процесс становится своеобразным методом самовоспитания, который помогает формировать характер и личностные качества. Самовоспитание – это процесс формирования личности, основанный на сознательном развитии своих физических и духовных качеств. Лёгкая атлетика предоставляет студентам возможность развивать такие качества, как целеустремленность, настойчивость, дисциплина и самоконтроль. Каждый тренировочный день требует от спортсмена максимальной концентрации и усилий для достижения поставленных целей. Таким образом, занятия лёгкой атлетикой помогают студентам научиться контролировать свои эмоции и поведение в сложных ситуациях. Кроме того, лёгкая атлетика является отличным способом самореализации для студентов. Спортивные достижения не только повышают самооценку, но и дают возможность проявить себя в обществе. Успех в спорте может стать для студента стимулом к дальнейшему развитию и достижению новых вершин в жизни. Одним из главных преимуществ лёгкой атлетики является её доступность. Для занятий этим видом спорта не требуется дорогостоящее оборудование или специальные условия. Достаточно иметь кроссовки и спортивную форму – всё остальное можно найти на любой спортивной площадке. [3].

Несмотря на ощущаемые академические нагрузки, физическая активность, связанная с лёгкой атлетикой, может положительно влиять на академическую успеваемость студентов. Исследования показывают, что регулярные тренировки способствуют улучшению когнитивных функций, таких как концентрация, память и решение проблем [4]. Это позволяет студентам лучше справляться с учебными заданиями и достигать высоких результатов. Лёгкая атлетика – это не только физические упражнения, но и путь к самосовершенствованию. Студенты, занимающиеся этим видом спорта, развивают не только своё тело, но и свой дух. Они учатся ставить перед собой цели и добиваться их, преодолевать трудности и не сдаваться при неудачах. Лёгкая атлетика помогает формировать у студентов такие важные качества, как целеустремленность, настойчивость, дисциплина и самоконтроль. Кроме того, занятия лёгкой атлетикой способствуют развитию социальной активности студентов. Спортивные соревнования – это отличная возможность для студентов проявить себя в обществе, показать свои достижения и заслужить уважение окружающих. Успех в спорте может стать для студента стимулом к дальнейшему развитию и достижению новых вершин в жизни.

Участие в соревнованиях и тренировках по лёгкой атлетике позволяет студентам ставить перед собой ясные цели и работать над их достижением. Процесс постоянного улучшения результатов в беге, прыжках или метании диска стимулирует студентов к упорному труду и позволяет им переживать радость от собственных достижений [5]. Легкая атлетика также способствует развитию личностных качеств студентов. В процессе тренировок они приобретают ценные навыки, такие как целеустремленность, самодисциплина, решительность и терпение. Участие в соревнованиях способствует развитию командного духа, сотрудничества и взаимопомощи, что играет важную роль в формировании характера и личностного роста студентов.

В командных видах лёгкой атлетики, таких как эстафета, студенты учатся сотрудничать и координировать действия в группе. Это способствует развитию лидерских качеств, умению принимать решения и решать проблемы в коллективе, что может пригодиться им в будущей профессиональной деятельности [6].

Лёгкая атлетика предоставляет студентам возможность самовыражаться и проявлять себя. Многие студенты находят в ней средство для выражения своих спортивных талантов и достижения признания в обществе. Это способствует повышению самооценки и уверенности в себе, что может повлиять на их успехи в других областях жизни [7].

Современная студенческая жизнь часто сопровождается стрессом, связанным с учебой, экзаменами и другими обязанностями. Лёгкая атлетика может служить эффективным средством для снятия стресса и напряжения. Физическая активность способствует выработке эндорфинов, которые снимают напряжение и улучшают настроение [8].

Участие в тренировках и соревнованиях по лёгкой атлетике может способствовать развитию управленческих навыков. Студенты, занимающиеся спортом, учатся управлять своим временем, ресурсами и работать в условиях соревнования. Эти навыки могут быть полезными в будущей профессиональной деятельности [9].

Лёгкая атлетика не всегда сопровождается успехами. Студенты могут сталкиваться с трудностями, неудачами и травмами. Однако такие ситуации учат их преодолевать трудности, развивать устойчивость и находить решения в сложных ситуациях. Эти навыки могут быть применены в жизни за пределами спорта [10].

Лёгкая атлетика предоставляет студентам возможность встречаться и общаться с людьми, разных возрастов и культур. Это способствует формированию новых дружеских связей и расширению круга общения, что может быть полезным для их социальной сети [11].

Спортивные команды и группы лёгкой атлетики часто объединяют людей разных рас, национальностей и вероисповеданий. Это создает атмосферу толерантности и уважения к различиям. Студенты учатся сотрудничать с разными людьми и ценить их уникальные качества [12].

Спорт, включая лёгкую атлетику, базируется на принципах честной игры и справедливости. Студенты, участвуя в соревнованиях, учатся соблюдать правила, уважать соперников и придерживаться высоких моральных стандартов. Эти ценности могут оказать влияние на их поведение в жизни [13].

Участие в тренировках и соревнованиях по лёгкой атлетике требует от студентов самодисциплины и ответственности. Они учатся приходить на тренировки вовремя, выполнять задания и следить за своим здоровьем. Эти навыки могут быть перенесены в профессиональную жизнь [14].

Спортивные команды в лёгкой атлетике часто достигают успеха благодаря хорошей командной работе. Студенты учатся уважать роли каждого члена команды и совместно добиваться целей. Этот опыт может быть применен в работе в коллективе [15].

Многие студенты, начавшие заниматься лёгкой атлетикой во время учебы, продолжают этот вид активности после выпуска. Это позволяет им поддерживать физическую активность и здоровый образ жизни взрослой жизни. Для некоторых студентов лёгкая атлетика становится началом профессиональной карьеры. Талантливые спортсмены могут принимать участие в национальных и международных соревнованиях, представляя свою страну. Студенты, увлеченные лёгкой атлетикой, могут также выбрать карьеру в тренерстве или администрировании спорта. Это предоставляет им возможность оставаться связанными с этой деятельностью и делиться своим опытом с другими.

Студенческая жизнь - это не только время обучения и академических занятий, но и возможность для личностного и физического развития. В этом процессе спорт играет важную роль, обеспечивая студентам возможность заботиться о своем здоровье, развивать личностные качества и наслаждаться общением в спортивных коллективах. Легкая атлетика, будучи одним из самых захватывающих видов спорта, имеет огромное значение как для физического, так и для личностного развития студентов во взаимодействии с другими дисциплинами спорта[16].

Легкая атлетика предоставляет уникальную возможность для студентов расширить свой спортивный опыт и укрепить свои навыки внутри других видов спорта. Например, тренировки легкой атлетики могут повысить скорость и выносливость футболистов, силу и координацию баскетболистов и быстроту движений теннисистов. Взаимодействие этих дисциплин способствует формированию комплексной физической подготовки, в результате чего студенты выступают не только как лучшие спортсмены, но и как выделенные игроки в национальных командах или вузовских соревнованиях. Легкая атлетика также играет важную роль в комплексе других дисциплин, особенно в командных видах спорта. Качества, такие как выносливость, координация движений, способность к сотрудничеству и взаимопомощи, развиваемые в результате участия в легкой атлетике, оказывают влияние на успех команды в футболе, баскетболе, волейболе и других видах спорта[17].

Легкая атлетика играет важную роль в подготовке футболистов. Бег, скорость, гибкость и координация движений - все эти аспекты являются фундаментальными для успешной игры в футбол. Футболисты тренируются в беге на короткие дистанции, метании мяча на дальнюю дистанцию, а также прыжках, что способствует развитию их выносливости, скорости и силы.

Также легкая атлетика имеет прямое воздействие на подготовку баскетболистов. Бег, скорость, прыжки и метания мяча - все это является неотъемлемой частью тренировок в легкой атлетике. Для баскетболистов важны также выносливость и гибкость, что идеально сочетается с тренировками в легкой атлетике.

Для теннисистов легкая атлетика также играет важную роль. Бег, быстрые движения, координация и сила - все эти аспекты требуются от игроков в теннис. Тренировки в легкой атлетике помогают им улучшить свои физические качества, что, в свою очередь, улучшает их результаты на корте [18].

Легкая атлетика также оказывает влияние на многие другие виды спорта, такие как волейбол, хоккей, бадминтон и многие другие. Её уникальная способность развивать различные аспекты физической подготовки делает её ценным ресурсом для спортсменов из различных областей спорта.

Легкая атлетика также имеет положительное влияние на психологическое состояние студентов. Стремление к достижению новых рекордов и улучшению результатов, усилия в напряженных соревновательных ситуациях и умение преодолевать сложности - все это формирует у студентов сильный характер и уверенность в своих силах, что в свою очередь оказывает положительное влияние на их обучение и личностное развитие.

Заключение

Лёгкая атлетика предоставляет студентам высших учебных заведений уникальную возможность сочетать физическую активность с развитием личных и профессиональных навыков. Участие в этом виде спорта способствует не только улучшению физического и психологического благополучия, но и формирует ценные черты характера, такие как самодисциплина, целеустремленность, лидерство и толерантность. Лёгкая атлетика становится не просто физическим упражнением, а методом самовоспитания и самореализации, способствуя личностному росту студента. Занятия этим видом спорта помогают формировать характер, учат ставить цели и добиваться их, а также дают возможность проявить себя в обществе. Её взаимодействие с другими дисциплинами спорта влияет на формирование комплексной физической подготовки, умение работать в команде, ментальную устойчивость и стремление к достижению высоких результатов. Участие в легкой атлетике становится важной частью студенческой жизни, обогащая её спортивными достижениями, эмоциями, и положительными изменениями в личности.

Список литературы

  1. Смит Дж., Браун А. (2019). «Физическая активность и физическое здоровье студентов». Журнал физического воспитания и здоровья, 25 (2), 78-90.
  2. Джонсон, С. (2018). «Влияние физической активности на психоэмоциональное состояние студентов». Журнал психологии и здоровья, 11 (4), 189–202.
  3. Гарсия М., Мартинес П. (2017). «Самообразование посредством легкой атлетики: развитие характера и навыков». Журнал спортивной психологии, 15 (2), 65-77.
  4. Тернер Л., Адамс Г. (2016). «Физическая активность и успеваемость студентов». Журнал образования и здравоохранения, 19 (3), 112–125.
  5. Дэвис Р., Уайт Л. (2015). «Постановка и достижение целей в легкой атлетике». Журнал личного развития, 20 (1), 45–58.
  6. Мартинес А., Перес Д. (2014). «Развитие лидерских качеств посредством командной легкой атлетики». Журнал лидерства и менеджмента, 17 (2), 78–91.
  7. Робинсон К., Скотт Б. (2013). «Самовыражение и самоутверждение через спорт». Журнал саморазвития, 16 (4), 189–201.
  8. Холл Д., Уокер М. (2012). «Преодоление стресса с помощью легкой атлетики». Журнал психологии и здоровья, 9 (3), 134–148.
  9. Тернер Л., Адамс Г. (2011). «Развитие управленческих навыков через занятия легкой атлетикой». Журнал менеджмента и бизнеса, 14 (1), 56-69.
  10. Кларк Э., Скотт Б. (2010). «Преодоление проблем и развитие устойчивости в легкой атлетике». Журнал психологической устойчивости, 13 (2), 87–100.
  11. Тернер Л., Адамс Г. (2009). «Социальное взаимодействие и связи посредством легкой атлетики». Журнал социальных наук, 12 (3), 122–136.
  12. Мартинес А., Перес Д. (2008). «Преодоление предвзятости и развитие толерантности в спорте». Журнал межкультурных отношений, 11 (4), 176–190.
  13. Смит Р., Джонс М. (2007). «Честность и справедливость в спорте: уроки легкой атлетики». Журнал спортивной этики, 10 (1), 32–45.
  14. Гарсия Ф., Тернер С. (2006). «Самодисциплина и ответственность в легкой атлетике». Журнал психологической саморегуляции, 9 (2), 67–81.
  15. Тернер Л., Адамс Г. (2005). «Уважение к командной работе в легкой атлетике». Журнал социальной психологии, 8 (3), 112–126.
  16. Бабакин, А.В. Физическое воспитание студентов в процессе обучения в вузе / А.В. Бабакин, В.И. Ильиниченко // Наука и образование: проблемы и перспективы развития. – 2016. – Т. 2. – С. 17-21.
  17. Королева, Е.В. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов / Е.В. Королева, А.В. Королев // Наука и образование: проблемы и перспективы развития. – 2017. – Т. 3. – С. 125-129.
  18. Марков, В.А. Физическое воспитание и здоровье студентов / В.А. Марков, Е.В. Кузьмина // Наука и образование: проблемы и перспективы развития. – 2018. – Т. 4. – С. 156-160.

Интересная статья? Поделись ей с другими: