УДК 796

Профессионально-прикладная направленность упражнений как необходимый компонент в подготовке специалистов к профессиональной деятельности

Сбитнева Оксана Анатольевна – старший преподаватель кафедры физической культуры Пермского государственного аграрно-технологического университета.

Аннотация: В статье рассматривается профессионально-прикладная подготовка, как одно из направлений физического воспитания. Раскрывается роль физической культуры в учебной и трудовой деятельности. Обосновывается значимость прикладных физических качеств, необходимых для профессиональной деятельности. Представлены комплексы упражнений на развитие быстроты, силовой выносливости, координации, гибкости. Даны рекомендации.

Ключевые слова: Профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура, физические упражнения, физические качества, профессиональная деятельность.

Физические упражнения играют важную роль в улучшении здоровья, помогают восстановить психофизиологическое состояние организма. Включение физической активности в рабочую деятельность способствует повышению эффективности труда, укреплению здоровья [1]. Современная подготовка профессионального специалиста включает не только формирование профессиональных навыков, но и развитие личностных качеств будущих инженеров. Анализ работы современного инженера позволяет выявить, что его профессиональная деятельность характеризуется высокой интеллектуальной нагрузкой, требующей непрерывной концентрации на решение различных проблем [2]. Физическая культура способствует формированию самоподготовки, самосовершенствования, высокой физической работоспособности. Высокая активность инженера во многом зависит от его здоровья и физической готовности. Профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к будущим специалистам, включая высокую физическую и психическую выносливость, способность применять знания, умения, навыки. В связи с этим возникает необходимость в физическом развитии студентов в процессе обучения для подготовки к будущей трудовой деятельности, с учетом специфики каждой специальности [3]. Развитие основных физических качеств необходимо для многих видов профессиональной деятельности. Разработаны комплексы упражнений на развитие быстроты, силовой выносливости, координации, гибкости (Табл. 1, 2, 3, 4).

Таблица 1. Комплекс упражнений на развитие быстроты

Упражнения

Рекомендации

Прыжки со скакалкой

1 минута, 3-4 серии

Многоскоки

10-12м, 2-3 серии

Выпрыгивание из приседа, руки вверх

8 - 10 раз, 2 - 3 серии, интервал отдыха 10-12 сек

Бег на месте с высоким подниманием бедра

15 сек, 2-3 серии, интервал отдыха 25-30сек.

Быстрые приседания и вставания

6-8 раз, 2-3 серии, интервал отдыха 10-12 сек

Челночный бег

3х10 м, 2-3 серии

Многократные прыжки на одной, двух ногах

10-12 раз, 2-3 серии

Бег с ускорением по кругу

10-15 м, 2 -3 серии

Прыжки через предметы

10 - 12 раз, 2 - 3 серии

Лодочка (количество раз)

10 - 12 раз, 2 - 3 серии

Комплекс упражнений на развитие быстроты рекомендуют выполнять 3-4 раза в неделю.

Таблица 2. Комплекс упражнений на развитие силовой выносливости

Упражнения

Рекомендации

 Планка

35-40 сек, 2-3 серии, отдых 10-12 сек

 Приседания с утяжелением

20-25 раз, 3-4серии, отдых 10-12 сек

 Выпады с утяжелением

20-25 раз, 3-4 серии, отдых 10-12 сек

 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на брусьях

15-20 раз, 3-4 серии, отдых 10-12 сек

Выпрыгивание из приседа с утяжелением

15-20 раз, 3-4 серии, отдых 12-15 сек

Подтягивание в висе на перекладине

10-15 раз, 3 серии, отдых 20 сек

Пресс

20-25 раз, 3-4 серии, отдых 15-20 сек

Бег в подъем

15-20 м, 3-4 серии, отдых 15 сек

Комплекс упражнений на силовую выносливость рекомендуют выполнять 3 раза в неделю.

Таблица 3. Комплекс упражнений на развитие координации

Упражнения

Рекомендации

Ходьба по скамейке (открытые, закрытые глаза)

5-10 м, 3-4 серии

Специально-беговые упражнения

10-12 м, 3-4 серии

 Боковая планка

10-15 сек, 3-4 серии, отдых 10-12 сек

 Классическая планка

10-15 сек, 3-4 серии, отдых 10-12 сек

 Прыжки на скакалке

20-25 раз, 3-4 серии

 Бег с изменением направления

10-15 м, 3-4 серии.

Стойка на одной ноге (открытые, закрытые глаза)

10-15 сек, 3-4 серии.

 Ведение двумя мячами

10-15 м, 3-4 серии.

 Ловля мяча в падении

10-12 раз, 3-4 серии.

 Передача мяча по сигналу

10-12 раз,3-4 серии.

Комплекс упражнений на развитие координации рекомендуют выполнять 2 раза в неделю.

Таблица 4. Комплекс упражнений на развитие гибкости

Упражнения

Рекомендации

 Наклоны вперед, назад, вправо, влево (стоя)

6-8 раз, 2-3 серии

 Наклоны вперед, назад, вправо, влево (статика) - стоя

6-8 раз, 2-3 серии

 Лежа на спине, руки вдоль туловища, махи ногами вперед, назад

6-8 раз, 2-3 серии

 Наклоны вперед. назад, вправо, влево (сидя)

6-8 раз, 2-3 серии

 Наклоны вперед с дополнительной опорой

6-8 раз, 2-3 серии

 Наклоны с отягощением, помощью партнера

6-8 раз, 2-3 серии

Выпады вперед, в сторону

6-8 раз,2-3 серии

Упражнение барьериста

8-10 раз, 2-3 серии

Упражнение нижний пресс на наклонной доске до касания перекладины

10-15 раз, 2-3 серии

Упражнение «Шпагат»

5-10 сек, 2-3 серии

Упражнение «Мостик»

5-10 сек, 2-3 серии

Комплекс упражнений на развитие гибкости рекомендуют выполнять каждый день.

Организация профессионально-прикладной физической подготовки студентов в вузах предполагает развитие и совершенствование физической подготовки как на учебных занятиях, так и в свободное время. Для студентов, имеющих недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность, профессионально-прикладная физическая подготовка играет важную роль. Возможность привлечения студентов к самостоятельным занятиям вне основной учебной программы способствует повышению их уровня образования в вопросах оздоровительной физической культуры. Необходимость в движении является фундаментом физиологических, социально-экономических и культурных ценностей [4]. ППФП обеспечивает будущих специалистов прикладными двигательными умениями и навыками, способствует сохранению и укреплению здоровья, повышению устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Сохраняя целостность всех видов физических занятий можно достичь в профессиональной деятельности значимые цели, развивая личность будущих специалистов [5].

Список литературы

  1. Евсеев Ю.И. "Физическая культура", «ФЕНИКС», 2003г., 444 стр.
  2. Ильинич В.И. "Физическая культура студента", «ГАРДАРИКИ», 2000 г., 448 стр.
  3. Холодов М.К, Кузнецов В.С, "Теория и методы физического воспитания и спорта", «АКАДЕМИЯ», 2014 г., 480 стр.
  4. Дашиноброев В.Д ."Физическая культура", «ВСГТУ», 2007 г., 229 стр.
  5. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание.- М.: Высшая школа, 2015.- 136 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: