УДК 002.304, 796

Техника тактической подготовки на начальных этапах обучения дзюдо с точки зрения симметрии, асимметрии и диссиметрии

Научный руководитель Клименко Андрей Александрович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета.

Евдокимов Вадим Андреевич – студент факультета прикладной информатики Кубанского государственного аграрного университета.

Аннотация: Современный спорт достиг невиданных высот, и в борьбе за прогресс в подготовке квалифицированных борцов акцентируется внимание на разработку эффективных методов и подходов. Важной составляющей в тренировочном процессе является система занятий, которая должна быть обоснована на последних научных исследованиях. Внедрение передового опыта и эффективных методик в практику обучения - залог достижения выдающихся спортивных результатов.
Современное дзюдо, созданное Кано Дзигоро, представляет собой уникальное сочетание спортивной и педагогической идеи. М.А. Вершинин отмечает, что данное единоборство, зародившееся в условиях острой конкуренции с другими школами, зарекомендовало себя как эффективное средство формирования практических навыков. Воспринимается дзюдо исследователями и спортсменами как искусство, способствующее физическому совершенствованию и развитию волевых качеств.
Ключевые слова: этапы начальной подготовки, дзюдо, симметрия, ассиметрия, диссиметрия.

В настоящей эпохе борьбы высшего уровня достигли своего пика, и поиск новых методов улучшения подготовки высококвалифицированных борцов становится особенно актуальным. В этом процессе система учебных занятий играет ключевую роль, и ее фундаментом должны быть последние научные достижения в области спорта. Строение тренировочного процесса в единоборствах требует учета передового опыта, интеграции эффективных методов и подходов в практику, что способствует достижению выдающихся результатов в спорте.

Кано Дзигоро, основатель современного дзюдо, уделял внимание спортивным и педагогическим идеям. По словам М.А. Вершинина, дзюдо, выросшее в условиях острой конкуренции с другими школами единоборств, подтвердило свою эффективность в практическом применении. Многие исследователи и спортсмены рассматривают дзюдо как искусство, и этот вид спорта завоевал всемирную популярность, включившись в программу Олимпийских игр. Дзюдо способствует физическому развитию и волевым качествам человека.

Схватка в дзюдо разворачивается на ковре, и для успешного применения приемов спортсмен должен обладать определенными качествами, такими как динамичность, высокая концентрация внимания и интеллектуальная гибкость. Способность быстро оценивать ситуацию и принимать верные решения требует от спортсмена гибкости и оперативности в мышлении. Исход поединка зависит от ключевого решения, которое дзюдоист должен принять в доли секунды.

Кано Дзигоро, известный как основоположник дзюдо, высказывал мнение о том, что этот вид спорта представляет собой идеальное взаимодействие тела и духа. Он подчеркивал, что через тренировку физических и духовных аспектов формируется личность, вносящая свой вклад в общественную жизнь (по словам Вершинина М.А.). В своем исследовании А.С. Яковлев выделяет важные задачи дзюдо: философское развитие души, гармоничное физическое развитие и освоение приемов для экстремальных ситуаций. Он также подчеркивает положительное воздействие занятий дзюдо на организм человека.

Систематические занятия дзюдо способствуют эффективному развитию двигательных способностей организма и повышению его выносливости. Тем не менее, несмотря на эти положительные аспекты, уровень развития дзюдо, подобно многим другим видам единоборств, подвергается критике из-за отсутствия существенных успехов на мировом уровне и утраты популярности среди молодежи.

Такая тенденция, которую мы наблюдаем в последние годы, подчеркивает необходимость поиска основных причин не в случайных внешних факторах, а во внутренних процессах, которые стимулируют развитие и "обновление" данного вида спорта.

Распространение отечественной школы борьбы и возможности использования науки и техники для детального изучения технического мастерства ведущих российских спортсменов создают необходимость постоянного поиска, тщательного изучения, анализа и обобщения огромного опыта, накопленного в России и за рубежом, в области разработки и научного обоснования содержания и методов формирования технического мастерства борцов на различных этапах многолетней подготовки.

Несмотря на обширные исследования и методические труды по технике борьбы, стоит отметить, что одной из основных проблем в теории и практике борьбы остается отсутствие разработанных методик обучения технике на начальных этапах обучения, а также несовершенство содержания и последовательности основных приемов борьбы.

Эта проблема становится особенно актуальной в условиях жесткой конкуренции среди борцов на мировых соревнованиях, где широкий спектр технических действий и разнообразие школ в технической подготовке сочетаются с частыми изменениями в правилах соревнований. Для достижения выдающихся результатов в борьбе необходимо улучшение системы начальной подготовки, включая более глубокое изучение основ правильного выполнения технических действий.

К сожалению, в теории борьбы этот вопрос получил недостаточное внимание, и большинство исследований фокусировалось на высококвалифицированных спортсменах. В рамках каждого большого цикла тренировки, такого как годичный или полугодичный, тактическая подготовка дзюдоиста реализуется с учетом перехода от частичных элементов выбранной тактики к ее целостным формам.

Процесс освоения тактики включает использование подготовительных и соревновательных упражнений, начиная с частичного моделирования заданной тактики и последовательного перехода к ее полному воплощению. Например, на этапах, предшествующих соревнованиям в данном цикле, тактическая подготовка взаимодействует с технической, физической и специальной технической подготовкой. Тактическая подготовка выступает как объединяющий фактор, обеспечивая совместное воздействие всех аспектов подготовки спортсмена-дзюдоиста на этапе соревнований и формируя единую тактическую концепцию.

Взаимодействие дзюдоиста на соревнованиях напрямую зависит от предшествующей физической, технической и психологической подготовки. Исследование процесса подготовки борца в дзюдо занимает важное место в науке о спортивной борьбе. Однако при оценке действий дзюдоиста во время соревновательных и тренировочных схваток часто отсутствуют количественные критерии. Использование систем записи технико-тактических действий спортсменов во время соревнований в настоящее время широко распространено. Это позволяет точно регистрировать технические действия борца, что впоследствии обеспечивает возможность анализа проведенного поединка.

Технику дзюдо можно классифицировать на две основные группы: Наге-Ваза, охватывающую технику броска, и Катаме-Ваза, включающую в себя приемы контроля в партере. Броски в дзюдо используются в стойке, когда противник теряет равновесие или выводится из него, и завершаются сбиванием противника в партер. Катаме-Ваза включает в себя удержания, захваты, болевые и удушающие приемы в партере. Эти категории технических элементов представляют собой важные аспекты обучения дзюдоистов.

Тренировочные занятия включают в себя фазу Цкури, которая представляет собой подготовку к атаке и включает в себя приспособление и обработку противника. Особое внимание уделяется тому, чтобы не предоставлять противнику возможность восстановить равновесие после вывода его из равновесия, что является важным компонентом успешной подготовки.

Учи-Коми, как форма обучения, представляет собой ценный инструмент при тренировке отдельных элементов техники дзюдо, особенно при изучении движений без проведения бросков. Процесс освоения техники включает этапы овладения основами, движением и укреплением навыков. Систематизированное и целенаправленное повторение изучаемых движений является ключевым аспектом успешного освоения техники в целом.

Техника тактической подготовки на начальных этапах обучения дзюдо приобретает важное значение, рассматривая симметрию, асимметрию и диссиметрию в контексте этого древнего японского боевого искусства. Дзюдо, помимо физического развития силы и ловкости, также требует от своих практикующих умения тактически мыслить и применять разнообразные приемы для достижения эффективных результатов в поединке. На начальных этапах обучения особое внимание уделяется технике тактической подготовки, учитывая принципы симметрии, асимметрии и диссиметрии.

Значение симметрии в дзюдо заключается в обеспечении равенства между борцами, где каждый участник имеет равные возможности для достижения победы. Процесс обучения тактическим приемам направлен на установление этой симметрии, включая изучение различных методов и тактик, способствующих созданию равных условий в поединке.

Асимметрия может возникнуть, если один из борцов обладает преимуществом в физических данных или опыте. В таких случаях тактические методы используются для компенсации этого дисбаланса и восстановления равновесия в поединке. Обучение тактической подготовке с учетом асимметрии способствует развитию у борцов умения использовать свои сильные стороны и эффективно компенсировать слабые, что делает их более гибкими и адаптивными в борьбе на татами.

Диссиметрия в дзюдо рассматривается как тактическое преимущество, при котором борец применяет нестандартные или неожиданные приемы для достижения победы. Обучение таким приемам не только улучшает тактическую подготовку, но и повышает эффективность ведения поединка. Это также способствует развитию творческого мышления у борцов, позволяя им находить нестандартные решения в ходе схваток.

Таким образом, техника тактической подготовки на начальных этапах обучения дзюдо играет ключевую роль, учитывая симметрию, асимметрию и диссиметрию. Понимание этих концепций помогает развивать не только физические навыки, но и тактическое мышление, что является неотъемлемым элементом успешной борьбы на татами. Это также способствует формированию устойчивых навыков и стратегий, способных помочь борцам добиваться успеха как на тренировках, так и на соревнованиях.

Список литературы

  1. Абдуразаков, У. А. Асимметрия тела человека: внешние проявления и взаимосвязь с заболеваниями опорно-двигательной системы / У. А. Абдуразаков, А. У. Абдуразаков, А. Ж. Юлдашев. - Текст: электронный // Научная электронная библиотека "КиберЛенинка": [сайт]. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/assimetriya-tela-cheloveka-vneshnie-proyavleniya-i-vzaimosvyaz-s-zabolevaniyami-oporno-dvigatelnoy-sistemy
  2. Виды японских боевых искусств. - Текст: электронный // MetaMMA: [сайт]. - URL: https://mma.metaratings.ru/wiki/vidy-yaponskih-boevyh-iskusstv/
  3. Гробовикова И. Ю. Особенности функциональной асимметрии у мужчин-дзюдоистов, Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. - Минск. - URL: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/4193/1/Иркутск.pdf
  4. Кобзев, А. В. Особенности проявления моторной асимметрии у дзюдоистов различной квалификации. Выпускная квалификационная работа ученика НИУ "БелГУ" / А. В. Кобзев, Е. С. Николаева. - Белгород, 2019. - URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/43357/1/Kobzev_Osobennosti_19.pdf
  5. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта "дзюдо" (мужчины и женщины) разработана на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "дзюдо" №767 от 21.08.2017 г. - URL: https://www.judo.ru/storage/section51/7fe84e5c0754abd55e9fac58dccdb2af.docx
  6. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / Руднев В. П. - Москва: "Аграф", 2009. - С. 48-49. - URL: https://vikent.ru/enc/1373/