УДК 338.3

Особенности адаптации организма студентов к физическим нагрузкам

Аблаева Айша Анваровна – курсант, рядовой внутренней службы Пермского института федеральной службы исполнения наказаний.

Научный руководитель Новиков Алексей Владимирович – майор внутренней службы, преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Пермского института федеральной службы исполнения наказаний.

Аннотация: В данной работе рассматриваются особенности адаптации студентов к физическим нагрузкам. Главная задача преподавателей: воспитать здоровое поколение, но, несмотря на такую задачу, иногда слабая физическая подготовка первокурсников не дает в полной мере осуществлять план работы, который изначально был задуман. Нами отмечено в данной статье: понятие, цель адаптации, факторы, влияющие на данный процесс, средства и этапы адаптации. Адаптация студентов к физическим нагрузкам необходимо сделать успешной, чтобы в дальнейшем воспитать грамотного человека и будущего специалиста.

Ключевые слова: адаптация, потенциал, человеческий организм, упражнения, цель адаптации, средства адаптации.

Адаптация - это приспособление организма человека к различным условиям жизни. Цель любой адаптации - это гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды. Человеку приходится адаптироваться к окружающему миру и людям в любых условиях: смена обстановки, работы, вида деятельности; изменение условий жизни, переезд в новый дом, за границу и т.д.; переход из одной среды в другую, взросление, поступление в новое учебное заведение и многое другое. В научной литературе нередко приводится информация о том, насколько успешно адаптируются первокурсники к учебному процессу и как они себя ведут.[1]

Когда первокурсник попадает в новую для него сферу жизни, он не всегда быстро адаптируется. На это влияет ряд определенных факторов:

1) Природные условия (климатические) - катаклизмы, стихийные бедствия и т.д.

2) Материальные предметы (вещи, которые человек вынужден иметь в своем распоряжении) - дом, квартира, одежда, различные вещи, ключи и т.д.

3) Социально-экономическая деятельность (взаимодействие людей друг с другом и между собой).

4) Техногенные факторы (побочные эффекты деятельности человека) - мусор, отходы, загрязнения атмосферы и т.д.

  1. Средовые факторы - условия жизни, социально-экономическая среда, отдых, различная деятельность и т.д.

В основном первокурсники реагируют на факторы, характерные для обучения в вузе, институте:

‒ При поступлении первокурсников обычно происходит адаптация, связанная с переходом на новый вид деятельности, на новые требования к обучению и физическим нагрузкам.

‒ На первом курсе первокурсник должен освоиться в новом коллективе, познакомиться с новыми людьми, завести полезные связи.

‒ Так же возникает необходимость выполнения большого объема учебно-воспитательных заданий, которые могут вызвать повышенную нервозность, раздражительность и стрессоустойчивость.

Важнейшее значение имеет физиологическая адаптация организма студента, который в течение короткого времени должен адаптироваться к физической нагрузке. Кроме того, все это может привести к психологическим и физическим проблемам у студентов. Таким образом, состояние здоровья студента и его физическая подготовка во многом определяют скорость и продолжительность адаптации к учебе.

 Плюсы организма, который постоянно задействован в спорте характеризуются чертами:

  • Мышечная работа требует обучения, но тело все еще может производить мышечную работу
  • Для тренированного организма характерно более экономичное функционирование физиологических систем в состоянии покоя и при умеренных нагрузках и способность достигать высокого уровня функционирования при максимальных нагрузках, что невозможно для неподготовленного организма
  • противостоять вредным воздействиям и неблагоприятным факторам окружающей среды, а также их восприимчивость к неблагоприятным воздействиям и факторам окружающей среды, которые влияют на окружающую среду.

Существует три вида механизма адаптаций:

  1. Пассивный путь, основанный на терпимости, выносливости
  2. Адаптивный путь работает на уровне клеточных тканей
  3. Устойчивый путь - поддерживает относительную стабильность внутренней атмосферы.

Если говорить про пассивный путь, то здесь относится больше к выносливости. Адаптивный путь возникает, вследствии воздействия на клеточно-тканевый уровень Резистентный путь занимается укоренением внутренней среды

Этапы адаптационных реакций организма человека происходят в 2 этапа;

начальный этап срочной адаптации, этап совершенной долговременной адаптации.

Срочная адаптация – это изменения, которые происходят в результате адаптации организма к одному воздействию тренировочной нагрузки, известны как адаптивные адаптации или «срочные изменения», которые известны как «адаптивные изменения» организма. Появление стимула сигнализирует о начале резкой адаптации, которая следует сразу после. Быстрая адаптация приводит к тому, что организм приближается к пределу своих возможностей за счет почти полной мобилизации своих физиологических резервов, что является характеристикой «чрезвычайной» необходимой деятельности.

Долговременная адаптация – это приспособительные изменения, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействия. Она возникает постепенно, развивается на основе многократной реализации срочной адаптации. Долговременная адаптация характеризуется тем, что в ответ на ту же самую нагрузку не возникает резких изменений в организме. Устанавливается устойчивая координация между циклами двигательных реакций и дыхания.[2]

Функциональное изменение в период адаптации можно рассматривать как естественную реакцию организма на специфические особенности студенческого быта, возникающую в результате физической нагрузки и нервных напряжений, а затем пропадающую после физиологических перестроек. Согласно данным исследований, студенты в это время чувствуют себя неуверенными, одинокими, неудовлетворенными своей жизнью, часто нарушают правила поведения в учебной среде, портят взаимоотношения с родными и близкими, не хотят прислушиваться к окружающим, создают массу проблем[3].

В литературе есть данные о том, что высокая физическая и спортивная подготовленность студентов значительно сокращает время адаптации к учебе.[4] По мнению некоторых исследователей, рационально организованное физическое воспитание может способствовать развитию межличностных отношений студентов на первом этапе обучения в университете и ускорению адаптации к условиям профессиональной деятельности.

Адаптация может быть направлена на то, чтобы повысить свою выносливость, силу и ловкость. Некоторые неблагоприятные факторы, которые могут оказать негативное воздействие на самочувствие, работоспособность и общее состояние студента, могут быть как кратковременные, так и продолжительные, требующие адаптивной перестройки функций организма, что может привести даже к серьезным последствиям.

Основными средствами физического воспитания является физические упражнения, которые выполняются ежедневно. Они многократно воздействуют на организм студента. Интеллектуальная категория здоровья студентов может быть связана с физическим потенциалом.

Физический потенциал - это способность организма использовать свои ресурсы, возможности и возможности для преодоления физических трудностей.

На уровень физического развития студентов в первую очередь влияет их физическая подготовка. При недостаточной физической подготовке, чтобы обеспечить двигательную активность студента, в большей степени используются показатели физического развития. Другие компоненты, которые влияют на эффективность работы студентов, как правило, не развиты или слабо развиты.

В целом, функциональная система, ответственная за адаптацию к физическим нагрузкам, включает в себя три звена: афферентное, центральное регуляторное и эффекторное.

Афферентное состоит из рецепторов, а также чувствительных нейронов и совокупностей афферентных нервных клеток в центральной нервной системе. Все эти элементы нервной системы воспринимают раздражения из внешней среды и от самого организма и участвуют в осуществлении так называемого афферентного синтеза, необходимого для адаптации.

Центральное регуляторное звено функциональной системы представлено нейрогенными и гуморальными процессами управления адаптивными реакциями.

Эффекторное звено функциональной системы адаптации включаете себя скелетные мышцы, органы дыхания, кровообращения, кровь и другие вегетативные системы.[5]

Таким образом, студенты процветают и адаптируются к физической активности через системный ответ организма, с целью достижения высоких уровней физической активности и снижения физиологических затрат, связанных с ней.

Исследования показали, что высокие и разносторонние физические качества студентов, рациональная организация физкультурной и спортивной деятельности на начальных этапах обучения являются важными факторами для успешной адаптации студента в университете.[6]

Приспособление студентов к физической нагрузке зависит от того, как они реагируют на изменения окружающей среды, их энергетического потенциала, физических возможностей человека.

Студенты-спортсмены, имеющие опыт в спортивной и физической культуре, легче переносят смену обстановки, быстрее адаптируются к новым условиям и изменениям.

Список литературы

  1. Давиденко Д.Н. Актуальные проблемы физического воспитания в профессиональной подготовке студентов высшей школ / Д.Н. Давиденко // Матер. 52-й межвуз. науч.-метод. конф. – СПб.: СПб ГМТУ, 2003. – С. 37–39.
  2. Медик В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В.А. Медик – М.: Логос, 2003. – 200 с.
  3. Щеголев В.А. Физическая культура и спорт в воспитании студентов / В.А. Щеголев. – Великие Луки, 1999. – 52 с.
  4. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов / М.Я. Виленский. – М.: Прометей, 1993.
  5. <p>Мезер Т.А., Мартыненко Н.В. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2017/article/2017040592">https://scienceforum.ru/2017/article/2017040592</a> (дата обращения: 05.2023 ).</p>
  6. Электронный ресурс: https://studfile.net/preview/2491357/page:7/