УДК 159.9

Влияние физической культуры и спорта на психоэмоциональное состояние студента

Шакурова Дина Рамильевна – студент Самарского государственного технического университета.

Костромина Ольга Владимировна – доцент кафедры Физического воспитания и спорта Самарского государственного технического университета.

Аннотация: В статье приведены теоретические данные влияния физической культуры и спорта на психоэмоциональное состояние студента, описано воздействие спортивных нагрузок на нервную систему и обмен веществ организмов студентов. Выделяются и описываются характерные особенности темы развития технического прогресса и современных дистанционных методов преподавания, которые снижают физическую активность студентов. Особое внимание уделено высокой интенсивности интеллектуальной деятельности студентов и переутомлению в периоды сдачи сессий. На основе изучения теоретического материала установлена связь между эмоциональными нагрузками, переутомлением, малоподвижным образом жизни и возникающими сопутствующими заболеваниями. В заключение раскрывается польза физических упражнений на психоэмоциональное состояние студента на основе обобщенных научных исследований.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, психоэмоциональное состояние, студенты.

Здоровье – это состояние организма, при котором отсутствуют болезни и физиологические недостатки, а также психологическое, социальное и физическое составляющие благополучны [4, c. 16].

Малоподвижный образ жизни всё чаще сопровождает обыденность студентов. В последнее время технологии шагнули вперед, и молодежь как типичный первопроходец инноваций успешно ими пользуется: чаще общается онлайн вместо совместных прогулок с друзьями, чаще проходят онлайн-обучение вместо посещения лекций в учреждениях дополнительного образования, чаще заказывают продукты и одежду через курьерские службы вместо похода по магазинам. Это облегчение процессов значительно экономит время студентов, но сильно сокращает ежедневные физические нагрузки, что негативно влияет на здоровье.

Систематическая физическая нагрузка благоприятно влияет на всю систему организма: мышечный корсет, состояние костной и соединительной ткани, сердечно-сосудистую систему, нервную систему.

Исследования доказали, что регулярное занятие спортом повышает иммунитет и снижает риски онкологических заболеваний, повышает гибкость тела и обостряет рефлексы [2, c. 52].

Значение физических нагрузок для здоровья студента велико. Они не только укрепляют организм и предотвращают избыточный вес, но и положительно влияют на умственную деятельность и психологическое состояние, снижают стресс, который у нынешних студентов находится на стабильно высоком уровне.

Физические упражнения – это специально подобранный специалистами комплекс движений в лечебной физической культуре и физическом воспитании. Такие упражнения отличаются от обычных движений человека тем, что носят целевую направленность на конкретную группу мышц, цикличность, в некоторых упражнениях стабильную весовую нагрузку.

При физических нагрузках в мышцах человека начинают проходить сложные биохимические процессы, в результате которых в кровь поступают кислород, лактат, диоксид углерода, катионы калия и ацетилхолин, которые расширяют стенки сосудов, что способствует лучшему кровоснабжению мозга.

Физическая нагрузка также провоцирует рост белка-нейротрофина нейротрофический фактор роста, который контролирует появление новых нейронов мозга и связей между ними. Таким образом, спорт помогает мозгу развиваться, способствует улучшению памяти, установлению новых логических связей.

Спортивные упражнения влияют на выработку гормона ирисина, который действует как антидепрессант, улучшает процессы обучения, влияет на мотивацию человека и стимулирует получение удовольствия от достижения целей.

Физическая нагрузка способствует выработке нейромедиаторов серотонина и дофамина, которые необходимы для передачи информации между нейронами мозга. Поддержание данных нейромедиаторов на необходимом уровне выступает профилактикой депрессии и снижает уровень стресса [5, c. 1430].

Регулярные физические нагрузки способствуют формированию волевых и нравственных качеств, которые впоследствии становятся постоянными чертами личности, формируют дисциплину, что положительно сказывается на учебном процессе студентов и других аспектах жизни таких, как работа, социальная жизнь, семья.

Немаловажным приобретением в результате регулярного занятия спортом становится концентрация внимания, устойчивость памяти и восприятия. Эти приобретения являются одними из важнейших составляющих успешного учебного процесса студентов, которым приходится часами концентрировать свое внимание на новом учебном материале и запоминать большие объемы новой информации.

Физические упражнения используют для оптимизации работоспособности и улучшения продуктивности, а также в качестве профилактики эмоционального и психофизиологического утомления.

Физические нагрузки приводят в активное и устойчивое состояние различные психические функции человека.

Учеными было проведено множество исследований по изучению концентрации внимания и устойчивости памяти у людей, регулярно занимающихся спортом, и у людей, которые ведут малоподвижный образ жизни. Исследователями оценивалась устойчивость данных параметров по степени их сохранности и по уровню работоспособности после интеллектуальных и физических нагрузок в разных фазах утомления. В результате исследований удалось установить прямую корреляцию между параметрами умственной деятельности и общей физической подготовленностью. Таким образом, люди с большей физической подготовкой имеют более высокую концентрацию внимания и лучше память по сравнению с людьми, ведущими малоподвижный образ жизни [3, c. 67-69].

Работоспособность в умственной деятельности под влиянием негативных внешних стрессовых факторов в меньшей степени снижается, если проводить физические упражнения. Специалисты рекомендуют в условиях стресса при необходимости принять решение пройтись или сделать минимальную физическую нагрузку для восстановления работоспособности мозга.

Оптимальный уровень физической тренированности позволяет поддерживать в тонусе высшую нервную систему, в частности, вторую сигнальную систему, отвечающую за речь.

При длительной напряженной физической и интеллектуальной работе при отсутствии адекватных периодов для восстановления наступает фаза утомления, при котором резко снижается работоспособность, концентрация внимания и координация движений. Утомление является важным эволюционным приобретением человека, развивающимся вместе с усложнением центральной нервной системы, потому что оно сигнализирует о перенапряжении одного или нескольких рабочих органов или организма целиком. 

Существует две фазы усталости – компенсированная и некомпенсированная. При компенсированной студент задействует другие ресурсы вместо уставшей системы организма, при некомпенсированной продолжение деятельности становится невозможным, так как все ресурсные системы исчерпали себя.

Студенты ежедневно расходуют много энергии для обучения, но пиком является сессия два раза в год, при которой студентам необходимо в течение короткого срока повторить весь изученный материал за полгода, наверстать пробелы в образовании и сдать зачеты и экзамены, что тоже является дополнительным стрессом. Данный период у студентов может характеризоваться острым переутомлением.

Переутомление может вызвать психосоматические болезни, обострение хронических заболеваний, психические нарушения. Часто в период сессий студенты обращаются за медицинской помощью по причине головной боли, сниженного или завышенного артериального давления, гастрита, сбоев в работе сердечно-сосудистой системы.

Исследования электрокардиограмм, биохимических показателей крови, магнитно-резонансной томографии мозга студентов во время сессии показали значительные изменения исследуемых показателей, которые не приходили в норму в течение еще последующих трех суток после сдачи экзамена [1, c. 88-90].

Таким образом, студенты испытывают постоянный стресс и усталость из-за интеллектуальных нагрузок, которые доходят до апогея в период экзаменационных сессий. Из-за нагрузок и переутомления у студентов могут быть психосоматические болезни, обострение хронических заболеваний, психические нарушения. Для профилактики данных болезней и нарушений, и для общего психологического, физического и социального здоровья специалисты рекомендуют проводить регулярные физические нагрузки, которые благодаря биохимии процесса улучшают работу мозга и снижают стресс.

Список литературы

  1. Алдошина, Е.А. Психологические основы физической культуры / Е.А. Алдошина, А.С. Прилепский // Автономия личности. – 2022. – №1 (27). – С. 86-90.
  2. Бичев, В.Г. Влияние физических нагрузок на эмоциональное состояние студента / В.Г. Бичев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №1. – С. 51-56.
  3. Козлов, М.Ю. Влияние занятий физической культурой на качественные изменения психоэмоционального состояния студентов / М.Ю. Козлов, Ж.А. Культилеева // Теория и практика современной науки. – 2021. – №11 (77). – С. 66-70.
  4. Ловягина, А.Е. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для вузов / А.Е. Ловягина, Н.Л. Ильина, С.В. Медников. – М.: Издательство Юрайт, 2023. — 609 с.
  5. Половинкина, А.А. Эффект индивидуализированной физической программы на общее самочувствие студентов медицинского вуза / А.А. Половинкина, Н.М. Попова, И.Г. Шевченко // Вестник науки. – 2023. – №12 (69). – С. 1429-1436.