УДК 796.011

Теоретические аспекты концепции формирования профессиональной и прикладной физической культуры будущего инженера в техническом вузе

Лошкарева Валерия Алексеевна – студентка Строительно-технологического факультета Самарского государственного технического университета.

Костромина Ольга Владимировна, доцент кафедры Физического воспитания и спорта Самарского государственного технического университета.

Аннотация: Теоретические аспекты формирования профессионально-прикладной физической культуры будущего инженера в техническом вузе базируются на том, что профессионально-прикладная физическая подготовка должна быть ориентирована на процесс профессионального становления и реализовываться по принципу «цель обучения → компетентность → готовность к труду». Для достижения этого была эксплицирована концепция профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров как механизма реализации процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры бакалавров в техническом вузе, направленного на развитие профессионально важных физических и личностных качеств, адаптационных способностей будущих инженеров, обеспечение их готовности к труду.

Ключевые слова: высшие образование, физическая культура, спорт, работа, профессия.

Введение

Модернизация высшего образования способствует стабильному экономическому и социальному развитию государства. Программные документы и постановления Правительства Российской Федерации Федерация по образовательной политике подчеркивает, что обеспечение современных бакалавров необходимыми знаниями, компетенциями и моделями поведения, а также их способность адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям технического прогресса сейчас и в будущем являются одним из решающих факторов успеха государства и общества в целом. Мировая экономика в настоящее время развивается в условиях глобализации, предъявляя свои требования к национальным экономикам, которые должны быть конкурентоспособными в условиях научно-технической революции. На современном этапе развития российской экономики одной из стратегических целей является повышение качества профессионального образования[2]. Основной задачей профессионального образования в современных условиях развития приоритетных направлений экономики является формирование готовности специалистов с высоким уровнем развития профессионально важных качеств, которые позволят повысить адаптивные способности будущих инженеров в образовательном процессе технического вуза для обеспечения их эффективной работы.

Обсуждение

Современный федеральный государственный образовательный Стандарт высшего образования (Федеральный государственный Образовательный стандарт высшего образования 3++), основанный на компетентном подходе, направлен на формирование таких компетенций, которые позволят будущему инженеру быть субъектом и объектом трудовой деятельности, квалифицированным исполнителем профессиональных функций и эффективно действовать в различных производственных ситуациях. Учебный процесс по дисциплине «Профессиональная и прикладная физическая Культура» направлен на развитие и совершенствование профессионально важные физические и личностные качества, обеспечивающие социальный мандат на профессиональную подготовку будущего инженера, готового к продуктивной работе, отвечающей высоким требованиям экономики будущего. Государство В Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". Федерации» в направлении модернизации профессиональной подготовки студентов [5]. Высокий уровень сложности современного производства и экономика будущего предъявляют высокие требования не только к профессионально важным личностным качествам студентов будущих инженеров, но физические, повышающие адаптационные способности бакалавра для обеспечения эффективной трудовой деятельности будущего инженера.

Российскими учеными проведены глубокие и разноплановые исследования в области формирования профессиональной и прикладной физической культуры будущего инженера в техническом вузе, но они недостаточны. Западные исследователи уделяют этим проблемам мало внимания, поскольку формирование физической культуры в зарубежных вузах носит спортивный характер, что, на наш взгляд, не позволяет в полной мере использовать возможности университета для формирования готовности будущих специалистов к эффективной работе [3]. Поскольку целью современного высшего образования является, подготовка специалистов конкурентоспособные специалисты в соответствии с постоянно меняющимися требованиями экономики мы считаем, что обучение в вузе должно быть направлено, в частности, на формирование профессиональной и прикладной физической культуры будущих инженеров. В связи с этим разработка теоретических аспектов концепции формирования профессионально-прикладной физической культуры будущего инженера в техническом вузе по-прежнему является своевременной и актуальной.

Основная идея концепции формирования профессионально-прикладной физической культуры будущего инженера в техническом вузе выражается в том, что образовательный процесс, как пространство различных возможностей, оказывает многофакторное влияние и выступает в качестве действующей движущей силы, в основе которой лежат разнообразные потенциалы для осуществления педагогической деятельности [1]. Образовательный процесс технического вуза позволяет создать необходимые педагогические условия и осуществлять педагогические действия, способствующие формированию готовности будущего инженера к трудовой деятельности.

Механизмом реализации формирования профессионально-прикладной физической культуры будущего инженера в техническом вузе является профессионально-прикладная физическая подготовка, включающая определенные методы, средства и формы физической культуры, направленные на готовность к работе в различных профессиях. Поэтому профессиональная и прикладная физическая подготовка в вузе должна иметь особую направленность, учитывающую особенности должностных функций будущего инженера.

С целью определения особой направленности профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров в техническом вузе мы провели творческое осмысление профессиональных стандартов инженеров. Это привело к разработке авторских образовательных практико-ориентированных программ для круглогодичного и долгосрочного обучения, в которых гармонично сочетаются формы учебной и внеклассной деятельности в системе «учитель-ученик». Наше исследование показало, что специально ориентированная направленность профессиональной и прикладной физической подготовки обеспечивает когнитивную и профессиональную прикладная физическая подготовка для будущих инженеров, которые развивают и совершенствуют профессионально важные физические и личностные качества, обеспечивая готовность к конкретной трудовой деятельности. Мы выяснили, что профессиональная и прикладная физическая подготовка ориентирована на процесс профессионального становления будущего инженера по линии «цель обучения → компетентность → готовность к работе».

В рамках изучения теоретических аспектов концепции эксплицируется понятие профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров. Показано, что это целенаправленный процесс развития и совершенствования профессионально важных физических и личностных качеств, повышающих адаптивные способности будущих инженеров в образовательном процессе технического вуза, овладение профессиональными и прикладными знаниями и методами деятельности, обеспечивающими их готовность к работе. То готовность будущих инженеров к работе в образовательном процессе вуза - это активное и результативное состояние личности, интегральная характеристика, выражающаяся в способностях индивида эффективно осуществлять профессиональную деятельность в инженерной сфере. В рамках разработки теоретических аспектов концепции мы выявили и обосновали педагогические факторы, ориентированные на результат, как движущую силу образовательного процесса, определяющую цель, содержание и педагогическую деятельность. Первый фактором формирования профессионально-прикладной физической культуры будущего инженера в техническом вузе является особая направленность профессионально-прикладной физической подготовки. Суть его заключается в учете требований конкретной профессии для развития и совершенствования профессионально важных физических и личностных качеств, необходимых на рабочем месте [10]. Второй фактор вытекает из ряда характеристик целостного образовательного процесса вуза. Он связан с разработкой комплексного системного учебного подхода к профессиональной и прикладной подготовке будущего инженера. Профессиональная подготовка должна осуществляться как в школьное, так и во внешкольное время с активным использованием различных методов, форм и средств физической культуры, что обусловлено развитием профессионально важных физических и личностных качеств, организовываться круглогодично в порядке длительного обучения, осуществляемого в рамках организации непрерывного образовательного процесса. Третьим фактором является организация эффективное взаимодействие в системе «преподаватель-студент», позволяющее преподавателю осуществлять педагогические действия, осуществлять педагогическую поддержку и предоставлять будущему инженеру возможность индивидуального развития, личностной и профессиональной самореализации, повышения квалификации.

Во время экзаменационных сессий и каникул будущие инженеры самостоятельно развивают и совершенствуют профессионально важные физические качества, используя индивидуально разработанные комплексы упражнений (прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта, прикладные виды спорта, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы), системы контроля и коррекции в сотрудничестве с преподавателем. Предлагаемая концепция рекомендует использовать независимый анализ, контроль, коррекцию физического и психофизического состояния, мониторинг динамика профессионально-прикладной физической подготовки и ведение личных дневников. На третьем курсе будущим инженерам рекомендуется продемонстрировать практические навыки выполнения индивидуальных профессионально ориентированных комплексов физических упражнений, знание приемов и методик контроля физической подготовленности, защиты реферативных работ и презентаций профессионально ориентированных проектов [4]. Взаимодействие преподавателя и студентов значительно усиливает влияние занятий на развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств, обеспечивает непрерывность педагогического процесса в учебное и внеучебное время.

Разработка теоретических аспектов формирования профессионально-прикладной физической культуры будущего инженера лесной отрасли в техническом вузе включает в себя развитие и совершенствование профессионально важных личностных качеств, осуществляемых по трем направлениям: теоретическому, практическому, а также контрольно-коррекционному. Теоретическое направление обеспечивает формирование мотивации студентов; практическое включает в себя обучение определенным физическим упражнениям и методам психофизической саморегуляции; контрольно-коррекционная предусматривает оценку уровня сформированности профессионально важных личностных качеств. Для развития и совершенствования профессионально важных личностных качеств мы предлагаем использовать соответствующие средства физической культуры (физические упражнения, различные виды спорта) и методы психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, релаксация, медитация, самовнушение, психофизический тренинг, рекреация). Процесс развития и совершенствования профессионально важных физических и личностных качеств будущего инженера промышленности в образовательном процессе вуза, предусматривает индивидуальный стиль педагогической деятельности, основанный на знаниях и умелом использовании физических и психологических ресурсов студентов, включает разработку индивидуальных рекомендаций по оптимизации их подготовки к работе в рамках учебной дисциплины «Профессиональная и Прикладная физическая Культура».

Вывод

Согласно разработанным теоретическим аспектам концепции формирования будущего инженера в техническом вузе профессионально-прикладной физической культуры, организация педагогической деятельности в современных условиях должна осуществляться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3++, который ориентирован на формирование универсальных компетенций, развивать и совершенствовать профессионально важные физические и личностные качества, которые помогают выполнять различные виды работы и деятельности. Чтобы сделать это, необходимо разработать содержание специально ориентированной профессионально-прикладной физической подготовки, отражающее особенности работы будущего инженера с акцентом на принцип непрерывности, заключающийся в круглогодичном и долгосрочном обучении, с учетом периодизации образовательного процесса, согласно разработанным планам и программы с их поэтапной реализацией. Механизмом реализации формирования профессионально-прикладной физической культуры в техническом вузе является профессиональная и прикладная физическая подготовка, которая направлена на формирование познавательной и профессиональной и профессионально-прикладной физической готовности будущего инженера, выражающейся в приобретении профессионально-прикладных знаний, в развитии и совершенствовании профессионально важных физических и личностных качеств, необходимых в конкретной трудовой деятельности, направленной на достижение готовности к труду с помощью определенных средств, методов, приемов и форм физического воспитания в образовательном процессе вуза.

Анализ результатов ознакомления с теоретическими аспектами концепции формирования будущего инженера лесного хозяйства в техническом вузе как будущего инженера лесного хозяйства показал, что большинство бакалавров соотносят научные знания о возможностях физического воспитания с профессиональными и личностными ценностями; анализируют требования будущей профессии к личностным характеристикам; высказывают избирательно относиться к предлагаемым средствам физического воспитания и методам психофизической саморегуляции; демонстрировать способность к самоконтролю эмоциональных состояний. Он активен в развитии и совершенствовании профессионально важных качеств с использованием методов и средств физического воспитания для подготовки к трудовой деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что введенные теоретические аспекты концепции формирования профессионально-прикладной физической культуры будущего инженера в техническом вузе достаточно эффективны.

Список литературы

  1. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
  2. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
  3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.
  4. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3. С. 14 — 19.
  5. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
  6. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
  7. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
  8. Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с.
  9. Качанов Л. Н., Шапекова Н., Марчибаева У. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. М.: Фолиант, 2018. 272 с.
  10. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020. 448 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: