УДК 2, 339.54.012

Теологический анализ опровержения имама Аль-Матуриди против джахмитов на материале тафсира Аль-Матуриди

Масаева Фатима Махмадсалорсовна – магистрант теологического факультета кафедры исламской теологии Российского Исламского Института.

Аннотация: Статья посвящена исследованию некоторых принципов средневекового течения внутри Ислама с учетом критического анализа имама Абу Мансура Аль-Матуриди, в статье рассматривается определение джахмизма и его догматических принципов, освященных через призму суннитской теологии, на материале толкования Священных текстов имама Аль-Матуриди.

Ключевые слова: Джахмизм, суннитская догматика, течения в Исламе, тафсир Аль-Матуриди.

Keywords: Jahmism, Sunni dogma, movements in Islam, tafsir Al-Maturidi.

Тематика религиозных течений обрела широкое распространение в современном исламском дискурсе и является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Джахмизм представляет собой одно из ранних средневековых течений в Исламе, основателем и эпонимом которого является Джахм Ибн Сафван. Учение джахмизма концептуально отличается от традиционного исламского учения, что порождает значимость исследования джахмизма сквозь призму суннитской догматики.

Ключевым аспектом актуальности статьи являются материалы тафсира Аль-Матуриди, в которых Имам Абу Мансур Аль-Матуриди приводит опровержения идеологии джахмизма опираясь на доводы Священного текста Корана.

Отличительной чертой джахмизма явилось полное отрицание Божественных атрибутов, к которому склонились джахмиты в попытках противостоять антропоморфизму и приданию Богу человекоподобных качеств, а также постулат о полной человеческой принужденности в вопросе предопределения и судьбы. В понимании Джахма человек являлся «марионеткой» в руках Творца, не имея свободы выбора, принужденный в своих действиях. Следуя своей уникальной концепции, джахмиты стали полностью отрицать описание Всевышнего, пришедшее в Коране и достоверных преданиях, вплоть до того, что атрибут «Знание» также был признан джахмитами неприменимым по отношению к Создателю.

Разрабатывая совершенно уникальное учение Джахм Ибн Сафван также подверг критике и переосмыслению многие основополагающие принципы исламской веры. Примером этому является концепция джахмизма о тленности Рая и Ада, конечности обещанного в Коране Аллахом вечного блаженства, а также конечности адских мук, идея о сотворении Корана. Определение веры и отнесении себя к мусульманству опираясь исключительно на знание о существовании Творца, без какого либо, подтверждения веры, также являлась джахмитской интерпретацией веры, в корне, противоречащей суннитским условиям определения веры. Таким образом, джахмизм явился как некий нонсенс в исламском богословии, и тотчас стал объектом критики ведущих ученых Ислама всех времен, и повлек за собой, появление огромного количества опровержений в виде трудов великих теологов. Одним из таких трудов является Тафсир Аль-Матуриди, в котором критика имама Аль-Матуриди не обошла стороной ни одну из догматических основ джахмизма.

Имам Матуриди в своем труде «Таавилат ахли-с-сунна», опровергает и критикует джахмитскую позицию о конечности Рая и Ада приводя следующие аяты Корана: [Те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, они обитатели Огня, они пребудут там вечно] (Коран,) и утверждает о том, что данный аят и подобные ему являются прямым доводом против выдвинутой джахмитами концепции. В комментариях к аяту [Те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены] (Коран,) Матуриди приводит слова о том, что если бы Рай и его удовольствия были конечны, то это несомненно повлекло бы за собой печаль. Ведь страх исчезновения в этом мире милостей и потери их приносит человеку огорчение, утверждает Имам Матуриди [1]. Также Матуриди говорит о том, что мир описан местом тревоги и печали, поскольку он сам по себе является конечным. Именно по этой причине Всевышний Аллах сообщил, о том, что в Раю нет страха для верующих, как страха наказания, так и страха исчезновения милостей. В своем известном труде "Фаркъ бейналь фиракъ", Имам Абдуль-Кахир Аль-Багдади цитирует Джахма ибн Сафвана, который утверждал, что вера во Всевышнего Аллаха означает только знание о Нем. Он утверждал, что слова куфра не вредят знающему об Аллахе. Джахм также говорил, что тот, кто познал Аллаха и затем отрекся на словах, все равно остается верующим, а не становится неверующим из-за своего отречения. Он также считал, что вера одна и не делится на верование, слова и деяния, и что вера пророков и вера религиозной общины равноценны, так как само знание не превосходит друг друга [2]. При изучении джахмизма через призму суннитской теологии следует подчеркнуть, что для суннитов вера «иман» означает не только знание о Всевышнем, но главным условием веры в суннизме является тасдык - подчинение тому, что пришло от Божьего посланника.Имам Матуриди критикует данное джахмитское утверждение в своем толковании к аяту (Коран,14:49). Абу Мансур говорит, что наиболее верной является вера сердцем, когда она подтверждается преданием и разумом. Он ссылается на слова Аллаха о лицемерах, у которых уста говорят о вере, но сердца не уверовали. Аллах объясняет, что они были бы верующими по воле Аллаха, если бы были искренними в своих словах. Также указывается, что вера не ограничивается только словесным свидетельством, ибо это возможным делает Аллах, который знает истинную суть веры. Другие аяты обращаются к тому, что вера не только в словах, но и в сердцах, и что истинная суть веры известна только Всевышнему. Далее имам Матуриди отмечает, что Аллах обещал верующим вечную награду, а лицемерам самую низшую степень в Аду. Если бы они были верующими, то имели бы право оказаться в Раю, а не получить наказание большее, чем обещано неверующим. Аллах Всевышний также сказал: [Они тщатся обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая этого]. Он объявил, что их показная вера является всего лишь попыткой обмануть Аллаха. И если кто-либо утверждает, что степень Ислама и веры в Аллаха, Его пророков и то, что Он ниспослал им, достигается посредством обмана Аллаха, то это великая ложь. Имам Матуриди, комментируя данное толкование, говорил о том, что мунафики [лицемеры] времен Пророка Мухаммада утверждали, что они приняли ислам и считали, что этого достаточно. Однако Всевышний в Коране отрицает наличие у них подлинной веры. В этом аяте также великое доказательство миссии Пророка. Пророк сообщил о категории людей, относящихся к лицемерам его времени то, что ниспослал ему Аллах в отношении них, и они не смогли отрицать этого, так как они узнали, что то, что они скрывали из-за боязни меча, открылось Пророку посредством Божьего слова [3].Таким образом, можно прийти к выводу о высокопрофессиональной методологии имама Матуриди в опровержении различным сектам на протяжении всего тафсира, которые подкрепляются аятами из Корана и доводами разума, в частности джахмизма, упоминание которого с последующим опровержением, на протяжении четырех томов Тафсира аль-Матуриди [4]. Автор статьи приводит небольшую часть опровержений Аль-Матуриди против принципов джахмизма.

Список литературы

  1. Абу Мансур аль-Матуриди. Таавилят ахлис-Сунна. В 10-ти томах. Т. 1. Мажди Балсум. Бейрут: Дар аль-Китаб аль-ильмиййа, 2005. 638 с.
  2. Абу Мансур аль-Матуриди. Таавилят ахлис-Сунна. В 10-ти томах. Т. 6. Мажди Баслум. Бейрут: Дар аль-Китаб аль-ильмиййа, 2005. 606 с.
  3. Абу Мансур аль-Матуриди. Таавилят ахлис-Сунна. В 10-ти томах. Т. 7. Мажди Баслум. Бейрут: Дар аль-Китаб аль-ильмиййа, 2005.608 с.
  4. Абу Мансур аль-Матуриди. Таавилят ахлис-Сунна. В 10-ти томах. Т. 8. Мажди Баслум. Бейрут: Дар аль-Китаб аль-ильмиййа, 2005. 720 с.
  5. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы: Учебное пособие. Казань: Хузур-Спокойствие, 1436/2015. 336 с.
  6. Абд-аль-Кахир Багдади. Аль-фарк бейн аль-фирак ва байан аль-фирка ан-наджийа. Бейрут: Дар аль-афак аль- джадида, 1977. 355 с.