УДК 82

Концептуальный взгляд на личность англичанина в произведениях Н. Г. Чернышевского и И. А. Гончарова

Смирнов Игорь Владимирович – аспирант Армавирского государственного педагогического университета.

Смирнова Ольга Сергеевна – аспирант Армавирского государственного педагогического университета.

Аннотация: Данная статья представляет собой концептуальный анализ личности англичанина в статьях Николая Гавриловича Чернышевского и в романе Ивана Александровича Гончарова "Фрегат Паллада". Авторы исследуют различные аспекты английской культуры и национального характера. В работе проводится сравнительный анализ образов англичан, созданных Чернышевским и Гончаровым. Несмотря на независимость друг от друга, писатели сходятся во взглядах и изображают британцев как типичных представителей своей нации. Авторы обращают внимание на особенности характера, мировоззрения, поведения и ценностей английских персонажей. В заключение, авторы подводят итоги своего исследования и делают выводы о том, каким образом Н. Г.Чернышевский и И. А. Гончаров воспринимали и представляли личность англичанина в своих произведениях. Статья представляет интерес для исследователей русской литературы, культурологов и всех, кто интересуется взаимодействием различных национальных характеров и культур в литературе.

Ключевые слова: Н. Г. Чернышевский, И. А. Гончаров, «Фрегат Паллада», англичане, характер, практичность, комфорт, сдержанность, прагматизм, эгоизм, безразличие.

Цель данной статьи познакомить читателя с образом англичанина периода второй половины 19в.

Изучая статьи Н. Г. Чернышевского, хотелось бы обратить внимание на то, что автор неоднократно обращает внимание на одну существенную черту характера свойственную целому народу, связанную с духом практичности, которая в некоторых местах переходит в эгоизм и начинает развиваться в различных направлениях, он пишет: «…Если два корабля, один с английскими, другой с испанскими пассажирами, разобьются у двух соседних островов, одинаково пустынных и одинаково плодоносных, и пассажиры того и другого корабля одинаково будут выброшены на берег, подобно Робинзону Крузо, не имея ровно ничего при себе или на себе, кроме платья и нескольких складных ножей, участь того и другого поселения будет ли одинакова? Нет. Посетив через десять лет остров англичан, вы найдете у них и удобные и прочные жилища, изобильно снабженные всеми вещами, необходимыми для комфорта…» [1, с.178]. Это, кстати, является еще одной отличительной чертой, характерной для англичанина, комфорт является неотъемлемой частью существования, этому стремлению подчинено абсолютно все, он является руководящим мотивом практичности. Но если бы практичность англичанина была только в материальных проявлениях, то он мало отличался бы от многих других народов, характер его проявляется и в социально-духовной структуре, пример мы можем найти все у того же Н. Г. Чернышевского: «В Англии, например, в разговорном языке не существует слова «ты». Фабрикант своему работнику, земледелец нанятому им землекопу, господин своему лакею говорят непременно «вы» и, где случится, вставляют в разговоре с ними sir» [2, с.223]. Этот пример можно подробно проанализировать, чтобы читатель убедился в логике изложения факта. Допустим, человеку можно сказать «ты», люди по-разному относятся к такому обращению: у одних это является нормой, другие, вообще, никак на это не обращают внимания, а для некоторых это может явиться затруднением в восприятии собеседника или же, вообще, вызвать открытый «протест». И вот как раз, в последних двух случаях, дабы сохранить линию разговора о предмете (в данном случае мы как раз это и можем назвать практичностью) англичанин и старается манкировать пустые «жеманства» относительно обращения. Разговор он старается строить дистанцированно, не утрудняясь искать душевные нити в разговоре с собеседником. Также немало важную роль на формирование англичан оказали географическое положение и климат: «…климат страны постоянно сохраняет большую, почти всегда преобладающую силу. Жители дождливой и прохладной Англии, конечно, не могут иметь холерического темперамента итальянцев» [1, c.188]. Чернышевский обращает внимание на то, что англичане отличаются высоким уровнем дисциплины и порядка во всех сферах жизни. Он отмечает, что англичане стремятся к соблюдению правил и норм, их поведение характеризуется уважением к закону и авторитетам. Они также проявляют высокую степень толерантности и уважения к другим культурам и национальностям. Чернышевский даже обращает внимание на физиологические особенности англичан, свойственные только этой нации: «Говорят о различиях в фигуре черепа и величине так называемого лицевого угла; у англичанина, говорят развит по преимуществу лоб…» [1, с.184]. А как известно, указанные черты, являются признаком интеллекта, который англичане не забывают использовать во всех сферах жизни. Прагматичность – отличительная черта англичан. «… но человек всегда склонен считать полезным для своей родины то, что полезно лично для него...» [1, с.198].

В подтверждение этого вывода можно указать на еще один пример, обнаруживающийся у Гончарова, который совершил свое знаменитое путешествие на фрегате «Паллада», он описал очень любопытный момент, в котором попросим обратить внимание читателя на ритмику и междустрочие ответа английского лоцмана. Итак: «…На палубе показался низенький, приземистый человек, в синей куртке, в синих панталонах. Это был лоцман, вызванный для провода фрегата по каналу. Между двух холмов лепилась куча домов, которые то скрывались, то появлялись из-за бахромы набегавших на берег бурунов: к вершинам холмов прилипло облако тумана. “Что это такое?”- спросил я лоцмана. “Dover”,- каркнул он» [3, с.3]. С этической позиции читатель вправе сказать: “ Ну, где же в таком “каркающем” ответе культура и пресловутое обращение на «Вы»?”. В том то и есть смысл разности этих примеров, подчеркивающих особенность характера, на которую указывают авторы; англичанин не будет искать обтекаемые формы и речевые обороты, подбирать фразы и интонацию, искать в вас участие, ему этого не нужно, если это не имеет практической пользы. В выбранном у Гончарова месте необходимо обратить внимание и на внешность лоцмана, образ, который нарисовал в двух словах Гончаров, указывает нам человека практичного, предприимчивого, таких людей мы часто можем наблюдать на рынках, в приёмных разных административных зданий и т.д.

Англичанин - человек с «двойным», а то и с «тройным» дном, если он вам говорит «вы» или «каркает» - это ровным счетом может означать одно и то же, как если бы в разговоре с ним вы от него услышали: «Я вас понял, давайте мы это обсудим при встрече». Что можно расценить, что он вас не только не понял, но и вряд ли желает с вами встречи, если это, конечно, не необходимо для его пользы.

Такая позиция сохраняется и по отношению друг к другу. Это точно подметил Гончаров, наблюдая за встречей двух англичан: «…сначала попробуют оторвать друг у друга руку, потом осведомятся взаимно о здоровье и пожелают один другому всякого благополучия…» [4, с.10]. И здесь это просто формальность, ритуал, который обязательно надо соблюсти, по факту, никому из них нет дела до собеседника. Никто из них не воспринимает этот диалог всерьёз, каждый отыгрывает свою роль, потому что так требуют правила хорошего тона.

Писатель обращает особое внимание на мельчайшие детали, подчеркивая особенности английской культуры, образ жизни и менталитета. Используя интересные и незначительные детали, Гончаров создает аутентичную и неповторимую атмосферу. Он описывает улицы Лондона, его парки и здания, даря читателю возможность окунуться в жизнь этих мест. Город, как зеркало, отражает характер горожан. Англичане очень сдержаны, даже несколько холодны, это проявляется и во внешности, и в манерах, никакое событие или происшествие не способно вызвать яркие и открытые эмоции. Иван Александрович, описывая траурную процессию, сумел передать эту черту лондонцев, так же сдержано и лаконично: «Лондон запер лавки – сомнения нет: он очень печален» [4, с. 17].

Даже скорбь у англичан благородная, здесь вы не услышите надрывов и плача, не увидите обезумевших от горя людей, нет. Но в этом холодном спокойствии, в этом онемении не меньше боли и страданий. Дисциплинированность и самообладание преобладают над чувствами. Рациональность доминирует во всём. Эти качества взращиваются с рождения, они передаются по наследству, британцы их свято чтут и соблюдают, проявляя сдержанность во всём: «кажется, сдерживает свое дыхание и биение пульса. Нет ни напрасного крика, ни лишнего движения, а уж о пении, о прыжке, о шалости и между детьми мало слышно. Кажется, все рассчитано, взвешено и оценено, как будто и с голоса, и с мимики берут тоже пошлину, как с окон, с колесных шин» [4, с.19]. У Гончарова, человека русского характера, это вызывает насмешку и иронию. Иван Александрович, хоть и не принимает категорических суждений, все же критически относится к некоторым явлениям британского общества. В своём произведении, он неизбежно подмечает некоторые отрицательные моменты, такие как социальное неравенство, жесткость британского характера и коммерциализацию отношений. И в отношении друг к другу англичане сохраняю дистанцию. В первую очередь их интересует только своя персона, чувство собственного превосходства – ещё одна отличительная особенность англичан. Иван Александрович интересно изобразил встречу лондонцев: «…эту важность до комизма на лице, выражение глубокого уважения к самому себе, некоторого презрения, или по крайней мере холодности к другому, но благоговения к толпе, то есть к обществу» [4, с.18]. Британцы считают себя непревзойденными во всех отношениях и относятся к другим с некоторым презрением.

Таким образом, в статьях Н. Г. Чернышевского и в романе И. А. Гончарова "Фрегат Паллада" мы можем наблюдать различные концептуальные взгляды на личность англичанина. Авторы по-разному подошли к описанию, находя общие черты в разных социальных и житейских ситуациях. Николай Гаврилович, в большей степени, оценивает общественную сферу жизни, а Иван Александрович наблюдает бытовые сцены. Писатели, не зависимо друг от друга, сходятся во взглядах и рисуют британцев как типичных представителей своей нации, с ярко выраженными чертами характера и особенностями поведения. Англичане не терпят никаких отклонений от плана и всегда следуют установленным правилам и инструкциям. Они практичны, склонны к деловым отношениям, всегда заняты своими делами и стремятся к достижению поставленных целей, они не проявляют сочувствия и сострадания к другим людям и готовы пожертвовать другими ради своих интересов.

Список литературы

  1. Чернышевский Н. Г. « О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала. Речь И. Бабста. Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении. И. Бентама.», «Избранные философские сочинения» т.2, госполитиздат 1950. Дата обращения 20.11.2022.
  2. Чернышевский Н. Г. « Русский человек rendez-vous», «Избранные философские сочинения» т.2, госполитиздат 1950. Дата обращения 22.11.2022.
  3. Гончаров И. А. «Фрегат Паллада» https://iknigi.net/avtor-ivan-goncharov/114489-fregat-pallada-ivan-goncharov/read/page-3.html.
  4. Гончаров И. А. «Фрегат Паллада» https://www.rulit.me/books/fregat-pallada-read-93404-10.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: