УДК 8, 37

Инновационные технологии в преподавании иностранных языков

Скрыль Ирина Валентиновна – учитель иностранных языков средней общеобразовательной школы №1699.

Аннотация: В статье анализируются возможности применения инновационных технологий в преподавании иностранных языков. Приводятся дидактические свойства и функции инновационных технологий образования. Рассматриваются положительные эффекты от внедрения инновационных технологий в преподавание иностранных языков. Выявляются основные инновационные технологии и стратегии обучения, которые педагогу необходимо комбинировать для достижения максимальной продуктивности образовательного процесса.

Ключевые слова: иностранные языки, образование, преподавание, инновационные технологии, обучающиеся.

В настоящее время система образования переориентируется на новые социальные запросы: обществу требуется личность, которая умеет самостоятельно и креативно решать производственные, исследовательские и общественные задачи, вырабатывать и отстаивать свою позицию и убеждения, критически мыслить, непрерывно и регулярно заниматься самообразованием, совершенствовать навыки и умения и творчески применять их для решения широкого спектра жизненных и профессиональных задач [1]. В этой связи основными приоритетами системы преподавания иностранных языков становятся индивидуальный подход, творческая деятельность, развитие активности, самоуправления и инициативы. Использование инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам позволяет значительно разнообразить его содержание, методы и формы, предоставить обучающимся неограниченный объём учебной информации, повысить вовлечённость и мотивацию к обучению [2]. Под инновацией в образовании понимается успешное использование новых технологий преподавания – системных методов формирования процесса обучения и усвоения знаний, учитывающих взаимодействие человеческих и материально-технических ресурсов и нацеленных на оптимизацию форм образования. Возможности инновационных технологий для повышения эффективности преподавания иностранных языков обуславливает актуальность их исследования.

Целью работы является изучение возможностей применения инновационных технологий в преподавании иностранных языков. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Инновационные технологии в образовании представляют собой особый механизм, позволяющий реализовать новые способы и средства системы образования [3]. Их использование при изучении иностранного языка позволяет повысить доступность восприятия аутентичных знаний, систематизировать учебный материал, реализовать творческий подход, ускорить саморазвитие обучающихся и снять психологический барьер при обучении, выражающийся в боязни общения и совершения ошибки. Применение инновационных методов предполагает наличие цифровых компетенций у всех участников образовательного процесса, безопасное и продуктивное использование возможностей интернет-пространства и технических устройств процессе киберсоциализации.

Инновационные технологии в преподавании иностранных языков обладают такими дидактическими свойствами, как мультимедийность, интерактивность, нелинейность подачи информации, информативность и геймификация [4]. Можно выделить их следующие дидактические функции:

  • активизация внимания, эмоциональной включённости и когнитивных процессов обучающихся;
  • эффективное запоминание сведений благодаря визуализации и аудиолизации;
  • развитие мотивации к обучению;
  • реализация адаптивного и инклюзивного обучения;
  • реализация проблемных методов обучения;
  • увеличение интенсивности обучения;
  • получение быстрой обратной связи;
  • использование новых интерактивных форм работы;
  • организация синхронной и асинхронной коммуникации;
  • реализация групповых исследовательских проектов;
  • организация самооценивания и группового оценивания;
  • организация исследовательских проектов;
  • развитие навыков групповой работы;
  • повышение информативности обучения;
  • возможность модульного построения учебных курсов;
  • организация учебной деятельности, предполагающей самостоятельный поиск, исследование, анализ и интерпретацию информации;
  • оптимизация работы с учебными сведениями;
  • построение персональных стратегий обучения.

Использование инновационных технологий в образовательном процессе позволяет представлять информацию на иностранном языке в графическом, звуковом и анимированном виде, благодаря чему обучающиеся могут усваивать язык на более высоком уровне [5]. Применение аутентичного материала и создание ситуаций реального общения способствуют отработке навыков говорения, развитию социокультурной компетенции и формированию информационной культуры обучающихся. Помимо этого, использование инновационных технологий формирует мотивационный компонент обучения, цель которого заключается в стимулировании учащихся к изучению иностранного языка через накопление и расширение опыта и знаний.

Включение инновационных технологий в образовательную среду способствует развитию у обучающихся коммуникационных навыков, которые позволяют активно применять изучаемый язык в повседневной жизни [6]. Помимо этого, у обучающихся формируются общекультурные навыки, позволяющие комфортно и продуктивно взаимодействовать с представителями иных культур, что имеет особое значение в условиях современного глобализированного общества.

Современные инновационные технологии обеспечивают передачу знаний и доступ к учебной информации быстрее и эффективнее по сравнению с традиционными средствами обучения, помогают преподавателю организовывать поиск и переработку информации, а также координировать самостоятельные исследования обучающихся, способствуя их превращению в активных участников учебного процесса, в котором акцент смещается от обучения к изучению [7]. Технологии помогают обучающимся активно применять аутентичные англоязычные источники, находить, анализировать, отбирать и систематизировать информацию, развивать языковую догадку и способствуют формированию профильной терминосистемы.

Для организации продуктивного преподавания иностранного языка педагогу важно уметь сочетать отдельные инновационные технологии и стратегии обучения [8]. При этом следует ориентироваться на реализацию личностно-ориентированного подхода, технологии сотрудничества, технологий, активизирующих самостоятельную деятельность обучающихся, проектной технологии, кейс-технологии и групповых технологий. В процесс преподавания можно включать элементы технологий развивающего обучения, развития критического мышления, партиципации, мастерских, психотерапевтических, информационно-коммуникационных, интерактивных и многомерных дидактических технологий.

Инновационные технологии позволяют перейти к партнёрскому подходу в преподавании иностранного языка, при котором между преподавателем и обучающимися устанавливаются близкие субъект-субъектные отношения [9]. При этом центром учебного процесса становится обучающийся, способный влиять на его течение, а преподаватель начинает играть роль собеседника или консультанта. Педагогика партнёрства способствует выработке у учащихся таких качеств, как креативность, инициативность, автономность и ответственность. Она способствует оптимальной организации учебной деятельности, позволяет сформировать благоприятный психологический климат на занятиях и обеспечить учебную автономию обучающихся. Вследствие этого у учащихся повышается ответственность за результаты обучения и мотивация к всестороннему личностному развитию, а также полноценно раскрывается творческий и образовательный потенциал.

Перспективным направлением применения инновационных технологий в процессе преподавания иностранных языков является микрообучение, подразумевающее наличие микроконтента, частое повторение и визуализацию материала [10]. Микрообучение способно обогатить и улучшить лингводидактику в современном образовательном пространстве, устранив многие трудности преподавания иностранных языков, такие как низкий уровень владения языком, временные ограничения, отсутствие мотивации и другие. Такой подход является значительно персонализированным, практико-ориентированным и подразумевает передачу обучающимся достаточного, но не избыточного объёма информации, что способствует её лучшему усвоению.

Таким образом, использование инновационных технологий в преподавании иностранных языков даёт возможность развивать способности обучающихся к иноязычному общению как форме межкультурного взаимодействия на высоком уровне, их социокультурные и коммуникативные компетенции, самостоятельную умственную деятельность, эмпатию и культурную сензитивность, а также усовершенствовать творческую самореализацию. Благодаря внедрению инновационных подходов к преподаванию иностранных языков с применением мультимедийных образовательных средств у учащихся возрастает мотивация к изучению языка, что повышает эффективность процесса обучения.

Список литературы

  1. Орехин-Рыжина В.А., Убайдуллаева А. Значение эффективного внедрения инновационных технологий в обучение иностранным языкам // Учёный XXI века. – 2022. – № 5-2 (86). – С. 61-64.
  2. Расулметова Ш., Абдураманова Д.В. Важность внедрения инновационных технологий в обучении чтению и письму как один из актуальных методов преподавания иностранного языка в современном мире // Academic research in educational sciences. – 2021. – № 2. – С. 332-339.
  3. Березина Т.И. Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку / Т.И. Березина, М.С. Москаленко, Е.Н. Федорова, Е.А. Яковлева // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 72-80. – DOI: 10.17513/spno.31832
  4. Титова С.В. Цифровая методика обучения иностранным языкам: учебник для вузов / С.В. Титова. – М.: Изд-во Юрайт, 2023. – 248 с.
  5. Гребенникова И.А., Черепанова А.А. Инновационные технологии в обучении иностранному языку // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2023. – № 2 (51). – С. 111-115. – DOI: 10.24412/2227-1384-2023-251 -111-115
  6. Идрисова П.Г., Агамурадова Р.Ш., Абулайсова Н.А. Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания иностранных языков в условиях цифровизации системы образования // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 5 (90). – С. 91-94. – DOI: 10.24412/1991-5497-2021-590-91-94
  7. Романова О.Н. Инновационные технологии в преподавании иностранного языка студентам-архитекторам / О.Н. Романова, Т.Н. Астафурова, Н.А. Вишневецкая, Е.В. Суркова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 5 (168). – С. 56-60.
  8. Удоратин В.В. Инновационные стратегии и технологии иноязычного образования // Экономика и социум. – 2023. – № 8 (111). – С. 405-408. – DOI: 10.5281/zenodo.8349124 УДК 372.881.111.1
  9. Зайналова Д.А. Инновационные технологии преподавания иностранных языков // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 3 (43). – С. 221-229. – DOI: 10.25726/f4023-5979-2465-y
  10. Сливная Е.М. Микрообучение как инновационная технология в преподавании иностранного языка в условиях современной реальности // Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – Т. 89, № 6. – С. 166-171. – DOI: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-166-171