УДК 811

Использование метода мнемоники при изучении узбекского языка. Практические рекомендации и методы

Халметова Светлана Владимировна – учитель русского языка Специализированной школы-интерната Шаватского района Хорезмской области Республики Узбекистан

Аннотация: Данная статья посвящена использованию метода мнемоники в процессе обучения узбекскому языку. Автор предоставляет практические рекомендации и методы, направленные на эффективное усвоение лексики. Рассматриваются основные принципы мнемоники, преимущества ее применения при обучении языку, а также конкретный метод, такой как составление ассоциаций слов с родным языком. Статья предлагает педагогам и студентам ценные инструменты для более эффективного запоминания и освоения узбекской лексики в процессе обучения.

Ключевые слова: мнемотехника, изучение узбекского языка, усвоение словарного запаса, ассоциативное обучение, языковое образование.

В современном образовательном процессе важное значение приобретают методы, способствующие более эффективному запоминанию и усвоению учебного материала. Метод мнемоники, основанный на использовании ассоциаций и визуализации, представляет собой перспективный инструмент в обучении узбекскому языку.

Мнемоника, как метод обучения, играет важную роль в усвоении лексики. Способность к запоминанию и эффективному восприятию новых слов может быть значительно улучшена при использовании мнемотехнических приемов. В данной статье рассмотрим роль мнемоники в процессе обучения узбекскому языку, а также предоставим практические рекомендации по применению данного метода.

Прежде чем рассматривать роль мнемоники в усвоении лексики, важно понимать основные принципы этого метода. Мнемоника основана на использовании ассоциаций, создании связей и образовании запоминающих образов. Эти принципы активизируют визуальную, звуковую и пространственную память, что способствует более глубокому и стабильному запоминанию информации.

Мнемоника предоставляет несколько значительных преимуществ в обучении лексике:

Улучшение запоминания: Специально разработанные ассоциации и образы помогают учащимся легче запоминать новые слова и выражения.

Стимуляция творческого мышления: Процесс создания мнемотехнических образов требует творческого мышления, что может сделать уроки более увлекательными и интересными.

Активизация всех типов памяти: Мнемоника обращается к разным видам памяти, что способствует более глубокому усвоению лексики.

Примеры использования мнемоники при изучении узбекского языка.

Ассоциации с известными словами: Создание ассоциаций между новыми словами и уже известными в родном языке облегчает процесс запоминания. Давайте рассмотрим несколько узбекских слов и придумаем ассоциации с русскими словами на основе их звучания:

Узбекское слово: "Qalam" (Қалам). Ассоциация: Қалам (узб. «карандаш»)- Коламбия (рус.). Предложение для запоминания: КОЛАМбия пикчерз рисует КАРАНДАШом.

Узбекское слово: "Qora" (Қора). Ассоциация: Қора (узб. «черный»)- Кора (рус. «наружная оболочка чего либо, твердая кожа, скорлупа, кожура»). Предложение для запоминания: КОРА (узб.) у дерева ЧЁРНАЯ (рус).

Узбекское слово: «Son» (Сон). Ассоциация: Сон (узб. «число»)- Сон (рус. «состояние спящего»)   Предложение для запоминания: СОН (узб.) генерирует ЧИСЛА (рус.)

Узбекское слово: «Sir» (Сир). Ассоциация: Сир (узб. «тайна»)- Сыр (рус.слово). Предложение для запоминания: СЫР (узб.) есть великая ТАЙНА (рус.)

Узбекское слово: «Bor» (Бор). Ассоциация: Бор (узб. «мел»)- Бор (рус. слово). Предложение для запоминания: В БОРу много МЕЛа.

Узбекское слово: «Bor» (Бор). Ассоциация: Бор (узб. «иди»)- Бор (рус. слово). Предложение для запоминания: Увидев БОРмашину ИДИ (рус.) в другую сторону.

Узбекское слово: «Tur» (Тур). Ассоциация: Тур (узб. «встань»)- Тур (рус.). Предложение для запоминания: ВСТАНЬ и участвуй в отборочном ТУРе (узб).

Узбекское слово: «Top» (Топ). Ассоциация: Топ (узб. «найди»)- Топ (рус.). Предложение для запоминания: НАЙДИ кумира в ТОП(узб.)-10 лучших актёров.

Узбекское слово: «Кир (узб.) - Кир (рус.). Ассоциация: Предложение для запоминания: ЗАЙДИ в дом из КИРпича.

Узбекское слово: «Tut» (Тут). Ассоциация:  Тут (узб. «поймай») – Тут (рус. «здесь»). Предложение для запоминания: ПОЙМАЙ вора ТУТ (узб.)

Узбекское слово: «Tut» (Тут). Ассоциация: Тут (узб. «шелковица») – Тут (рус. «здесь»). Предложение для запоминания: ТУТ (узб.) есть вкусная ШЕЛКОВИЦА.

Узбекское слово: «Til» (Тил). Ассоциация:  Тил (узб. «язык»)- Тыл (рус. «воен. территория, расположенная сзади боевой линии, позади фронта »). Предложение для запоминания: В ТЫЛу (узб.) поймали ЯЗЫКа (рус.) (Пленный, от которого можно узнать нужные сведения).

Узбекское слово: «Do`st» (Дўст). Ассоциация: Дўст (узб. «друг») - Доступ (рус.). Предложение для запоминания: ДРУГ имеет ДОСТуп к твоему сердцу.

Узбекское слово: «Omon» (Омон).  Ассоциация: Омон (узб. «невредимый, сохранный») - Омон (рус. «отряд милиции особого назначения»). Предложение для запоминания: Пусть ОМОН всегда будет в СОХРАННОСТИ.

Узбекское слово: «Tort» (Торт).  Ассоциация: Торт (узб. «тяни») - Торт (рус. «кондитерское изделие»). Предложение для запоминания: ТЯНИ(рус.) ТОРТ (узб.) поближе.

Узбекское слово: Ҳам (узб. «тоже») - Хам (рус.). Ассоциация: Узбекское "ҳам" ассоциируется с русским "хам" (грубый, неприличный), из-за схожести в звучании. Предложение для запоминания: ХАМ (узб.) ТОЖЕ человек.

Узбекское слово: Туз (узб. «соль») - Туз (рус. «игральная карта»).: Предложение для запоминания: Чтобы выйти в ТУЗы (узб.) нужно съесть много СОЛИ.

Применение метода мнемоники представляет собой эффективный инструмент для обогащения словарного запаса учащихся. Развивая навыки создания ассоциаций и используя творческие методы, преподаватели способствуют более глубокому и устойчивому усвоению лексики, что в конечном итоге содействует успешному владению узбекским языком. Практические рекомендации и методы, представленные в статье, призваны обогатить образовательный процесс и сделать его более доступным и интересным для учащихся, изучающих узбекский язык.

Список литературы

  1. Акобиров С.Ф., Михайлов Г.Н. Узбекско-русский словарь: около 50000 слов и выражений / АН УзССР, Ин-т яз. и лит. им. А. С. Пушкина. – Ташкент: Гл. ред. Узбекской сов. энцикл., 1988. – 726 с.
  2. Васильева, Е.Е. Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить?: экзамены и карьера без проблем / Е.Е. Васильева, В.Ю. Васильев. – Москва: Астрель: АСТ ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 480 с.
  3. Головлева, И. В. Самоучитель по развитию памяти / И. В. Головлева. – Москва: Мир книги, 2005. – 320 с.
  4. Доминов, Э. Тренировка памяти. Уникальные методики гениев / Э. Доминов. – Санкт-Петербург : «Ленинградское издательство», 2008. – 320 с.
  5. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 2-е изд., исправленное и дополненное – Москва: АЗЪ, 1995. – 928 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: