УДК 80

Использование ключевых текстов русской культуры на уроках РКИ на материале стихотворения С. А. Есенина

Чжан Тянью – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается определение понятия «ключевой текст русской культуры», изучается значение таких текстов в аспекте РКИ, предлагается методика работы с ними. В качестве примера рассматривается стихотворение С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» для работы со студентами 3-4 уровня владения РКИ. Выделены три этапа работы с ключевыми текстами, предложены задания на каждом этапе.

Ключевые слова: РКИ, лингвокультурологический аспект, ключевой текст русской культуры, художественное произведение, С. А. Есенин, методика работы.

Изучение русского языка как иностранного (далее – РКИ) не сводится только к освоению грамматических правил студентами и расширению их словарного запаса. Немаловажным является и культурологический аспект изучения языка. Знакомство с культурой, особенностями, традициями русского народа – важная составляющая процесса изучения РКИ. В соответствующих программах обучения, как правило, предусмотрен целый тематический блок, направленный на знакомство иностранных студентов с русской культурой, при этом одним из образовательных методов является изучение ключевых текстов русской культуры.

В настоящее время до сих пор не существует единого, точно сформулированного определения данного понятия. Сам термин «ключевой» означает:

  1. «открывающий возможности овладения, управления чем-либо» (Толковый словарь Ожегова);
  2. «что-то наиболее важное, значимое» (Толковый словарь Дмитриева) [Цит. по 3]

Таким образом, мы можем сказать, что «ключевой текст русской культуры» - это наиболее важные, значимые тексты, отражающие мировосприятие русского народа. К таким текстам, как правило, относят «облигаторные тексты классической в прямом смысле слова, то есть изучаемой в классе литературы, так называемой «школьной» классики» [5, с.68]. Однако, как справедливо отметила Л. А. Литовская, корпус ключевых текстов русской культуры «может быть существенно расширен за счет включения не менее актуальных для носителей культуры, но обычно отодвигаемых на второй план, особенно в случаях преподавания русского языка взрослым» [5, с.68]. На наш взгляд, к ним можно отнести тексты значимых русских песен, произведения детской (дошкольной литературы), фольклорные произведения и т.д.

Среди ключевых текстов русской культуры важное место занимает поэзия С. А. Есенина. Это известный русский (советский) поэт, написавший за свою жизнь более 500 стихотворений. Основной темой его поэзии стала любовь к родине, русской природе, деревне и родным людям. Творчество поэта оказало огромное влияние на русскую культуру, он стал символом русской культуры и духовности. Включение анализа лирики С.А. Есенина, как отметила А.Ю. Кузнецова, является «актуальным и значимым, так как он дает богатый материал для ознакомления с жизнью и бытом русского народа, его историей и психологией, характером мировосприятия и мироощущения» [4, с.10-11].

Работа с ключевыми текстами, в том числе и поэтическими на уроках РКИ состоит из нескольких последовательных этапов. Дружинина В.В., Дружинина А.В., Атаев С.Д. выделили три таких этапа:

  1. предтекстовая работа: включает в себя знакомство студентов с личностью поэта, его взглядами, историей создания и тематикой произведения;
  2. притекстовая работа: работа с отдельными законченными фрагментами текста или мини-ситуациями (МС);
  3. послетекстовая работа: включает в себя контроль понимания студентами текста, закрепление знаний с помощью специальных заданий [1, c. 118-121].

Рассмотрим возможности применения данной методики на примере стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» [2]. Данное стихотворение достаточно сложное для изучения иностранными студентами с точки зрения синтаксиса и лексики, однако раскрывает важные аспекты русской культуры, такие как любовь к природе, деревне, религиозность и пр. Поэтому изучать его рекомендуется студентам, уже знакомым с основными грамматическими особенностями языка и широким словарным запасом (3-4 уровень владения РКИ).

На предтекстовом этапе важно отметить, что это стихотворение по праву считается одним из лучших в наследии поэта. В нем отражается его безграничная любовь к своей родине. Тема родины раскрывается в стихотворении через образ русской деревни, описания народного быта и русской природы.

В стихотворении много лексики, в том числе и устаревшей, которая может быть непонятна иностранным студентам. На предтекстовом этапе также важно объяснить возможно непонятные слова. Так, стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает приветствие или обращение к кому-либо, в нашем случае – к Руси. К незнакомым словам можно заранее подобрать не только определения, но и иллюстрации, которые помогут студентам лучше понять смысл слов, запомнить их за счет высокой образности.

На этапе притекстовой работы проводится поэтапный анализ каждой строфы. Рассмотрим возможный вариант притекстовой работы на примере первой строфы.

Она начинается, как отмечено выше, с обращения к родине. Следует обратить внимание на структуру предложений и пунктуацию в них. Строфа состоит из двух сложных предложений:

  1. первое – бессоюзное, состоит из двух простых: «Гой ты, Русь, моя родная (осложнено обращением, выделенным запятыми), Хаты — в ризах образа… (тире стоит между подлежащим и сказуемым)»;
  2. второе – бессоюзное, состоит из двух простых: «Не видать конца и края — Только синь сосет глаза». Второе предложение заключает в себе вывод из того, о чём говорится в первом, поэтому между ними ставится тире.

На данном этапе иностранным студентам также можно предложить попробовать ответить на вопросы. Если они затрудняются в своих ответах, важно помочь им, возможно дать подходящий социокультурный контекст.

  • Что происходит в первой строфе? (поэт обращается к родине, восхищается ее бескрайними просторами, наслаждается видом русской деревни);
  • Как вы понимаете слово «хаты»? Подберите синонимы к данному слову (изба, дом);
  • Почему обычные деревенские дома (хаты) поэт сравнивает с образами в ризах? (потому что возвышает их, приравнивает к чему-то божественному, одухотворенному, что также говорит и о религиозности поэта)
  • Объясните значение метафоры «синь сосет глаза» (синее небо над бескрайними просторами)

Аналогично рассматриваются и последующие строфы.

  1. На третьем этапе предлагается сделать перевод стихотворения на родной язык, обсудить в чем именно выражается любовь Есенина к родине в произведении, подвести итоги работы.

Таким образом, использование ключевых текстов русской литературы на уроках РКИ способствует формированию межкультурной компетенции. Работа над такими текстами позволит иностранным студентам расширить свой кругозор, повысить общую грамотность, мотивацию к изучению русского языка, обогатить и развить как устную, так и письменную речь.

Список литературы

  1. Дружинина В.В., Дружинина А.В., Атаев С.Д. Методика работы с поэтическим текстом С.А. Есенина на уроках русского как иностранного // Вестник УРАО, 2023. - №2. - С.117-122
  2. Есенин С.А. Гой ты, Русь, моя родная… // Культура.рф [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/poems/44393/goi-ty-rus-moya-rodnaya (дата обращения: 21.01.2023).
  3. Ключевой: толкование // Академик: словари и энциклопедии [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_antonyms/2590/ключевой (дата обращения: 21.01.2023).
  4. Кузнецова А.Ю. Лингвострановедческий анализ поэтических произведений С.А. Есенина в аудитории филологов-иностранцев: III-IV уровни общего владения РКИ: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Кузнецова Анна Юрьевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2008. - 206 с.
  5. Литовская Мария Аркадьевна Ключевые тексты русской литературы в программе преподавания русского языка как неродного // Вестник ТГГПУ, 2012. - №2. - С. 68-71.

Интересная статья? Поделись ей с другими: