УДК 811

Семантическое пространство современного текста в русском языке

Чжан Жуй – студент Казанского федерального университета

Аннотация: Семантическое пространство художественного текста представляет собой сложную систему взаимосвязанных значений, символов и концепций, которые формируют смысл произведения. Это пространство включает в себя множество элементов, которые работают вместе для создания глубокого и многозначного опыта для читателя.  Эти элементы, а также особенности семантического пространства, учтены в данной статье.

Ключевые слова: литература, русский язык,  хронотоп, филология, семантическое пространство.

Семантическое пространство художественного текста представляет собой сложную систему взаимосвязанных значений, символов и концепций, которые формируют смысл произведения. Это пространство включает в себя множество элементов, которые работают вместе для создания глубокого и многозначного опыта для читателя.

Слова, используемые в тексте, обладают не только прямым лексическим значением, но и могут нести эмоциональную, символическую или метафорическую нагрузку. Автор может использовать слова с целью создания определенного настроения или передачи определенных концепций. Художественные тексты часто используют символы и метафоры для выражения сложных идей и образов. Эти символы несут в себе глубокий смысл, который может быть интерпретирован различными способами читателями.

Текст может включать в себя определенные темы или мотивы, которые создают основную идею или повторяющиеся элементы, например, символика времени, любви, смерти и т.д.

Семантика текста часто связана с эмоциональным воздействием на читателя. Автор может использовать различные стили и тон, чтобы передать определенные чувства и настроения. Контекст и образы, созданные языком и структурой текста, играют важную роль в формировании семантического поля.

Характеры, их действия и взаимоотношения также вносят свой вклад в семантическое пространство. Изменения в характерах и их развитие часто служат отражением глубоких тем и идей.  Описание мест, событий и образов влияет на восприятие текста. В литературном произведении, помимо описания человека, также важны универсалии времени и пространства. Они близко соединены между собой и формируют хронотоп. Человек в тексте находится в определенном месте и времени, что становится неотделимой частью его изображения. Категории «время» и «пространство», связанные с образом автора текста, позволяют нам узнать о его знаниях о мире и выполняют функцию координации и моделирования. Когда эти категории соотносятся с персонажами, то они помогают конкретизировать характеры героев.

 Современные художественные тексты могут быть гипертекстуальными, что означает, что они содержат множество внутренних ссылок, интертекстуальных связей и аллюзий, расширяющих семантическое пространство. Гипертекстуальность в литературе означает использование текста, который содержит множество внутренних и внешних ссылок, перекрестных связей и ассоциаций, позволяя читателю более активно взаимодействовать с материалом. В тексте могут быть встроены ссылки на другие части произведения. Это может включать переключение между главами, вложенные истории, флешбеки и другие элементы, создающие внутренние связи. Автор может включать в текст внешние ссылки на другие литературные произведения, исследования, статьи или внешние источники, чтобы обогатить контекст или предоставить читателю дополнительные материалы для изучения. Гипертекстуальность может также включать в себя игры с языком, такие как использование игр слов, анаграмм, или создание новых слов и терминов, что придает тексту нестандартность и креативность.

Установленной является идея о том, что вершиной иерархии семантических компонентов в тексте является индивидуально-авторская концепция мира. Это объясняется тем, что любое произведение является субъективным отображением объективного мира реальности.

Для описания содержания наиболее сложного языкового знака – текста, был введен термин «семантическое пространство». В рамках этого подхода текст рассматривается в двух измерениях: во-первых, как последовательность знаков, линейно расположенных друг за другом, а во-вторых, как совокупность смыслов, которые эти знаки несут. В терминах пространства, текст можно представить как пространство, где одни знаки непосредственно следуют за другими, а другие знаки могут быть расположены в более сложных и смысловых отношениях с другими знаками. В конечном итоге, семантическое пространство представляет собой контекст, в котором знаки приобретают значения и формируют текст.

Семантическое пространство текста – это мыслительный образ, который формируется в процессе взаимодействия двух факторов: первый – это сама литературная работа, состоящая из слов, фраз и сложных конструкций, которые автор намеренно выбрал для своей цели; второй – это интерпретация текста, которую производит читатель во время его восприятия. В результате этих двух факторов читатель создает в своем разуме свое собственное представление о том, что автор имел в виду, и какие смыслы и мысли были закодированы в тексте. Таким образом, семантическое пространство текста – это продукт взаимосвязь между авторской интенцией и интерпретацией читателем.

Семантическое пространство художественного текста является результатом тонкого взаимодействия различных языковых и литературных средств. Это пространство дает читателю возможность исследовать и интерпретировать текст на разных уровнях, делая процесс чтения богатым и глубоким.

Список литературы

  1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: Ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта: Наука, 2010.
  2. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М.: Флинта: Наука, 2006.
  3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.

Интересная статья? Поделись ей с другими: