УДК 8

Лингвистический эксперимент как способ определения особенностей межвидовой коммуникации человека и домашних животных

Филиппова Варвара Васильевна – кандидат филологических наук, руководитель отдела энциклопедистики Академии наук Республики Саха.

Филиппова Анастасия Николаевна – студент Центра глобального образования.

Аннотация: В статье приводится анализ теоретических источников по изучению особенностей лингвистического и социально-психологического взаимодействия человека и собаки, социальные роли собаки в межвидовом общении в семье, методы и эксперименты по обучению собак. На примере восточносибирских лаек разного возраста исследуются части речи и фразы, воспринимаемые собаками, выполнена количественная классификация слов по частям речи русского языка. Установлено, что общий словарный запас испытуемых соответствует установленной норме для взрослых собак, собаки до 3 лет в среднем знают до 120 слов, ежегодно словарный запас может пополняться 20-60 словами.

Ключевые слова: междисциплинарные исследования, межвидовая коммуникация, лингвистический эксперимент, восточносибирские лайки, русский язык, морфология, словарный запас.

Вопрос общения человека и животных интересует многих в научной и бытовой сфере жизни. В особенности проблема понимания речи человека животными возникает, когда человек заводит себе домашнее животное и обучает питомца навыкам дрессировки для его воспитания. Интересно, что до сих пор не в полной мере изучен вопрос межвидовой коммуникации человека и животных, в особенности, тема лексических возможностей собак разного возраста. К примеру, работы, изучающие лексический запас щенят до года, в мире отсутствуют, только в июне 2021 года в Университете Сан-Диего начато постоянное исследование потенциальных языковых способностей собак, а в России данной теме посвящен узкий круг научных исследований. Теоретической основой нашего исследования стали труды по социальной психологии, зоопсихологии и лингвистике Ермоловой О.Б., Ермаковой О.П., Байкуловой А.Н., Никольской А.В.

Ученые не называют взаимодействие человека и животных полноценным общением, так как общение обычно происходит между говорящими. Но при этом существует язык жестов и мимика, которые относятся к видам общения − животные могут понимать их. Также человек дает словесные команды животному, которые им исполняются. То есть между человеком и животными происходит особый контакт.

Объект исследования – взаимодействие человека и домашних животных на примере собак − восточносибирских лаек Дружка (4 года 10 месяцев) и Блэкстара (3 года и 3 месяца). Предмет исследования − особенности лингвистического и социально-психологического взаимодействия человека и собаки.

Развитие лексического запаса собак в нашей работе представлен через описание в зависимости от возраста собаки, начиная с трех месяцев и до трех лет. Лингвистический эксперимент ведется с 2020 года.

Целью нашей работы является выявление особенностей межвидовой коммуникации человека и домашних животных через лингвистический эксперимент по определению лексического запаса восточносибирских лаек.

Задачи: 1) изучение литературы по теме особенностей межвидовой коммуникации человека и животных; 2) проведение лингвистического эксперимента с восточносибирскими лайками старшего и младшего возраста; 3) определение лексического запаса собак разного возраста с сопоставлением с установленной кинологической нормой; 4) анализ понимания собаками частей речи в соответствии с социо-психологическими особенностями взаимодействия человека и собак; 5) подведение выводов исследования.

Материал для исследования – речевое взаимодействие семьи автора с домашними животными − собаками-лайками. Методы исследования: наблюдение, лингвистический эксперимент, описание, классификация, анализ.

Результаты исследования помогут определить уровень лексического запаса собак разного возраста и сравнить его с установленной кинологической нормой для взрослых собак; в работе производится попытка установления нормы лексического запаса для собак до двух лет, когда животное считается щенком. Материалы и полученные результаты исследования позволят расширить и углубить социально-психологические знания, в том числе – в области зоопсихологии, у владельцев собак.

Теоретические основы изучения межвидовой коммуникации человека и животных. Системы коммуникации, которыми пользуются животные (и «язык тела» человека), И.П. Павлов называл первой сигнальной системой, общей для животных и человека. Они передают информацию о том, что происходит здесь и сейчас и включают определенное число категорий сигналов (пищевые и стайные сигналы, птенцовые позывы, сигналы тревоги, ухаживания, угрозы и т.д.). Язык человека позволяет передавать информацию с помощью знаков-символов. Именно поэтому И.П. Павлов называл язык человека второй сигнальной системой. В отличие от коммуникативных систем животных язык человека служит не только средством передачи информации, но и аппаратом ее переработки. Знаками-символами могут быть устно произнесенные слова, записанные слова, жесты и т.д. В процессе речевой деятельности человек вступает в контакт с различными собеседниками, в том числе и теми, кто не является прямым собеседником. Подавая реплики такому нестандартному адресату, адресант не получает речевого ответа. Несмотря на это, подобное общение существует и достаточно часто встречается в разговорной речи [Ермолова, 58]. Так происходит, если человек обращается к растениям, предметам и домашним животным.

В зарубежной науке ученые исследуют различные виды коммуникации животных и человека. Например, в статье в журнале «Scientific American» от мая 1884 года Джон Лаббок описал эксперименты, в которых собаку учили читать текстовые команды на картонных карточках [Scientific American]. Бонни Бергин дрессировала собак, чтобы они переходили к конкретному тексту на стене и четко просили «напоить, угостить или погладить меня». Собаки могли выучить английский или японский текст. Исследователь утверждает, что служебные собаки могут научиться находить знаки выхода, знаки пола в ванной и сообщать, какую болезнь они чувствуют в образце мочи, подойдя к табличке на стене с названием этой болезни [Бергин, 2006].

Ученый Стэнли Корен выделяет 56 сигналов, которые издают неподготовленные собаки и которые люди могут понять, включая 10 лаев, 5 рычаний, 8 других вокализаций, 11 сигналов хвоста, 5 положений ушей и глаз, 5 сигналов рта и 12 положений тела [Корен]. Утверждения о межвидовой коммуникации между собаками и людьми с использованием звуковых кнопок побудили исследователей из Университета Сан-Диего начать постоянное исследование (с июня 2021 года) потенциальных языковых способностей собак.

Хозяин бордер-колли Чейсер – Джон Пилли, профессор психологии, начал обучать Чейсер с раннего возраста ежедневно по 4-5 часов. Большинство слов, которые знает Чейсер – это существительные, в основном, названия игрушек. Ее «словарный запас» содержит 1022 слова, что равносильно уровню ребенка 3-3,5 лет. Собаки, как и дети, обучаются многим словам, просто наблюдая за людьми [Патрушева]. Кроме Чейзер, есть обученные словам собаки – Бетси (340 слов), Рико (200 слов) и другие, которые могут правильно реагировать, когда человек использует глаголы и существительные в новых комбинациях, таких, как «принести мяч».

Исследователи Сью Мак-Кинли и Роберт Янг из Университета Де Монфор, Великобритания провели эксперимент: под наблюдением специалистов собаки изучали слова, слушая разговор хозяина с собеседником. Повышенный интерес собаки к другому человеку объяснялся тем, что они воспринимали его как соперника и стремились «перенять опыт», стараясь разобраться, каким именно способом незнакомец завладел вниманием хозяина. В эксперименте принимали участие случайно выбранные домашние собаки с их владельцами. Каждая собака должна была научиться отличать конкретную игрушку по названию и приносить ее по команде. Собак обучали, используя два различных метода. Первый: стандартная процедура обучения с поощрением. Когда собака трижды безошибочно выполняла команду, она считалась обученной [Патрушева]. Второй: собака присутствовала при разговоре хозяина и ещё одного человека. Собаку держали на поводке. Использовалась только одна игрушка, и люди ее «обсуждали». Психологи утверждают, что в устном общении человек лучше запоминает конец фразы. Поэтому собеседники тоже всегда употребляли название игрушки в конце фраз. Во время разговора собаке не позволялось касаться игрушки. Через несколько минут после окончания «беседы» хозяин просил собаку принести упомянутою игрушку из другого конца комнаты («Принеси молоток»). Если собака не могла выполнить команду, в её присутствии проводилась ещё одна «беседа» [Патрушева]. Опыт показал, что собаки способны обучаться новым словам, просто наблюдая за общением между людьми. Также некоторые собаководы рекомендуют читать книги собакам.

Российские ученые изучали речь человека при его общении с животными (О.П. Ермакова, О.Б. Сиротинина, М.В. Китайгородская, А.Н. Байкулова, Н.Н. Розанова, А.В. Никольская): их интересует то, каким образом человек общается с домашними животными и какие при этом использует слова, как называет своего питомца, как отвечает сам себе от имени своего питомца, чем отличается речь к животным от речи к людям, особенности социально-психологического взаимодействия человека и собаки, роли, которые исполняет собака в межвидовой коммуникации с человеком.

Общение с питомцами имеет социально-психологические особенности: животное частично усваивает знаки человеческого языка (слова), реагирует на речь и жесты, подражает человеку в его действиях и речи (копирование интонации хозяина попугаем, повторение позы человека кошкой или собакой) [Байкулова, 14]. О.П. Ермакова изучила коммуникативные возможности собаки, определила, что разговор с животными – это жанр устной речи, так как человек обращается к неговорящему существу, выявила речевые особенности разговоров с животными. О.Б. Сиротинина изучила характер собак. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова анализируют разговоры с животными как речевой жанр (монолог, команда, запрет, выговор) и определяют их как квазидиалогическое взаимодействие (когда животное в ответ издает звуки, выполняет команды). А.Н. Байкулова рассматривает разговор с животными как один из важных элементов семейного общения, когда собака воспринимается как член семьи [Байкулова, 16]. А.В. Никольской предлагаются рекомендации по зоопсихологическому консультированию в связи с появлением нового вида собаки – собаки человеческой, живущей при человеке, которая в процессе приспособления к среде научается действовать с учетом индивидуальных различий окружающих ее людей [Никольская, 18].

Аспекты изучения взаимодействия человека и домашних животных разнообразны, так как меняются и условия среды, в которой воспитываются питомцы. Исследование психологии общества так же влияет на познание психологии собак. Языковые особенности межвидовой коммуникации человека и собак являются интересным и перспективным направлением исследования в социальной психологии, лингвистике, зоопсихологии.

Определение особенностей межвидовой коммуникации человека и домашних животных через лингвистический эксперимент. С 2020 года нами проводится лингвистический эксперимент на понимание домашними животными элементов речи человека. Мы задались вопросом: сколько слов понимают наши собаки − восточносибирские лайки Дружок и Блэкстар.

Эксперимент состоит из двух направлений: 1) когда собаки становятся участниками или наблюдателями речевого общения с членами семьи, гостями, друзьями, прохожими, своими действиями и голосом собаки реагировали на речь. С собаками производился просмотр телевизора, при котором собаки реагировали на речь, исходящую с экрана; 2) посещение курсов дрессировки, где происходит обучение собак командам за поощрение. После нескольких раз правильных выполнений собака считается обученной. Далее для определения словарного запаса собак мы подсчитали количество слов, которые они воспринимают.

По нашим наблюдениям, собаки больше всего узнают нарицательные неодушевленные имена существительные, обозначающие:

1) еду (корм, мясо, вода и др.),

2) игрушки (мячик, кукла и др.),

3) места дома и на улице (балкон, вольер, поляна и др.),

4) предметы для прогулки (ошейник, намордник, поводок и др.).

Восприятие одушевленных имен собственных у собак связано с их личными контактами, например: Дружок имеет много знакомых во дворе, среди наших друзей и коллег мамы. У Блэкстара круг знакомых (людей и собак) ограничен ввиду эпидемиологических мер, введенных с целью нераспространения Covid-19, поэтому общения и знакомств у него было гораздо меньше, чем у Дружка в том же возрасте.

Имена собственные «Короленко» и «Лермонтова» обозначают названия улиц, где расположены наш и бабушкин дома, при этом собаки воспринимают имена как место для следования. Так, при произнесении адресов собаки собираются выходить на улицу, иногда берут намордник или поводок.

На втором месте по знанию частей речи – глаголы, которые, в основном, связаны с выполнением определенных команд, их мы учили во время дрессировки на курсах и в обыденной жизни. Собаки знают больше глаголов повелительного наклонения, так как часто исполняют команды. Глаголы начальной формы они воспринимают тоже в виде команд. Мы обратили внимание на то, что мы взаимодействуем с собаками в настоящем времени, наши действия и распределение команд происходят здесь и сейчас. А будущее и прошедшее время глаголов собаки не так явно воспринимают, но своим поведением показывают, что момент действия отложен во времени, например: «скоро мама придет», «будем ждать» – собака ложится или садится около двери в ожидании будущего действия. Глагол прошедшего времени «ушла» собаки воспринимают как сигнал к действию, то есть так, что после произнесения этого слова следует какое-то повторяющееся действие, например: «Мама ушла» – Дружок смело занимает ее место на кресле или на кровати. Глагол прошедшего времени «пришла» или «пришел» воспринимается в настоящем времени, так как это действие происходит сейчас – собаки проявляют радость к пришедшему.

Собаки знают мало наречий, имен прилагательных, междометий, местоимений и воспринимают их, в основном, как команды. Быстрее собаки реагируют на призыв к игре (междометие «ку-ку!» – обозначает поиск игрушки или человека).

Наш эксперимент имеет 5 контрольных точек (декабрь 2020 года, март 2021 года, декабрь 2021 года, март 2022 года, декабрь 2023 года), которые позволяют проанализировать 10 возрастных изменений собак в отношении развития их лексического запаса.

Таблица 3. Динамика развития лексического запаса собак по возрастам

Части речи

Блэкстар

Дружок

Блэкстар

Дружок

3 мес. (декабрь, 2020)

6 мес. (март, 2021)

1 год, 3 мес. (декабрь, 2021)

1 год, 6 мес. (март, 2022)

1 год, 10 мес. (декабрь, 2020)

2 года, 1 мес. (март, 2021)

3 года, 3 мес. (декабрь, 2023)

2 года, 10 мес. (декабрь, 2021)

3 года, 1 мес. (март, 2022)

4 года, 10 мес. (декабрь, 2023)

Имена существительные (нарицательные неодушевленные)

4

9

29

32

41

43

48

48

49

54

Имена существительные (нарицательные одушевленные)

1

2

6

8

12

12

14

12

13

14

Имена существительные (собственные неодушевленные)

0

0

2

3

3

3

5

3

4

5

Имена существительные (собственные одушевленные)

4

5

7

11

23

23

8

25

28

28

Всего имен существительных

9

16

44

54

79

81

75

88

97

104

Глаголы (повелительного наклонения)

7

8

11

13

18

18

18

18

18

18

Глаголы (начальной формы)

4

8

9

11

8

8

12

11

11

12

Глаголы (будущего времени)

0

1

3

3

4

4

4

4

4

4

Глаголы (прошедшего времени)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Всего глаголов

13

19

25

29

32

32

36

35

36

37

Наречия

0

1

6

6

8

8

9

8

9

9

Междометия

3

3

6

7

7

7

8

7

7

8

Имена прилагательные

1

2

2

3

4

4

3

4

5

5

Местоимения

0

1

4

4

3

3

6

5

5

6

Всего частей речи - 6

33

42

87

103

133

135

137

147

159

169

Предложения

7

14

21

21

33

35

62

38

38

62

Слова на якутском языке

5

5

Синонимы

10

10

По итогам наблюдений мы пришли к следующим выводам:

1) щенок к трехмесячному возрасту знает достаточное количество слов для взаимодействия с человеком;

2) лексический запас в первые полгода пополняется у собак в среднем от 12 до 50 слов;

3) в первый год жизни с нечастыми дрессировками собака сибирской породы может узнать около 100 слов;

4) с 6 месяцев по полутора лет щенок удваивает свой словарный запас;

5) к двум годам собака уже владеет установленной кинологами нормой знания слов;

6) собака 2-хлетнего возраста знает в 2 раза больше слов, чем годовалый щенок;

7) ежегодно с 2-х лет собака может пополнять словарный запас на 25-30 слов при условии ее обучения.

До 4-х лет собаку относят к категории щенков и считают, что нормой лексического запаса среднестатистической собаки является 160-200 слов к 4-м годам. Испытуемые достигли нормы к году и 10 месяцам, а старшая собака Дружок превысила норму на 31 слово в 4 года и 10 месяцев.

Изучив соответствующую научную литературу, мы пришли к выводу, что собаки могут «общаться» с человеком через выполнение команд. При усиленном и целенаправленном обучении собаки новым словам она может узнать больше 1000 слов. К видам обучения собак относятся: обучение словам за поощрение и наблюдение собак за речью человека.

Мы провели лингвистический эксперимент с речевым обращением к собакам сибирской породы разного возраста. По итогам эксперимента, который заключался в наблюдении, описании, классификации и анализе, мы определили, какие части речи собаки понимают. Так как собаки могут правильно реагировать, когда человек использует глаголы и существительные в новых комбинациях («принести мяч», «Настя ку-ку»), мы подсчитали количество предложений, на которые реагируют собаки.

Знание большого количества имен существительных связано с восприятием предметов, глаголов – с приказом выполнить действие. Наречия и местоимения воспринимаются, как команда («Рядом», «Аккуратно») и поощрения («Хорошо» и др.), междометия – как призыв к действию («Да», «На!») или запрет («Фу!», «Нет»), имена прилагательные относятся к одобряющей или порицающей оценке («хороший», «плохой»).

Мы определили, что в среднем собаки до трех лет понимают от 40 до 185 слов и предложений со средним показателем 120 слов. Лексический запас в первые полгода пополняется у собак в среднем от 12 до 50 слов, в первый год жизни с нечастыми дрессировками собака сибирской породы может узнать около 100 слов, ежегодно словарный запас может пополняться 20-60 словами.

Нами выявлены следующие особенности межвидовой коммуникации человека и домашних животных через лингвистический эксперимент по определению лексического запаса восточносибирских лаек:

1) смысл слов (особенно запрещающих действие собаки) не зависит от произнесенной человеком интонации (положительной или негативной), собака верно воспринимает конкретное слово;

2) при негативной интонации, выраженной в резкой форме (громко, с жестами) собака, кроме исполнения, проявляет свое настроение (испуг, удивление от неожиданности) физически – прижимает хвост, производит приседание, тело прижимает к земле, может ложиться);

3) при положительной или ровной интонации при произнесении запретных слов собака не проявляет настроение физически (не прижимает хвост, остается в настоящем положении тела), но психологическое состояние собаки остается умеренным, чем при громко произнесенной резкой интонации;

4) собаки имеют три уровня восприятия действительности: предмет (лицо, предмет), действие (физическое действие собаки, взаимодействие с человеком в игре), пространство (направление к месту, конкретное место, личное физическое состояние – сытость, личное психологическое пространство – радость от прогулки, страх от места дрессировки и проявления строгости кинологом).

Лингвистический эксперимент позволил нам определить лексический запас у собак старшего и младшего возраста, мы установили норму словарного запаса у щенков. Социо-психологический аспект в лингвистическом эксперименте дает глубже понять природу собак, их генетически воспитанное служение человеку. Важно при обучении собак словам, командам, предложениям учитывать возраст собаки, ее породу, так как больше слов будут воспринимать собаки служебных пород, знание слов у собак можно увеличить через постоянные дрессировки, лучшим методом является дрессировка с кулинарным вознаграждением. На примере восточносибирских лаек, проживающих в квартире в городской среде, мы выявили особенности межвидовой коммуникации человека и домашних животных.

Список литературы

  1. Байкулова А.Н. Речевое общение в семье: роль в нем животных, растений и предметов вещного мира. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-obschenie-v-semie-rol-v-nyom-zhivotnyh-rasteniy-i-predmetov-veschnogo-mira/viewer (дата обращения: 1.12.2020).
  2. Бергин, Бонни (2006). Научите собаку читать: уникальная пошаговая программа, которая расширяет кругозор вашей собаки и укрепляет связь между вами (1-е изд.). Нью-Йорк: Бродвейские книги. С. 2, 3, 8, 139, 182–5. Электронный ресурс: ru (дата обращения: 27.12.2021).
  3. Ермакова О.П. Разговоры с животными (лингвопсихологические заметки) // Разновидности городской устной речи: сб. науч. ст. / под ред. Д. Н. Шмелёва и Е. А. Земской. М.: Наука, 1988. С. 240–247. Ермакова О. П. Речевой портрет собаки // Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е. А. Земской. М.: Наследие, 1998. С. 94–104.
  4. Ермолова О.Б. Лингвистические особенности общения человека с домашними животными // Вестник Пермского университета. - Пермь, 2015: Электронный ресурс: http://www.rfp.psu.ru/archive/4.2015/ermolova.pdf (дата обращения: 17.11.2020).
  5. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н.Языковое существование современного горожанина: на материале языка Москвы. М.: Языки славянских культур, 2010, 496 с.
  6. Корен, Стэнли (1994). Интеллект собак: собачье сознание и возможности . Нью-Йорк: Свободная пресса. С. 93–97, 100–109. Электронный ресурс: ru (дата обращения: 27.12.2021).
  7. Никольская А.В. Социально-психологическое исследование межвидового этологического взаимодействия человека и собаки в условиях городской семьи//Автореферат дисс. на соиск. уч.ст. канд.психол.наук, – М., 2008.
  8. Патрушева Е. Могут ли собаки понимать значения слов, просто наблюдая за людьми?: Электронный ресурс: https://www.starsdust.ru/ (дата обращения: 15.11.2020).
  9. Scientific American. Манн и компания. 1884-05-24. п. 325 [Электронный ресурс: ru, (дата обращения: 27.12.2021).
  10. Сиротинина О.Б. Речевой портрет собаки: иллюзия или реальность? // Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1999. Вып. 28. С. 167–174.