УДК 82

Мотив тьмы в современном рассказе в жанре хоррора

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского»

Назаруха Иллария Алексеевна – студентка направления подготовки «Педагогическое образование» Института филологии и массмедиа Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского»

Аннотация: Статья посвящена мотиву тьмы в литературе хоррора. Авторы акцентируют внимание на характерных особенностях этого жанра массовой литературы и на примере рассказа современного российского писателя Дмитрия Мордаса «Зайчик» исследуют мотив тьмы как темное начало в душе человека, способное не только вызвать страх, но и трансформировать личность.

Ключевые слова: хоррор, мотив тьмы, Дмитрий Мордас, рассказ «Зайчик», саспенс.

Хоррор как жанр массовой литературы сегодня, как и всегда, востребован читательской аудиторией. Он претерпевает жанровые трансформации, но в целом сохраняет своей формат. Атмосфера тревоги, ожидания, мистики, жутких фантасмагорий, ирреальность и гротеск потустороннего мира всегда будоражат читателя. Как отмечает Е. А. Суханова, «хоррор давно превратился в популярный общественный продукт, который распространяется и закрепляется в сознании людей путем трансформации в хоррор-дискурс» [2, 142].

Наиболее известный современному читателю Стивен Кинг, работающий в жанре хоррора и давно заслуживший титул «короля ужасов», безусловно, в свое время оказал влияние на российского писателя  Дмитрия Мордаса. По признанию автора, еще с детства он оценил роман  Стивена Кинга «Оно». Сейчас среди любимых писателей Дмитрия Мордаса  – Леонид Андреев, Рюноскэ Акутагава, Томас Лиготти, Адам Нэвилл.

В 2014 году рассказ «На холме» Дмитрия Мордаса набрал больше всех голосов в читательской таргет-группе и прошёл отбор в антологию «Самая страшная книга 2015». В том же году другой рассказ Дмитрия  Мордаса «Зайчик» победил в литературном интернет-конкурсе «Чёртова дюжина», который объединяет авторов, работающих в «тёмных» жанрах: хоррор, мистика, триллер, dark fantasy. Главная задача, которую ставили перед конкурсантами  – суметь по-настоящему  напугать читателя.

В рассказе «Зайчик» можно выделить все  признаки классического хоррора. Главный герой,  двенадцатилетний мальчик Антон, смутно ощущая в себе темное начало, все-таки пытается противодействовать злу. Сова, Козел, Лиса, Волк, Медведь, которые взаимодействуют с героем, напоминают классических оборотней с одной стороны и архетипические маски с другой.   До самого конца рассказа напряжение не спадает, читатель не знает, кого Антон принесет в жертву и отдаст  на заклание, а это значит, что саспенс автору вполне удался.

Безусловным концептом произведений, написанных в жанре хоррор, должен быть страх. Страх представлен в рассказе не только в традиционной локации таинственного леса и его обитателей. Образ страха заключен в самом главном герое Антоне. Мотив тьмы, страшного, враждебного и парализующего начала в душе человека хорошо прослеживается в произведениях писателя, которого знает и ценит Мордас, – Леонида Андреева. Тьма как архетипическая сила и своего рода «точка невозврата» может поглощать персонажей постепенно. Но главный герой «Зайчика» сталкивается со своими  смутными желаниями еще в самом начале рассказа: «Там, в поле, кто-то танцевал. Темные, едва различимые фигуры прыгали, катались в снегу, ползали на четвереньках. Они вставали на ноги, они брались за руки и кружились, вздымая снежные вихри, исчезали и появлялись вновь» [1]. И хотя мальчику жутко, его  непостижимым образом  притягивает  это беззаботное веселье незнакомцев, так как в его жизни хорошего пока мало. Он новичок в классе, которому еще предстоит завести новых друзей и разобраться  с буллингом.

 Бессознательное темное начало проникает в реальность героя, притягивает его взгляд, не дает заснуть. Нельзя уйти от того, кем ты являешься. На протяжении всего произведения можно найти намеки на настоящего Антона: «Он не заметил, как уснул, и во сне танцевал, взявшись за руки с огромной красноглазой лисой»  [1].

Сближение героя с ночными посетителями превращает его в такого же зверя, только скрывающегося под личиной человека. Главный герой искренне наслаждается тем, что не принято в обществе. Он без раздумий примыкает к этому безумию: «Мальчик сунул в него руку и вытащил ломоть мяса с толстым слоем желтого жира. Антон положил кусок в рот и почувствовал, как по телу разлилось тепло. Мир вдруг переменился. Мальчик понял, что все вокруг по-настоящему живое» [1].

И уже в этот момент  в душе Антона закрадываются сомнения о происхождении этого мяса. Небольшая фраза «с толстым слоем желтого жира» [1]  отсылает к обидчику главного героя. Определенное визуальное восприятие этого человека и ощущения от него («рыжий толстяк с прыщавым красным лицом, до странности напоминавшим гранат» [1]) вполне складывается в образ того куска мяса.

В  фантастической «трапезе» героя можно найти сходство с обрядами дикарей-каннибалов, использовавших съедение врага как часть ритуала войны и способ стать сильнее. Таким образом, помимо того, что Антон примыкает к чему-то низменному, он мстит своему врагу, возвышает себя над ним, приравнивая его останки к животному мясу. И это жуткое  таинственное перевоплощение не что иное, как тьма, которая под покровом темноты пробуждает в человеке самые страшные инстинкты. Теперь Антон «стал чудищем»  и  каждую ночь ожидает своих «друзей», его внутренний зверь желает вырваться на волю. И в один из дней это происходит: «Он упал на колени вместе со всеми и рвал зубами мясо, а когда насытился, лежал в снегу, который казался сейчас теплым, как пуховая перина» [1].

И тут можно вспомнить описание новых знакомых, которое Дмитрий Мордас вводил ранее: «Звери с воем бросились к мешку, они толкались, рычали, лезли мордами внутрь и жрали мясо» [1].

Антон становится таким же, как, например, Лиса, которая пугала его в кромешной тьме своим кровавым взглядом. Для него есть лишь инстинкты и голод, которые руководят его действиями: «Антон забегал по комнате, точно где-то в ней мог быть припрятан мешок с мясом, потом вспомнил, что в холодильнике всегда лежало несколько килограмм мороженых костей для супа. Открыв морозилку, Антон вытащил мясо, разорвал на нем пакет и укусил» [1].

 Пласт повествования, связанный с дневной реальностью (домашнее утро,  дорога в школу, беседы с сестрой Олей и подругой Полиной,  размышления о пропавших детях, столкновения с Семеном), уступает место ночной жизни, в которой доминирует мотив тьмы.  Тихий и обыкновенный мальчик из заботливого старшего брата  трансформируется в жестокого и опасного зверя, Зайчика, готового прислуживать лесу и его Хозяину. Даже сестра становится ненужным свидетелем всех его преступлений: «Антон оскалился. – Опять ты здесь! – прошипел он, и рука нащупала под курткой нож. – Все высматриваешь!» [1].

Дом становится чужим, а настоящей семьей – уродливые сущности леса. Ради того, чтобы кормить новоиспеченную семью, мальчик убивает пса.

С этого момента для мира главный герой становится безжалостным убийцей и своеобразным олицетворением смертного греха чревоугодия, а   для Хозяина леса и его приспешников – удобным орудием для продолжения своего безумного пира.

Но стоит упомянуть, что был момент просветления в душе героя, когда он увидел, кем он стал: «Он хотел уже достать нож, но вдруг увидел себя со стороны. Глазами Оли. Весь в крови, с пакетом мяса. Чудовище» [1].

Классическая тема хоррора – зло, которое внутри человека, раскрыта писателем по-своему. Отказавшись подчиняться страшным темным силам,  главный герой рассказа все равно обречен совершить ужасное и вынужден надеть маску жуткого Зайчика, принести в жертву подругу, чтобы спасти сестру.

Список литературы

  1. Мордас Д. Зайчик: Зайчик и другие рассказы. – Москва: ЭКСМО, 2023. –192 с.
  2. Суханова Е.А. Типология и характерные черты хоррор-дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6–3 (60). – С. 139-

Интересная статья? Поделись ей с другими: