УДК 82

Особенности драматургии А.П. Чехова и её влияние на развитие театра

У Хунбо – студент Южного федерального университета

Аннотация: В статье раскрываются ключевые особенности водевилей и драматических пьес Антона Чехова, описываются новаторские приёмы, которые писатель привнёс в театр рубежа XIX – XX веков; даётся взгляд на причины непреходящей актуальности пьес Чехова в мировой драматургии.

Ключевые слова: Антон Чехов, драматургия, литературоведение, русская литература, современный театр, театральная пьеса, чеховедение.

Основатель психологического театра и «новой драмы»: Антон Чехов, наряду с великими драматургами рубежа веков – Бернардом Шоу, Теннесси Уильямсом, Августом Стриндбергом – за последние полтора столетия ни на каплю не потерял известности и востребованности. Пьесы Чехова вызывали оглушительный успех ещё при его жизни; но и сейчас практически любой театр имеет в репертуаре свою вариацию «Чайки» или «Вишнёвого сада» – в каноническом виде или в современной интерпретации. В этой статье мы попробуем разобраться, в чём причина универсальности чеховских сюжетов и неугасаемой популярности его пьес, и что же такого нового он привнёс в театральное искусство.

Первые опыты Чехова в драматургии – небольшие водевили: любовные пьески в один акт, не предполагающие особой смысловой нагрузки. Здесь впервые появляется фирменный чеховский персонаж: мещанин, человек среднего класса, который заботится лишь преумножением своего хозяйства и однообразным, но комфортным бытом [1].

Чеховский подход к созданию сюжета отвергал ранее признанную аксиоматическую структуру пьес, в которых существовали ярко выраженные антагонисты и протагонисты, а действие разворачивалось по традиционной экспоненте «завязка – развитие – кульминация – развязка». У Чехова пропадает очевидная коннотация образов героев: они – обычные, даже скучные люди с плюсами и минусами, которых не нужно оценивать в аспекте «хороший – плохой»; за ними нужно лишь наблюдать, рассматривая знакомые из реальной жизни типажи [2]. Персонажи чеховских пьес зависают между прошлым и будущим: они скучают и стареют, обсуждают быт и не желают ничего менять, хоть и мечтают о жизненном прорыве, которому не суждено произойти.

Сюжет децентрализован и как будто стоит на месте; единого главного героя нет; вместо этого – несколько развивающихся линий и взаимодействий. Типична т.н. композиция обрамления: сюжет развивается по кругу и возвращается в начальную точку. Такой подход изначально критиковали современники: это полностью нарушало классические принципы постановки, где персонажем обязательно должна была быть выдающаяся личность с ярким характером, а сюжет имел очевидную динамику.

Критики-современники Чехова порой называли его сюжеты скучными, чересчур насыщенными бытовыми мелочами, а героев – плоскими и недоработанными. Сам же автор настаивал на своём: его персонажи полностью соответствовали времени, в котором они жили. Рубеж веков в империи – эпоха, мало насыщенная событиями, но полная ожиданий изменений и веры в грядущее светлое будущее и счастье: нужно только немного подождать. Старая жизнь уходила, новая пока не могла наступить; политический застой и отсутствие каких-либо социальных происшествий выводили на первый план единственную возможную драму – личную; центром внимания становился повседневный конфликт.

Чем в таком случае примечательна чеховская драматургия? Немирович-Данченко назвал этот феномен «подводным течением»: за бытовыми репликами персонажей, оказионными ремарками скрывается более глубокий подтекст; под толщей пресных, фальшивых, полумёртвых диалогов проглядывается более мощный посыл, ведущая, солирующая тема – это и превращает примитивную сценку в глубокую психологическую драму, а разрозненные, бессмысленные фразы и паузы – в симфонию [3].

Почему пьесы Чехова не потеряли остроты и актуальности за полтора столетия? Темы, которые он предлагает к обсуждению, вечны: это поиск своего предназначения, желание найти место в мире и вера в то, что лучшее ещё впереди – стоит лишь немного подождать; это противопоставление вульгарного мещанства рефлексирующей интеллигенции, но противопоставление малоконфликтное – и те, и другие продолжают сосуществовать в общем поле и заняты скорее личными переживаниями внутри себя.

Несмотря на присутствующий в режиссёрской среде дискурс об устаревании и «избитости» чеховских сюжетов, театр явно не может отказаться от их использования: его постановки переигрываются вновь и вновь, становятся холстом для новых интерпретаций и дают источник вдохновения новым театральным жанрам от иммерсивного театра до театра абсурда [4]. Эпоха постмодернизма заново запустила процесс переосмысления и переработки чеховских работ, которые остаются настоящей кладезью идей, конфликтов и персонажей.

Список литературы

  1. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.
  2. Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова. Саратов, 1948.
  3. Немирович-Данченко В.И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1952.
  4. Гаврилова Н.В. – Эссе Д. Фридмана или о пьесах А. П. Чехова в современном театре // Litera. – 2018. – № 3.

Интересная статья? Поделись ей с другими: