УДК 80

Лексико-семантическое поле «Героическое» в стихотворении Г.Р. Державина «Снигирь»

Захаркин Александр Владимирович – студент Института филологии Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается состав, структура, функционирование лексико-семантического поля «Героическое» в стихотворении Гавриила Романовича Державина «Снигирь», написанного после кончины русского полководца Александра Васильевича Суворова. На основе словаря произведения выявлены народные мотивы, на которые опирался и которые учитывал поэт при создании образа, и трансформированные классицистические традиции, определено индивидуально-авторское восприятие полководца, раскрыт новый подход поэта к изображению героического.

Ключевые слова: героическое, Державин Г.Р., классицизм, лексико-семантическое поле, поэтика, Суворов А.В., фольклор, эпитафия.

Исследованием лексико-семантических полей занимались многие учёные [8, 14]. Поле в языке может быть гораздо уже того же поля в стихотворных текстах. В словаре автора оказываются единицы, которые в обычной речи даже не являются синонимами.

Благодаря тому, что в поэзии ассоциативность более развита, во взаимодействии между лексемами появляется другой план содержания. Так, Г.Р. Державин преображает классицистическую традицию, создавая образ Суворова. Поэт представляет не образ-схему, а человека, который наделён специфическими индивидуальными чертами.

В Лингвистическом энциклопедическом словаре представлена следующая характеристика лексико-семантического поля: «Поля в семантике в конечном счёте также организованы на основе сходств и различий не слов, а семантических признаков, поэтому одно и то же слово может входить (по разным признакам) в несколько семантических полей» [13]. Значение слова будет играть главенствующую роль при формировании поля.

Для Гавриила Романовича Державина чувство патриотизма было одним из главных. Героическое – важный мотив его поэзии. Поэт описывал битвы, которые вела Россия, её победы, величие и силу [3, 4], воспевал известных полководцев [1, 2, 5, 6].

Поэт изображает героическое в стихотворении «Снигирь», с одной стороны, опираясь на веками существующую традицию, с другой стороны, разрушая одические признаки классицизма. Г.Р. Державиным вырабатывается своеобразный подход к изображению героического. Рассмотрение лексико-семантического поля в этом произведении хорошо помогает это проследить.

Стихотворение-эпитафия написано в мае 1800 года после кончины Александра Васильевича Суворова, любимого полководца Державина. В Литературном энциклопедическом словаре сказано, что для эпитафии характерен малый объём и обращение к покойнику [10, с. 512]. Эпитафия соотносится с народным плачем. Это произведение – «своеобразный поэтический гимн почившему полководцу» [9, с. 83]. Державин в стихотворении «Снигирь» подводит итог жизни Суворова. Тема героического в творчестве поэта неоднократно привлекала внимание исследователей [9, 11]. Однако, сосредоточенность на лексико-семантическом поле «Героическое» данного стихотворения позволяет понять авторское видение Суворова и выявить народные тенденции в раскрытии особенностей характера полководца.

Стихотворение начинается с обращения:

«Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый Снигирь?» [6, с. 174]

В этих строках видно, что поэт учитывает фольклорную традицию: в плачах обращаются к ушедшему, в народных произведениях используется образ из мира природы. Первое предложение представлено риторическим вопросом. С помощью риторических вопросов создаётся художественный образ героя. Перечисление совершённых героем деяний в прошлом – приём, характерный для плача. Обращение «милый Снигирь» раскрывает нежное, любовное отношение к предмету восхваления, что подчёркивает отход от одической классицистической традиции. Так прослеживается влияние плача и сохранение законов эпитафии.

«С кем мы пойдем войной на Гиену?» [6, с. 174]

Лирический герой задаёт риторический вопрос, кто же теперь возглавит поход на Францию, которая представлена хищником, питающимся падалью.

Поле «Героическое» в этом стихотворении состоит из нескольких групп. Державин отмечает особенности, присущие образу полководца.

Это герой, который ведёт за собой народ:

«Кто теперь вождь наш?» [6, с. 174]

Он обладает стальным стержнем, закалённым характером. Герой готов жертвовать собой ради других. Именно таким видит Г.Р. Державин Суворова.

Образ представлен героем, наделённым огромной силой:

«Кто богатырь?» [6, с. 174]

Богатырь – былинный герой, который верой и правдой стоял на защите Отечества, своей земли, своего народа. Богатырь становится символом заступничества. Персонаж произведений народного эпоса обладал неимоверной силой, беря свою энергию от землицы русской. Г.Р. Державин, называет героя богатырём, чтобы подчеркнуть его мощь. Поле «Героическое» будет формироваться из совершённых деяний.

«Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?» [6, с. 174]

Мощь подчёркивается словом «сильный». Появляются дополнительные описания «храбрый», «быстрый». Первое прилагательное вмещает в себя функцию, отвечающую за отвагу, силу духа, второе – за физическую скорость и скорость ума, смекалки.

Державиным вновь используется образ из мира природы:

«Северны громы в гробе лежат» [6, с. 174]

Поэт сравнивает героя с громом, создавая образ пугающий и грозный. Этот стих подчёркивает, что речь идёт об умершем человеке. Вновь прослеживается влияние эпитафии.

«Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари» [6, с. 174]

Эта строка открывает плач. Задаются вопросы. Эти стихи иллюстрируют разрушение героического: герой не может ездить на хилой, больной лошадёнке, есть сухари. Это уже не классицистическое представление о героическом. Перед нами простой человек. Глаголы, создающие динамику в стихотворении, хорошо иллюстрируют семантическое поле. Герой ездил на лошади «пылая». Деепричастие демонстрирует характер Суворова. Пылает он не внешне, а внутренне, потому что у него особый дух.

«В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари» [6, с. 174]

Суворов был полководцем, вождём, но понимал нужды простого человека, солдата, мог быть вместе с солдатами. Державин соединяет классицистическое и народное. Герой разделяет все тяготы своего войска. В этом его достоинство: в любой обстановке он остаётся героем.

Такая характеристика даётся полководцу неспроста. Суворов действительно был таким: «Суворовъ, воюя въ Италiи, въ жаркiе дни ѣздилъ въ одной рубашкѣ предъ войскомъ на казачьей лошади, былъ по обыкновенiю своему неприхотливъ въ кушаньи и часто ѣдалъ сухари; въ стужѣ и въ зноѣ безъ всякаго покрова, какъ бы закалялъ себя подобно стали» [12, с. 347].

Поэт не отказывается от прославления героя, которое было характерно классицизму, но при этом он подчёркивает его человеческие качества. Державин, создавая образ Суворова, продолжает эту традицию: он писал о Екатерине II, как о простом человеке [7]. Героическое (ездить пылая) наполняется простыми качествами народа (спать на соломе, есть сухари). Суворов вёл жизнь простых солдат, которые тоже были героями. Именно через близость к солдатам проявляется героическое. Снова прослеживается схожесть с богатырём. Былинный богатырь близок к своему народу. Заступничество и жертвенность – особенности образа героя, которые проявляются в Суворове. В первом стихе представлен контраст стихий: орудие, с помощью которого герой одержит победу, совершенствуется жаром и холодом. Зной и стужа гармонично переплетаются с огнём в душе героя.

«Тысячи воинств, стен и затворов,

С горстью россиян всё побеждать?» [6, с. 174]

В этих стихах вновь представлено былинное начало: герой малыми силами может победить великого врага.

«Быть везде первым в мужестве строгом» [6, с. 174]

Для Г.Р. Державина характерно наделение героев качествами мужа (в значении лица мужского пола, воина). Герой неспроста наделён храбростью, энергичностью, силой. В это поле войдёт не просто мужество, а строгое мужество. Понятие мужества само по себе несёт дисциплину и чёткую организацию. Определением «строгое» поэт усиливает стойкость и дух героя.

Герой неспроста носит свой титул. Суворов действовал на опережение, одолевал врага. Сейчас лирический герой скорбит о том, что из жизни ушёл такой человек.

«Шутками зависть, злобу штыком

Рок низлагать молитвой и богом» [6, с. 174]

Державин создаёт художественный образ Суворова, отталкиваясь от его реальной жизни. На зависть герой не отвечает негативным действием, он повергает её шуткой. А злоба одолевается штыком.

Для русского народа вера в Бога стоит на самом главном месте. И именно верой во Всевышнего, молитвой к нему герои низвергают противников и даже сам рок.

«Скиптры давая, зваться рабом» [6, с. 174]

У героя нет тщеславия, гордыни. Суворов всех царей ставит на царство: на освобождённые полководцем территории возвращались монархи, которые были изгнаны французскими республиканцами. Герой зовёт себя рабом Отечества, рабом своей земли – это делается новым элементом в поле «Героическое».

«Доблестей быв страдалец единых,

Жить для царей, себя изнурять?» [6, с. 174]

Вновь видим риторический вопрос, фигуру, которая является характерной особенностью этого стихотворения. Полководец предан своему народу, ведёт его к победе, одолевает врага. Г.Р. Державин видел идеал русского человека в служении Отечеству, которое возглавляет царь, являющийся помазанником Божьим. Суворов верой и правдой служит своему государю, подчиняется ему. Для Г.Р. Державина идеал русского человека воплощается в лице, служащем Отечеству, своему царю. Царь – отец народа. Суворов живёт не только для народа, но и для царя. В понятии героического появляется жертвенность. Поэт учитывает традицию древнерусской литературы: святые братья Борис и Глеб – герои, они пожертвовали своими жизнями ради мира на земле.

Державин создаёт не оду, а эпитафию, поэтому героическое представлено по-другому: героическое в эпитафии проявляется и в сожалениях об ушедшем доблестном человеке.

«Нет теперь мужа в свете столь славна» [6, с. 174]

Продолжаются народные стенания. В этом стихе хорошо видно, как героическое проявляется в плаче. Лирический герой видит славу своего героя, о котором плачет всё воинство.

Если в начале произведения лирический герой спрашивает, зачем снигирь заводит военную песню, то в заключении он говорит, что довольно петь её. Сейчас время горя, оплакивания, эпитафии. В день скорби о Суворове военная, бодрая музыка не забавляет.

«Слышен отвсюду томный вой лир» [6, с. 175]

В этой группе лексико-семантического поля «Героическое» представлена звуковая характеристика события. Появляется похоронный звуковой ряд. Эта музыка вызывает чувство сожаления о гибели героя. Слово «вой» передаёт определённое настроение. Воют во время исполнения плачей. Автором передаётся плач по Суворову. В этом проявляется своеобразие Державина: он говорит о героическом, когда герой умер.

«Львиного сердца, крыльев орлиных

Нет уже с нами! – что воевать?» [6, с. 175]

В этих строках хорошо прослеживается одический стиль. Параллельно создаётся звуковой ряд. Формируется интересный образ: рык льва и стук сердца. В мировой культуре лев выступает в качестве символа отваги и храбрости, что характерно и для классицизма. Сердце героя мужественно. Орёл – народный образ. Герой всегда является орлом. Крылья сразу переносят читателя в небесную атмосферу, слышится их взмах, парение. Слава героев так же возносится в поднебесье. Львиное сердце и орлиные крылья закаляют дух. Сердце помогает душе оставаться в боевом настроении, закалке, а крылья возносят героя в его решениях и тактиках. Фольклорные образы использованы для того, чтобы передать глубокое чувство сожаления. Героя больше нет здесь, с нами.

«Нет уже с нами! — что воевать?» [6, с. 175]

Этот стих отражает чувства лирического героя. «Что воевать?» – сожаление о гибели Суворова. Создавая противоречие: с одной стороны, прославление, с другой стороны, сожаление, горе, Г.Р. Державин усиливает эти настроения в произведении.

Лексико-семантическое поле «Героическое» связано с художественным образом Суворова, который создаётся поэтом с помощью лексических единиц вождь, богатырь, муж, слава, мужество львиное сердце, орлиные крылья и др.

В состав поля входят индивидуально-авторские видения качеств Суворова. Державин, создавая образ полководца, раскрывает черты, которые должны быть присущи герою, употребляя для этого соответствующую лексику. Для него человек, наделённый такими качествами, безусловный герой. Герой – это тот, кто всегда близок с народом, кто поведёт войско за собой и одержит победу.

Г.Р. Державин не употребляет в этом стихотворении слов с корнем «героj». Единицы из околоядерного и периферийного пространства создают своеобразное понимание поэтом образа Суворова как героя. Благодаря этому поэт отходит от тривиального классицистического восхваления, показывая героя как простого человека, что составляет индивидуально-авторское восприятие героического.

У Державина в лексико-семантическом поле «Героическое» соединяется индивидуально-авторское представление о героическом, народное представление о героическом и конкретный образ самого Суворова, его личность.

Таким образом, в стихотворении «Снигирь» хорошо прослеживаются уровни семантического поля «Героическое». Героическое тесно переплетено с образом полководца. Чётко вырисовывается кольцевая композиция: начинается текст с вопроса, зачем заводится военная песнь, и заканчивается вопросом, зачем воевать, что обусловлено жанром эпитафии.

Структурированные единицы помогают увидеть, что ядра поля в стихотворении нет, так как отсутствуют слова с корнем «героj». Поле героического состоит из слов, расположенных в околоядерном пространстве и на периферии. Образ Суворова, воспринимаемый Державиным через призму народных традиций, разрушает классицистические принципы: героическое раскрывается не в оде, а в посмертной песне, в сожалениях о гибели героя. План содержания выходит на новый уровень: Державин синтезирует народное, классицистическое и авторское в понятии «Героическое».

Список литературы

  1. Державин Г.Р. Водопад // Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма / Сост. Г. Макогоненко, В. Степанова; Подгот. текста В. Степанова; Вступ. ст. Г. Макогоненко; Примеч. В. Степанова. – Л.: Худож. лит., 1987. C. 111-122.
  2. Державин Г.Р. К лире (Петь Румянцева сбирался) // Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма / Сост. Г. Макогоненко, В. Степанова; Подгот. текста В. Степанова; Вступ. ст. Г. Макогоненко; Примеч. В.Степанова. – Л.: Худож. лит., 1987. C. 214.
  3. Державин Г.Р. На взятие Измаила // Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма / Сост. Г. Макогоненко, В. Степанова; Подгот. текста В. Степанова; Вступ. ст. Г. Макогоненко; Примеч. В. Степанова. – Л.: Худож. лит., 1987. C. 48-57.
  4. Державин Г.Р. Осень во время осады Очакова // Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма / Сост. Г. Макогоненко, В. Степанова; Подгот. текста В. Степанова; Вступ. ст. Г. Макогоненко; Примеч. В. Степанова. – Л.: Худож. лит., 1987. C. 79-82.
  5. Державин Г.Р. Памятник герою // Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма / Сост. Г. Макогоненко, В. Степанова; Подгот. текста В. Степанова; Вступ. ст. Г. Макогоненко; Примеч. В. Степанова. – Л.: Худож. лит., 1987. C. 73-75.
  6. Державин Г.Р. Снигирь // Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма / Сост. Г. Макогоненко, В. Степанова; Подгот. текста В. Степанова; Вступ. ст. Г. Макогоненко; Примеч. В. Степанова. – Л.: Худож. лит., 1987. C. 174-175.
  7. Державин Г.Р. Фелица // Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма / Сост. Г. Макогоненко, В. Степанова; Подгот. текста В. Степанова; Вступ. ст. Г. Макогоненко; Примеч. В. Степанова. – Л.: Худож. лит., 1987. C. 34-40.
  8. Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле как способ репрезентации языковой картины мира писателя // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 6. С. 125-130.
  9. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. – М.:Просвещение, 1974. 304 с.
  10. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.
  11. Макогоненко Г.П. Державин // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983 / Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века. — 1980. С. 627-654.
  12. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я.Грота. – Спб.: Типография Императорской академии наук, 1865. Т. II. 752 с.
  13. Лингвистический энциклопедический словарь / [Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. энцикл.", Ин-т языкознания АН СССР]; Гл. ред. В. Н. Ярцева. - Москва : Сов. энцикл., 1990. 682,[3] с.
  14. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике / Г.С. Щур ; предисл. М. М.Маковского. - Изд 2-е, испр. и доп. - Москва: URSS, 2007. 253, [2] с.