УДК 811

Лексические средства выражения модальности в русском языке

Чжу Шибо – студент Первого медицинского университета провинции Шаньдун (г. Тайань, Китай)

Аннотация: Данная статья раскрывает понятие модальности в лингвистике и проблему классификации языковых средств её выражения в русском языке. На основе анализа основных российских трудов по языкознанию приводятся основные классификации лексических средств выражения модальности – модальных слов и модальных частиц.

Ключевые слова: модальность, лексические средства модальности, модальные слова, модальные частицы, классификация модальных слов, части речи.

Модальность в языкознании – одно из базовых и универсальных, но в то же время остродискуссионных понятий: исследователи не имеют единого мнения о границах этой языковой категории и классификации её разнообразных выразительных средств.

О модальности в контексте формальной логики рассуждал ещё Аристотель, утверждая, что всё сущее делится на существующее в реальности и в ирреальности. Из логики и философии понятие перешло в лингвистику: существует множество теорий и мнений, касающихся трактовки модальности, её уровней реализации и классификации языковых приёмов.

Языковеды дают следующее определение модальности: это обширная понятийно-синтаксическая категория языка, которая может выражать как отношение произносимой фразы к реальности (объективная модальность), так и личное отношение автора высказывания к произносимой фразе (оценка, убеждение, сомнение, согласие, эмоциональная окраска и т.д.). Это – субъективная модальность.

Один из ключевых российских лингвистов, работавших над понятием модальности, В.В. Виноградов отмечал, что любое высказывание имеет признаки модальности, так как теми или иными способами указывает на соотношение с действительностью – с помощью интонаций, лексических приёмов или синтаксиса [1].

Вполне очевидно, что учитывая обширность и размытость понятия модальности, у исследователей возникают дискуссии на предмет классификации выразительных средств, которыми она выражается. Наиболее распространено деление средств выражения модальности на грамматические (морфологические и синтаксические) и лексические языковые средства. В данной статье мы подробно рассмотрим последние.

Под лексическими средствами понимают модальные слова и модальные частицы: их относят к способам выражения субъективной модальности, так как они, как правило, придают предложению эмоциональный оттенок, оценочность. Они добавляют к базовой информации, которую даёт говорящий, дополнительный смысл: точку зрения автора, его отношение к теме, эмоциональную окраску. Грамотное и умелое использование модальных слов в речи позволяет более тонко варьировать смысл высказывания, менять смысловые акценты, более чётко достигать коммуникативных целей.

Одна из проблем классификации модальных слов – отсутствие единого мнения об их принадлежности к той или иной части речи. Они могут иметь форму существительных («правда, …»), наречий («конечно», «видно», «никак»), причастий («видимо»), глаголов в разных формах («может быть»). Как правило, модальные слова неизменяемы, отделяются интонационно и пунктуационно, могут использоваться в качестве вводных слов или даже отдельных предложений: «Вы написали статью? – Конечно».

Некоторые исследователи, например, Лев Щерба, определяют модальные слова как «внечастеречные». Славист Александр Востоков выделял их в отдельную группу наречий. Наконец, Виктор Виноградов считал модальные слова отдельной частью речи, аргументируя это их общей функцией в предложении – выражать оценку автора фразы.

Модальные слова могут подразделяться на лексико-семантические разряды: собственно-модальные («бесспорно», «без сомнений»); со значением авторизации («по-твоему», «по-ихнему», «утверждают»); с эмоциональной оценкой («удивительно», «к счастью», «чего доброго»);  метатекстовые, которые утверждают порядок изложения («во-первых», «начнём с того», «с другой стороны»); фатические, используемые с целью привлечения внимания («представляете», «видите ли»)

Частицы в русском языке – класс служебных слов, которые не имеют собственных значений, не изменяются и используются для конкретных функций: усиления смысловых и модальных оттенков и создания новых словоформ[4].

Модальные частицы разделяют на модально-волевые (относятся к глаголу, привносят оттенок требования или пожелания – «Ну-ка, давайте», «Пускай начинают» и собственно-модальные, которые подчёркивают конкретное мнение произносящего предложение [2]. Собственно-модальные частицы бывают утвердительные («так», «ага»), отрицательные («не-а», «нет»), вопросительные («неужто», «ли»), передающие речь другого человека («дескать»), модально-персуазивные («едва ли», «вряд ли», «небось», «авось», «будто», «де»). Последний класс может также подразделяться на подклассы: частицы, выражающие гипотетичность («что ли», «чай», «поди»), сомнение («едва ли») и избыточное сомнение («чуть ли не»), вопрос («разве»), эвиденциальность («якобы»), сравнение («как будто»).[3]

В разных контекстах одни и те же модальные частицы могут добавлять различные оттенки в произносимую фразу и в разном объёме усиливать значение сказанного автором – от предположения до глубокого сомнения, они способны превратить нейтральное высказывание в яркое эмоционально окрашенное, подчеркнуть вероятность или достоверность.

В данной статье было рассмотрено понятие лингвистической модальности, которое, несмотря на существование в поле интереса и дискуссий лингвистов уже более полутора веков, остаётся одной из сложнейших и наиболее неопределённых категорий языка. Были рассмотрены основные классификации лексических средств выражений модальности – модальных слов и модальных частиц, которые представляли наибольший интерес для изучения ввиду обширности и разнородности этого класса слов и требуют дальнейших исследований в разных аспектах лингвистики.

Список литературы

  1. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке [Текст] / В.В. Виноградов // Труды института русского языка. – Т.2. – М. – Л. : АН СССР, 1950 – 41 с.
  2. Колесникова, С.М. Русские частицы: семантика, грамматика, функции: монография [Текст] / С.М. Колесникова. – М.: Флинта : Наука, 2012. – 112 с.
  3. Нагорный, И.А. Корректирующая функция модально-персуазивных частиц [Текст] / И.А. Нагорный // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 26 (197). Вып. 24. С. 13-21.
  4. Шведова, Н.Ю. Русская грамматика / Н.Ю. Шведова. – М: Наука, 1980.

Интересная статья? Поделись ей с другими: