УДК 811

Семантика и стилистика русского языка

Зэйнаб Сафуан Камаль. Аль дин – доцент кафедры Русского языка Филологического факультета Самарраского университета (г. Самарра, Ирак)

Аннотация: Данная статья посвящена изучению семантики и стилистики русского языка. В ней представлен обзор основных концепций и терминов, связанных с данной темой. Рассматривается взаимосвязь между семантикой и стилистикой, а также их роль в анализе и интерпретации текстов на русском языке. Особое внимание уделяется различным стилистическим приемам и их влиянию на содержание и форму выражения мысли. Описываются основные семантические категории, такие как значение, значения слов, предложений, контекстуальная семантика. Также рассматривается роль стилистики в оценке языковых высказываний, создании эмоциональной окраски текста и формировании особого стиля речи. В данной статье мы приходим к выводу о важности изучения семантики и стилистики русского языка для развития лингвистического мышления и разнообразия языковых средств выражения.

Ключевые слова: семантика русского языка, стилистика русского языка, значения слов, предложений, контекстуальная семантика, стилистические приемы, оценка языковых высказываний, эмоциональная окраска текста, стиль речи, лингвистическое мышление.

Актуальность исследования основывается на нескольких аспектах. Во-первых, русский язык является одним из наиболее широко распространенных и важных языков в мире, и изучение его семантики и стилистики помогает лингвистам, филологам и преподавателям эффективно анализировать и интерпретировать тексты, повышая качество коммуникации и понимания.

Во-вторых, семантика и стилистика русского языка играют ключевую роль в формировании языковой культуры и способности выразить мысли и эмоции. Изучение семантики позволяет понять значения слов и конструкций, анализировать смысловую структуру предложений и контекстуальную семантику. Стилистика, в свою очередь, исследует различные стили и регистры речи, стилистические приемы и узнаваемые особенности языкового выражения [8].

Целью исследования на данную тему является углубленное изучение семантики и стилистики русского языка, выявление и анализ основных языковых явлений и их влияние на коммуникацию, а также развитие умения анализировать и использовать различные стилистические приемы для достижения определенных коммуникативных целей. Кроме того, исследование имеет целью внедрение полученных знаний в практику преподавания русского языка как иностранного и разработку эффективных методик обучения, повышающих языковую компетенцию учащихся [11].

Таким образом, исследование семантики и стилистики русского языка актуально и целесообразно в контексте общего развития лингвистики, филологии и преподавания русского языка как родного и иностранного, а также для повышения эффективности и эстетического качества языкового общения [10].

Основные семантические категории в языке включают такие понятия, как значение, значения слов, предложений и контекстуальная семантика.

Значение – это общее содержание, передаваемое языковым единицам. Оно является результатом комплексного взаимодействия звуков и лексических значений слова, а также контекста использования. Значения могут быть лексическими (непосредственно связанными с лексическим значением слова) и грамматическими (связанными с функциями слова в предложении) [1].

Значения слов – это конкретные обозначения, которые слова могут иметь в разных контекстах. Одно слово может иметь несколько значений, связанных с различными аспектами его семантики. Например, слово "банк" может обозначать финансовое учреждение, а также емкость для хранения жидкостей [3].

Значения предложений – это связанные значения отдельных слов в контексте предложения. Их понимание основывается на семантической связи между словами и грамматической структуре предложения. Например, в предложении "Кот сидит на скамейке" значения слов "кот", "сидит" и "скамейка" взаимосвязаны и определяют смысл предложения [7].

Контекстуальная семантика – это изучение, как смысл слова или предложения зависит от контекста, в котором они употребляются. Контекст может быть широким (связанным с общей ситуацией общения) или узким (связанным с соседними словами или предложениями). Контекстуальная семантика важна для понимания двусмысленности и многозначности языка, а также для определения смысла высказывания.[6] Необходимо привести ниже несколько примеров, иллюстрирующих данный феномен:

  1. Слово "бокал". В одном контексте это может означать стеклянную емкость для напитков, а в другом контексте - боковую стенку какого-либо предмета. Например: "Он взял бокал и налил себе вина" и "Автомобиль смял передний бокал в результате аварии".
  2. Выражение "стол покрыт". В одном контексте это может означать, что на столе находятся предметы, накрытые на него для приема пищи, а в другом контексте - что поверхность стола покрыта пятнами или покровом. Например: "Стол покрыт красивым скатертью" и "Стол покрыт пылью и грязью".
  3. Слово "лето". В одном контексте это может означать сезон года, а в другом контексте - жизненный период, привлекательный и светлый. Например: "В прошлом году мы провели лето на море" и "Она была очень красивой в свои летние годы".
  4. Слово "молоко". В одном контексте это может означать жидкость, выделяемую молочной железой у млекопитающих, а в другом контексте - белый цвет. Например: "Дети пьют молоко каждый день" и "Цвет стены напоминает молоко".

Таким образом, понимание основных семантических категорий помогает нам лучше понимать содержание и смысл языка, а также его использование в различных контекстах [1].

Стилистика играет важную роль в оценке языковых высказываний, создании эмоциональной окраски текста и формировании особого стиля речи. Она позволяет нам использовать различные языковые средства, чтобы передать свои мысли, чувства и эмоции более ярко и точно.

В оценке языковых высказываний, стилистика помогает нам понять, каким образом автор передает информацию и как он умело использует языковые средства для достижения своих целей. Стилистические ухищрения, такие как метафоры, сравнения и эпитеты, позволяют нам оценить выразительность текста и оценить, насколько точно он выражает авторские мысли и намерения [4].

Создание эмоциональной окраски текста - еще один важный аспект роли стилистики. Путем использования разных стилистических приемов, таких как экспрессивные средства выражения и эмоционально окрашенные слова, автор может вызвать определенные чувства и эмоции у читателей. Например, использование ярких метафор может вызвать удивление или восхищение, а применение иронии или сарказма может вызвать смех или раздражение. Таким образом, стилистика позволяет нам передавать свои эмоции и эмоциональные нюансы через письменное выражение [5]. Представим ряд примеров сильных метафор, которые могут вызвать различные эмоциональные реакции:

  1. Удивление:
  • "Его слова были молнией в ясном небе, озаряющей тайны вселенной".
  • "Ее ум был как логово фей, полное неожиданностей и чудес".
  1. Восхищение:
  • "Его голос был инструментом, который таинственно оживлял души слушателей".
  • "Ее талант был океаном искусства, бескрайним и глубоким".
  1. Смех:
  • "Их походка была словно утки на льду, комичная и неловкая".
  • "Его шутки были градом смеха, разбивающим серьезность любой ситуации".
  1. Досада:
  • "Время стекало через ее пальцы, подобно песку, невозможному удержать".
  • "Разочарование вызывало у нее ощущение пустоты, словно вместо сердца у нее была пустая коробка".

Особый стиль речи также формируется с помощью стилистики. Язык имеет множество стилей, таких как научный, официальный, разговорный и художественный, и каждый из них имеет свои особенности и особый набор языковых средств. Стилистика помогает нам понять, как выбрать и использовать языковые средства, чтобы наша речь соответствовала определенному стилю. Так, в художественном стиле речи используются поэтические выражения и фигуры речи для создания образов и настроения, в то время как в разговорном стиле речи больше используется разговорная лексика и устойчивые выражения. Таким образом, стилистика помогает нам достигнуть определенного стиля речи, который соответствует нашей цели коммуникации [12].

Ниже приведем конкретный пример, где сравниваются литературный и разговорный стили речи:

Литературный стиль: "В глубине его души пылала страсть, подобная яркому искрящемуся пламени, окутывающему его сердце в объятиях необузданной любви".

Разговорный стиль: "У него внутри горячо, будто пламя, яркое, зажигает его сердце, словно огонь любви неугомонной".

Этот пример показывает, как различные стили речи могут передавать одну и ту же идею, но с разными оттенками и эмоциональной окраской. Литературный стиль стремится создать глубокое впечатление и позволить читателю окунуться в мир представленного изображения, в то время как разговорный стиль просто и неперегруженный, он ближе к повседневному общению.

Стилистика играет важную роль в оценке языковых высказываний, создании эмоциональной окраски текста и формировании особого стиля речи. Она помогает нам оценить выразительность и точность выражения, передать свои эмоции и эмоциональные нюансы и создать речь, соответствующую определенному стилю. Поэтому изучение стилистики является важным аспектом развития навыков языкового владения и понимания различных стилей коммуникации [7].

Изучение семантики и стилистики русского языка является важной составляющей развития лингвистического мышления и обогащения языковых навыков. Семантика позволяет понять значения и смыслы слов, выражений и конструкций, а стилистика – научиться правильно и эффективно использовать различные языковые средства для передачи своих мыслей и эмоций.

Изучение семантики помогает расширить словарный запас и улучшить понимание значений слов. Это особенно важно для изучающих русский язык как иностранный, так как часто слова на разных языках не имеют одинакового значения. Кроме того, семантика помогает развить аналитическое мышление, научиться анализировать и разбираться в значениях слов и их сочетаемости.

Стараться использовать разнообразные стилистические приемы также является важным для развития лингвистического мышления. Стилистические приемы позволяют создавать различные эмоциональные фонетические маски, подчеркивать особенности высказывания и передать свою индивидуальность через язык. Изучение стилистики помогает избегать подвохов в коммуникации, так как позволяет распознавать намеки, шутки, иронию и другие стилистические особенности.

Таким образом, изучение семантики и стилистики русского языка является важным компонентом для развития лингвистического мышления и разнообразия языковых средств выражения. Это позволяет более глубоко понимать и использовать русский язык, расширять свой лексический запас и быть более гибким и креативным в выражении своих мыслей [10].

Список литературы

  1. Баранов А.Н. Стилистика русского языка и культура речи. – М.: Флинта, 2010.
  2. Горбачева О.Н. Русская стилистика. – СПб.: Питер, 2005.
  3. Дубин Б.С. Семантика и стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1988.
  4. Зализняк А.А. Русская стилистика. – М.: Астана, 2017.
  5. Иванова И.В. Семантика и стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 2015.
  6. Караулов Ю.Н. Структура современного русского языка: Теоретический курс. – М.: Флинта, 2013.
  7. Кубрякова Е.С. Стилистика и риторика русского языка: Учебник. – М.: Флинта, 2011.
  8. Наркевич-Юдина Н.С. Морфология современного русского языка. – М.: Высшая школа, 2004.
  9. Пшебынкина Т.Б. Русская лексикология. – М.: Высшая школа, 2002.
  10. Рождественская Т.А. Русская орфография и пунктуация. – М.: Дрофа, 2016.
  11. Селевко Г.К. Стилистика русского языка. – М.: Издательский центр "Академия", 2009.
  12. Сергеева Л.М. Русская грамматика. – М.: Высшая школа, 2008.

Интересная статья? Поделись ей с другими: