УДК 338.1

Методика анализа экономического роста компании на основе финансовых показателей

Кутьина Дарья Николаевна – магистрант Муромского института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Аннотация: Экономический рост компании является важным индикатором ее успеха и прибыльности. Анализ экономического роста помогает выявить сильные и слабые стороны компании и определить возможности для дальнейшего развития. В данной статье дано определение понятию «экономический рост», рассмотрены различные методики анализа экономического роста компании на основе финансовых показателей.

Ключевые слова: Экономический рост, анализ экономического роста, финансовые показатели.

Экономический рост компании является ключевым показателем ее успешности и конкурентоспособности. Анализ экономического роста предприятия имеет важное значение по нескольким причинам. Во-первых, он позволяет оценить эффективность управления компанией и выявить те аспекты, которые способствуют или, мешают ее развитию. Во-вторых, помогает инвесторам и кредиторам оценить потенциал компании для получения прибыли и возврата инвестиций. В-третьих, позволяет компании оценить свою конкурентоспособность на рынке, выявить свои преимущества и недостатки по сравнению с конкурентами и разработать стратегию для укрепления своего положения. Данное обуславливает высокую актуальность исследования вопроса анализа экономического роста предприятия. Так как от правильного анализа экономического роста зависит устойчивое развитие компании, ее привлекательность для инвесторов и способность к конкуренции на рынке.

В современной экономической теории экономический рост определяется не только краткосрочными колебаниями производства, а долгосрочными изменениями естественного уровня производства, обусловленными развитием производительных сил на протяжении длительного временного периода. Таким образом, исследуется процесс увеличения потенциального объема производства как движение между долгосрочными состояниями равновесия. [9, с. 309]

Гавриленко В. Г. приводит следующее определение понятия экономического роста: «Экономический рост – это рост реального выпуска экономики во времени. Экономический рост обычно измеряется либо как увеличение реального валового национального продукта (ВНП) или реального валового внутреннего продукта (ВВП), либо как увеличение дохода на душу населения» [2, с. 840].

Бичик С. В. определяет экономический рост как тенденцию к увеличению показателей экономики страны за определенное время (обычно за год) [1, с. 244].

Гореликова-Китаева О. Г. рассматривает следующее понятие: «Экономический рост - это система взаимодействия и воспроизводства его элементов и факторов» [8, с. 104].

Таким образом, на наш взгляд, можно определить экономический рост как увеличение объема производства и доходов в экономике, что приводит к улучшению уровня жизни населения и экономической ситуации в стране.

Однако, важно помнить, что экономическое развитие требует анализа не только на уровне макроэкономики. В области микроэкономики привычные показатели роста предприятий включают в себя следующие параметры: объемы продаж, уровень доходов, наличие и размер прибыли, объемы инвестиций.

Если рассматривать компанию как организационную систему, то она за свой жизненный цикл имеет возможность совершенствовать и подбирать новые элементы, изменять внутриструктурные связи, внутриорганизационные пропорции между частями, смещать центры устойчивости динамического равновесия и функции прежних составных компонентов, изменять их природу. Так, предприятие, подобно живому организму, проходит через несколько этапов развития: становление, развитие и угасание. Руководство компании должно разработать такую стратегию, которая будет позволять продлить фазу экономического роста и стабильности. [6]

Для правильного подбора стратегии, необходимо провести анализ экономического роста, а также уже имеющихся стратегий. Все это позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, а также определить потенциальные возможности для дальнейшего развития.

Существуют различные методики анализа экономического роста компании. Один из основных способов – это анализ финансовых показателей компании, который также является существенной частью работы организации и позволяет оценить ее финансовую устойчивость, успешность и потенциал.

Анализ финансовых показателей исследовали такие авторы, как  А.Д. Шеремет, В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, А.А. Канке и другие. [3, 4, 5, 7]

Шеремет А.Д. разработал свой подход к анализу финансовых результатов деятельности предприятия, который включает в себя:

  1. Анализ и оценка уровней и динамики показателей прибыли.
  2. Факторный анализ прибыли от реализации товаров или услуг.
  3. Анализ финансовых результатов от реализации, финансовых вложений и внереализационной деятельности.
  4. Анализ и оценка использования прибыли.
  5. Анализ поведения затрат и взаимосвязи производства (оборота), себестоимости и прибыли.
  6. Предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства.
  7. Анализ движения денежный средств. [7] 

Согласно теории Г.В. Савицкой, финансовые результаты деятельности организации определяются общей величиной прибыли и уровнем рентабельности, при этом анализ включает в себя изучение следующих характеристик: анализ состава и динамики прибыли; анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг; оценка ассортиментной политики предприятия; анализ уровня цен; анализ прочих доходов и расходов; анализ рентабельности предприятия; анализ резервов увеличения прибыли и рентабельности. [5, с. 386-422]

А.А. Канке в своих научных трудах предлагает собственную методику анализа финансовых показателей. Основное внимание автор уделяет 4-ем этапам:

  1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
  2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
  3. Анализ резервов роста прибыли.
  4. Анализ показателей рентабельности. [3, с. 182-192]

Таким образом, ввиду своей краткости, данная методика может быть успешно использована в качестве экспресс-анализа.

В. В. Ковалев в своих научных работах выделяет следующие виды анализа, входящие в анализ финансовых показателей:

  1. Анализ абсолютных показателей прибыли.
  2. Анализ относительных показателей рентабельности.
  3. Анализ показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.
  4. Анализ использования собственного капитала.
  5. Анализ использования заемных средств.
  6. Рейтинговая оценка предприятий-эмитентов. [4, с. 258]

Таким образом, нами было выявлено, что методики анализа финансовых показателей предприятия практически идентичны и основываются на данных бухгалтерского баланса. Данные методики анализируют: динамику прибыли и выручки предприятия, показатели рентабельности, доли собственного и заемного капитала, а также резервы для увеличения этих показателей. Наиболее полную и точную оценку финансовых показателей можно получить, используя методику Г.В. Савицкой и  Шеремет А.Д., в то время как для экспресс-анализа больше подойдет методика А.А. Канке. Методику В. В. Ковалева можно применять, чтобы получить более общую картину о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Исследование экономического прогресса фирмы представляет собой ключевой механизм для выявления ее конкурентного положения и перспектив дальнейшего развития. Адекватный и структурированный анализ невозможен без углубленного изучения финансовых показателей. Рассмотренные в данной статье методики анализа помогают определить, какие компоненты бизнеса не работают и требуют изменений, а какие нуждаются в усилении и развитии. Анализ экономического роста помогает не только принять обоснованные решения, но и найти новые возможности для развития.

Список литературы

  1. Бичик С. В. Словарь экономических терминов / С. В. Бичик, А. С. Дамороцкая, И. В. Дамороцкая. – Минск : Высшая школа, 2009. – с. 244. Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/20133.html (дата обращения: 01.12.2023).
  2. Гавриленко В.Г. Капитал: энциклопедический
     словарь. / В.Г. Гавриленко. – Минск: Право и экономика, 2008. С.840
  3. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. / Канке А.А., Кошевая И.П. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М,
     2007. – 182-192 с.
  4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2002. С. 258
  5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 7-е издание, исправленное. – Мн.: Новое знание, 2002. – 386-422 с.
  6. Терентьева Н.А. Финансовое управление промышленной корпорацией на стадии роста на примере предприятий Голландии. / Н.А. Терентьева. – Текст : электронный // URL: https://studfile.net/preview/2803094/page:3/ (дата обращения: 17.11.2023).
  7. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев – М.: ИНФРА-М, 2000. – 208 с.
  8. Экономический словарь. От теории к практике: учебное пособие / О. Г. Гореликова-Китаева, Н. Г. Харитонова, Р. Р. Рахматуллин [и др.]. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. – С. 104. – URL: https://www.iprbookshop.ru/69974.html (дата обращения: 27.11.2023). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
  9. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер»,
     2004. – С. 309: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

Интересная статья? Поделись ей с другими: