УДК 33

Совершенствование методики оценки финансовой устойчивости регионального бюджета

Колесникова Юлиана Сергеевна – студент Забайкальского государственного университета

Аннотация: В статье раскрывается сравнение методик финансовой устойчивости регионального бюджета, в ходе сравнения которых, появляется возможность разработки направлений совершенствования финансовой устойчивости регионального бюджета. Текущие значения показателей финансовой устойчивости и платежеспособности также свидетельствуют о том, насколько правильно выстроена система управления средствами регионального бюджета. Оценка финансовой устойчивости входит в оценочную группу показателей, характеризующих финансовое состояние бюджета. На их основе формируется, корректируется или изменяется финансовая политика, если возникают проблемы финансового характера при достижении оперативных и стратегических целей. Оценка финансовой устойчивости регионального бюджета Забайкальского края отражает текущее состояние доходной и расходной части регионального бюджета и способствует в дальнейшей разработке направлений совершенствования методики оценки финансовой устойчивости бюджета.

Ключевые слова: региональный бюджет, финансовая устойчивость регионального бюджета, модель оценки финансовой устойчивости бюджета региона, методика оценки, тип финансовой устойчивости регионального бюджета.

Введение

Стремление к финансовой стабильности развития территорий сильно зависит от способности правительств формировать эффективные бюджеты. Региональные бюджеты играют важную роль в укреплении финансовых отношений между государственными органами власти, экономическими субъектами и населением Российской Федерации в целом, с целью обеспечения устойчивого экономического развития.

Региональные бюджеты являются неотъемлемой частью региональной экономики, позволяя регионам сосредоточить финансовые ресурсы на важных областях социального и экономического развития. Эти бюджеты также производят перераспределение доходов между отраслями, территориями и сферами общественной деятельности. Таким образом, оценка финансовой стабильности региональных бюджетов играет ключевую роль в совершенствовании их исполнения

Цель данного исследования заключается в разработке новых теоретико-методологических положений, касающихся финансовой устойчивости регионального бюджета, а также в создании практических рекомендаций по повышению уровня финансовой устойчивости бюджета Забайкальского края.

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучение экономической сущности и определений понятия «финансовая устойчивость регионального бюджета», а также обобщение и дополнение соответствующего понятийного аппарата.
  2. Исследование методического инструментария для оценки финансовой устойчивости регионального бюджета и сравнение результатов практического применения существующих методических подходов в контексте оценки финансовой устойчивости бюджета Забайкальского края.
  3. Разработка практических рекомендаций по повышению уровня финансовой устойчивости бюджета Забайкальского края и проведение прогнозной оценки эффективности их реализации.

Анализ финансовой устойчивости бюджета субъекта Российской Федерации на примере Забайкальского края

Забайкальский край, простираясь на юге и юго-востоке, граничит с Китайской Народной Республикой и Монголией на протяжении 1,5 тыс. км, а на западе и северо-западе ограничен административной границей с республикой Бурятия и Иркутской областью, и на северо-востоке и востоке – административной границей с республикой Саха (Якутия) и Амурской областью. Общая протяженность границ Забайкальского края составляет 4770 км.

Площадь Забайкальского края 431,9 тыс. кв.км или 2,5% территории Российской Федерации. Протяженность Забайкальского края составляет с запада на восток – более 800 км, с севера на юг – около 1000 км.

Забайкальский край имеет муниципально-территориальное устройство, включающее в себя 410 различных муниципальных образований. Среди них есть 4 городских округа, 31 муниципальный район, 45 городских и 330 сельских поселений. В общей сложности, здесь располагается 882 населенных пункта.

Город Чита, являющийся краевым центром, входит в городской округ с тем же названием. Он находится на расстоянии 6074 километров от Москвы, отличаясь от столицы на 6 часов вперед по времени.

В Забайкальском крае проживает около 1072806 тысячи человек, а плотность населения составляет 2,48 человека на квадратный километр. Доля городского населения составляет 68,2%.

Территория Забайкальского края подвержена воздействию многочисленных опасных природных явлений и событий, включая землетрясения, селевые потоки, лавины, ураганы, наводнения, а также лесные и степные пожары.

В соответствии с актуальной картой сейсмического районирования Российской Федерации, Забайкальский край включен в категорию местности, подверженной потенциальному риску землетрясений силой от 6 до 10 баллов. Главная часть территории Забайкальского края, охватывающая 25 районов и занимающая 337,4 тыс. кв. км, где проживают 677,7 тыс. человек в городах и поселках городского типа, а также 332,6 тыс. человек в селах, входит в сейсмическую зону с оценкой от 6 до 8 баллов.

Рассмотрим административно-территориальное деление Забайкальского края, представленное в таблице 1.

Таблица 1. Административно-территориальное деление Забайкальского края на 01.01.2023 г.

image001

Рассмотрим социально-экономические показатели Забайкальского края (таблица 2).

Таблица 2. Основные социально-экономические показатели Забайкальского края за 2019-2022 г.

image002

Показатели денежных доходов и расходов населения за 2022 год рассчитаны в соответствии с Методологическими положениями по расчету, утвержденными Росстатом приказом № 465 от 02.07.2014 года с последующими изменениями (№ 680 от 12.11.2018 года). Приведенные данные являются предварительными.

Агрегированный индекс производства был рассчитан для следующих видов экономической деятельности: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений". Приведенные данные являются оперативными за 2022 год.

Также было учтено количество жилых домов, построенных населением на земельных участках, которые предназначены для ведения садоводства

Анализ доходов и расходов бюджета Забайкальского края за период 2020-2022 гг.

Базой для расчета налоговых доходов в Забайкальском крае выступают:

  • ожидаемые поступления текущего года;
  • поступления в консолидированный бюджет за 1 полугодие текущего года, так рассчитывается налог на имущество организаций;
  • начисленные платежи за отчетный финансовый год, так рассчитывается земельный налог с физических лиц.

Проведем анализ основных доходов регионального бюджета (Рисунок 1).

image003

Рисунок 1. Динамика показателей, характеризующих доходы бюджета Забайкальского края в период 2020-2022 гг., млн. руб.

Анализируя информацию на рисунке 1, мы можем увидеть изменение доходов бюджета Забайкальского края в 2022 году по сравнению с 2020 годом. В 2021 году в бюджет региона поступило 61 023,3 млн. рублей из налоговых источников, в сравнении с 50 891,0 млн. рублей в 2020 году. Это увеличение на 10 132,3 млн. рублей или на 19,91%. В 2022 году сумма налоговых доходов составила 63 792,5 млн. рублей, что на 2 769,2 млн. рублей или на 4,54% больше, чем в предыдущем году.

Важно отметить, что в 2021 году бюджет региона также получил 52 901,7 млн. рублей безвозмездных поступлений, в сравнении с 45 733,5 млн. рублей в 2020 году.

Сумма, возросшая на 7 168,20 млн. рублей или на 15,68%, достигла 45 410,3 млн. рублей в 2022 году благодаря безвозмездным поступлениям. Это на 7 491,40 млрд. рублей или на 14,16% меньше, чем в предыдущем году.

Дополнительная информация о поступлениях в областной бюджет будет приведена далее.

Структура доходов бюджета Забайкальского края за 2020, 2021 и 2022 года не является равномерной. В 2020 году наибольшая часть доходов составляет налоговые и неналоговые доходы - 52,67%, в то время как безвозмездные поступления составляют 47,33%.

В 2021 году также налоговые и неналоговые доходы занимают большую часть - 53,57%, а безвозмездные поступления составляют 46,43%.

В 2022 году сохраняется тенденция структуры доходов бюджета: налоговые и неналоговые доходы - 58,42%, а безвозмездные поступления - 41,58%.

Однако следует отметить, что доля налоговых и неналоговых доходов в бюджете с 2022 года увеличилась на 0,90% (с 52,67% до 58,42%), в то время как доля безвозмездных поступлений уменьшилась на 5,75% (с 47,33% до 41,58%.

image004

Рисунок 2. Структура доходов бюджета Забайкальского в 2020 году, %.

image005

Рисунок 3. Структура доходов бюджета Забайкальского в 2021 году, %.

image006

Рисунок 4. Структура доходов бюджета Забайкальского в 2022 году, %.

Проведенный выше анализ показывает негативную тенденцию к снижению безвозмездных поступлений регионального бюджета и увеличению уровня налоговых и неналоговых доходов.

Для того, чтобы определить причину изменения величины налоговых доходов в бюджете Забайкальского края, проведем структурно-динамический анализ налоговых и неналоговых доходов (таблица 3).

Таблица 3. Структурно-динамический анализ налоговых доходов бюджета Забайкальского края в 2020-2022 гг., млн. руб.

image007

Проведя анализ, можно утверждать, что структурный состав доходов, как налоговых, так и неналоговых, неоднородный. В период с 2020 по 2022 годы основную долю поступлений составляют два федеральных налога: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Важное место в общем объеме налоговых поступлений занимает также налог на имущество организаций, хотя его удельный вес за анализируемый период сократился с 9,6% в 2020 году до 8,39% в 2022 году. Кроме того, в структуре налоговых доходов бюджета региона имеются и поступления от акцизов и прочих налоговых доходов, однако их доля в общем объеме является незначительной.

Проведем структурно-динамический анализ безвозмездных поступлений в бюджет Забайкальского края (таблица 4).

Таблица 4. Структурно-динамический анализ безвозмездных поступлений в бюджет Забайкальского края за 2020-2022 гг.

image008

Проведя анализ тенденций в безвозмездных поступлениях в бюджет Забайкальского края за период 2020-2022 годов, сформулировали следующие выводы:

  • В 2022 году безвозмездные поступления от федерального бюджета составили 45 410,3 млн. руб., что на 7 491,40 млн. руб., или на 14,16% меньше, чем в предшествующие периоды.
  • Субсидии из федерального бюджета выросли на 10 199,59 млн. руб. или на 105,78% к 2021 году, а к 2022 году увеличились еще на 81,41 млн. руб. или на 0,36%.
  • Субвенции из федерального бюджета составили 4 504,4 млн. руб. в 2020 году, 6 663,5 млн. руб. в 2021 году, что на 2 159,10 млн. руб. или на 47,94% больше, и 6 593,2 млн. руб. в 2022 году, что на 70,30 млн. руб. или на 1,05% меньше – дотации из федерального бюджета имеют отрицательную тенденцию. За весь период происходит снижение с 22 991,8 млн. руб., до 13 881,4 млн. руб.
  • Иные межбюджетные трансферты также снижаются с 8 595,0 млн. руб., до 5 012,4 млн. руб.

Проанализировав структуру безвозмездных поступлений в бюджет Забайкальского края за период с 2020 по 2022 годы, мы пришли к выводу, что большую долю составляют субсидии из федерального бюджета: 21,09% в 2020 году, 37,51% в 2021 году и 43,88% в 2022 году. Также мы обнаружили, что их доля увеличилась на 21,98%.

После проведенного анализа доходной части бюджета Забайкальского края, проведем структурно-динамический анализ расходов в указанном периоде (см. таблицу 5).

Таблица 5. Структурно-динамический анализ расходов бюджета Забайкальского края в 2020-2022 гг., млн. руб.

image009

Проанализировав динамику расходов бюджета Забайкальского края, мы можем сказать, что в 2021 году расходы бюджета снизились на 4 027,60 млн. рублей (на 7,02%) по сравнению с 2020 годом.

В 2022 году расходы бюджета были увеличены на 5 977,40 млн. рублей (на 7,02%) по сравнению с 2021 годом.

Список литературы

  1. Аралбаева Г.Г., Аралбаев А.Т. О необходимости уточнения основных целевых индикаторов стратегии социально-экономического развития региона. – Текст: непосредственный // Региональная экономика и управление: электронный журнал. – 2020. – № 4 (64). – С. 13.
  2. Арбатская Ю.В. Инвестиционные расходы региональных бюджетов: правовые особенности. – Текст: непосредственный // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2019. – № 3. – С. 82-87.
  3. Баженова В.И., Гришина, О.А. Государственные и муниципальные финансы. / Учебник под редакцией В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой / Москва: КноРус, 2019. – 336 с. – ISBN: 978-5-406-06800-7.
  4. Балакина А.П., Бабленкова И.И. Финансы: учебник. Москва: Дашков и К, 2020. – 384 с. – ISBN: 978-5-394-01500-7.
  5. Бамбушева Э.Ю. Влияние регионального бюджета на социально- экономическое развитие территории. – Текст: непосредственный // Развитие отраслевого и регионального управления. – 2019. – № 7. – С. 9-13.
  6. Батейкин Д.В. Современные подходы к определению устойчивости бюджета региона посредством рейтинговой оценки с использованием бюджетных коэффициентов. – Текст: непосредственный // Финансовая экономика. – 2019. – № 12. – С. 20-21.
  7. Бурханова Н. Бюджетная система РФ: конспект лекций. Москва: ЭКСМО, 2017. – 24 с. – ISBN: 978-5-699-24531-4.
  8. Горшенина О.В. Сбалансированность бюджета: регионы в поисках решений. – Текст: непосредственный // Журнал Бюджет. – 2019. – № 3 (195). – С. 56-58.
  9. Гришина И.В., Полынев А.О. Региональные особенности реакции на глобальный кризис. – Текст: непосредственный // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 10. – С. 62-76.

Интересная статья? Поделись ей с другими: