УДК 331.5

Проблематика современного рынка труда и конфликт ожиданий в сфере профессионально-ориентированного выбора

Сурков Валерий Владимирович – магистрант кафедры Инновационного менеджмента в отраслях промышленности Инженерной академии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Посконная Юлия Дмитриевна – бакалавр кафедры Инновационного менеджмента в отраслях промышленности Инженерной академии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Аннотация: В данной статье рассматриваются этапы реализации профориентации в современной отечественной системе образования и сложности, с которыми может столкнуться любой учащийся при выборе профессии. Статья нацелена на актуализирование проблемы поиска у молодого поколения своего предназначения и проблемы ознакомления учеников и студентов с профессиональным миром. Также рассматриваются методики, способные облегчить решение данных проблем.

Ключевые слова: профориентация, профессионально-ориентированный выбор, квалификация, образование, кадровый резерв.

Мир, построенный на основах капитализма, так или иначе вносит определенные коррективы в жизнь каждого гражданина нашей страны. Если мы будем мыслить абстрактно, то построение собственной жизни можно сравнить с поездкой по долгой и ровной дороге; однако на деле этот процесс скорее можно сравнить с тяжелым, долгим и извилистым путем. Рынок труда в России уже как 20 лет является стабильно и динамично развивающимся: страна пополняет рядами новых компаний, пришедших на смену более старым, активная цифровизация позволяет работать человеку в найм, скрепляя себя с предприятием другими, менее цепкими обязательствами, нежели трудовой договор с обширным списком обязательств. Однако, обозначив целью исследования изучение возрастной статистики работающего класса и первопричин окружающей картины, мы можем заметить определенные закономерности и задаться определенными вопросами, ответ на которые не всегда может быть однозначным. Так, например, обратившись к статистике (табл.1), можно увидеть, что в 2004 году, в период относительной социальной и политической устойчивости, которая старалась активно прижиться после кризиса 90-ых, основная доля работающего класса имела довольно-таки большой возраст:

Таблица 1. Статистическое деление сотрудников производства по возрастам (20-29, 40-54 года), %. [1]

до 20

1,5

   

20 - 24

9,5

   

25 - 29

12,9

   
   

Итого:

23,9

40 - 44

14,3

   

45 - 49

15,7

   

50 - 54

13,4

   
   

Итого:

43,4

Если мы постараемся аргументировать данный факт с опорой на сегодняшнее время, то данный вопрос можно будет рассмотреть с точки зрения поступательного изучения молодыми людьми профессионального мира: в возрасте до 30 лет в нашей стране молодые люди больше времени уделяют саморазвитию, созданию семьи, рождению первого ребенка [2], однако также возникает еще один фактор, который многие опускают: в России крайне слабо развита методика развития профессиональной ориентации молодого поколения, а это напрямую влияет на потенциал кадрового менеджмента предприятия и формирование кадрового резерва. Мы сталкиваемся с ситуацией такого рода, при которой одно поколение (старшее) нашло, изучило и заняло свою профессиональную нишу, а другое поколение (младшее) не имеет даже интереса или же не может понять, чему оно хочет посвятить свою жизнь. Тандем ослабления профессионального самоопределения и снижения осознания ответственности перед своим долгом стал активно проявляться в последние годы, с началом пандемии Covid-19: внедрение удаленного формата работы, переход образовательной сферы на дистанционные платформы, а также “заныривание” человека в информационный мир во всех жизненных сферах позволили “молодняку” познать азы необъятного количества областей труда, однако такие возможности не совсем положительно повлияли на качество квалификационных знаний [3]. Поверхностное изучение большого количества не связанных, не дополняющих друг друга ниш не делает человека универсальным рабочим кадром: данный фактор, напротив, снижает доверие к такому человеку со стороны работодателя и минимизирует возможность его дальнейшего развития в определенной отрасли, в особенности, если же человек сам не выбирает себе нишу и не приступает к активному ее изучению.

Проблемы идеализма в оценке современного рынка труда могут колебаться в своей устойчивости, если мы возьмемся анализировать сферу образования и, точнее говоря, область выбора профессии как отдельно взятым индивидом, так и массой, причем рассматривать стоит не столько младшее работающее поколение (от 20 лет), а подростков и студентов. Они представляют собой первоначальную стадию, “зародышей”, того, что впоследствии будет являться главным двигателем прогресса и развития любого предприятия - человеческим ресурсом, персоналом, от квалификации и мотивации которого зависит благосостояние любого (и малого, и крупного) бизнеса. В России формирование профессиональной ориентации в школах имеет вид не столько поступательного изучения, сколько выбора: вероятно предполагается, что ученик должен самостоятельно или в кругу семьи понять, кем он хочет быть и на основании этого углублять свои теоретические знания в фундаментальных дисциплинах, которые включены в программу общего образования. Далее, предполагается свободный выбор подростком предметов на экзаменах (Общий Государственный Экзамен, ОГЭ, или Единый Государственный Экзамен, ЕГЭ) или профильных часов (дополнительных часов определенных дисциплин, внедряемых в сетку школьного расписания в старших классах), по которым он будет в дальнейшем выбирать специальность в высшем учебном заведении (ВУЗе) и, в последствии, работать. Однако в последние десятилетия острая проблема неприязни к своему выбору стал высокой горой на жизненном пути каждого молодого человека: фразу “работать не по специальности” мы стали слышать намного чаще и, как бы то ни было, воспринимать ее как нечто нормальное так же стало в порядке вещей. Молодое поколение снизило границу ответственности при выборе экзамена, определяющего будущее определенного человека: ученики школ берут то, что на их взгляд им сдать легче (и в данном случае не играет роли, легче ли дается предмет ученику или так ему кто-то сказал [4]), а выбор института стал чистой лотереей, главную роль в которой играет удача.

Отечественная система образования предполагает не постепенное и своевременное знакомство ребенка с профессиями, которым он впоследствии должен будет посвятить жизнь, сколько освоение базисных теоретических наук, которые встречаются во всех отраслях не только профессиональной деятельности, но и жизненных сферах. Так взрослый человек должен уметь считать, чтобы оценивать покупки в магазине, и читать, чтобы понимать, едете ли автобус до нужной остановки. Образовательная среда помещает ребенка на своеобразную площадку, позволяющую ему познать фундамент всего и вся. Логически данный вопрос выглядит верным, ведь перепрыгнуть базисные моменты в обучении и приступить сразу к освоению узкопрофильных дисциплин практически невозможно. Однако именно вопрос помощи ребенку в выборе своего будущего в нашей системе отсутствует; подразумевается самостоятельный выбор ребенком сначала некого кластера наук (в средней школе), а потом выбор определенных предметов и на основании этого выбор ВУЗа и специальности (старшая школа). Конфликт ожиданий заключается в том, что ребенок выбирает специальность по выбранным экзаменам, а не экзамены по выбору специальности. Ученик становится субъектом ситуации, при котором его выбор фильтруется не отношением к какой-то профессии (“Я не хочу быть врачом, буду юристом или менеджером!”), а отношением к базисной теоретической науке, которая, тем не менее, на школьном уровне не всегда позволяет выстроить представление о конкретной специальность (“Я не люблю биологию, поэтому не буду врачом, но обществознание дается мне легче, поэтому я стану юристом или менеджером”).

1

Рисунок 1. Стадии профориентации в жизни современного человека в России.

Во многих европейских странах система профориентации начинает анализировать интересы ребенка с дошкольного или начального школьного возраста. Это происходит с целью поступательного развития не только интереса к определенной профессии, но и с целью минимизирования перенапряжения детской психики. На отечественных просторах же мы отмечаем ситуацию, при которой профессиональная ориентация переходит в феномен профессионального самоопределения ребенка: различие данных определений заключается в ключевых лицах. Профориентация относится именно к прививанию со стороны взрослого поколения младшим заинтересованности и мотивации к изучению какой-либо области [5], а самоопределение заключается в развитии у человека этого интереса самого по себе. Справедливо будет отметить, что человек малого дошкольного или школьного возраста вероятно не обладает возможностями и пониманием важности изучения данного вопроса, однако, как было отмечено ранее, своевременное развитие этапов обучения крайне важно и желательно должно начинаться с ранних лет. Именно поэтому нам стоит обратить внимание на методы профориентации, которые на данный момент редко применяются в нашей стране, но могут сделать большой шаг в развитии профориентационной системы.

Методы можно разбить по принципу их реализации. К примеру: индивидуальное обследование, обзор профессий и образовательных программ, практический опыт. Каждую из методик следует разбить на несколько шагов реализации.

Таблица 2. Методики профориентации, потенциально применимые в современной образовательной системе.

Методика №1

Индивидуальный подход

Основным преимуществом индивидуального подхода в области развития профессиональной ориентации является возможность обеспечивать развитие личности по индивидуальной образовательной траектории и создание индивидуальной системы метрик [6], позволяющей проводить оценку трудоспособности ученика не шаблонно

Шаг №1

Анкетирование

Составление анкетирования подростку о его интересах, хобби, предпочтениях в учебе, и внешних влияниях

Шаг №2

Тестирование

Возможно использование психометрических тестов и апробированных методик для определения личностных черт, навыков и склонностей подростка. Это может включать в себя тесты личности, талантов, а также тесты профессиональных предпочтений и решение каких-то легких задач из той или иной сферы(при условии, когда у ученика уже проявляется склонность к той или иной сферы деятельности).

Шаг №3

Интервью

Проведение беседы с подростком, уточнение его мнения, предпочтений и целей

Методика №2

Обзор профессий и образовательных программ

Данный подход позволяет познакомить учеников с разными профессиями и задать интересующие их вопросы людям, которые имеют прямое отношение к той или иной профессии

Шаг №1

Исследование рынка труда

Изучение текущих тенденций на рынке труда и перспектив различных профессий, сбор информации о востребованных навыках и требованиях к карьерному росту

Шаг №2

Презентация профессий

Приглашение представителей различных профессий для проведения презентаций перед подростками. Это поможет им лучше понять реальные аспекты различных карьерных путей

Шаг №3

Посещение учебных заведений

Организация посещения учебных заведений, колледжей и университетов, чтобы подростки могли ознакомиться с различными образовательными программами

Методика №3

Практический опыт

Позволит в “полевых” условиях ознакомиться с интересующей профессией и прикоснуться к рабочему процессу самому в рамках стажировки

Шаг №1

Стажировки и практики

Предоставление возможности подросткам пройти стажировку в различных компаниях и организациях

Шаг №2

Работа над проектами

Организация групповых проектов, где подростки могут применить свои навыки в практических задачах. Важно, чтобы ученик сам выбрал область наук для своего проекта

Шаг №3

Менторство

Предоставление возможности подросткам работать под руководством опытных менторов

Выбор методик необходимо делать исходя из особенностей группы подростков и ресурсов, доступных для реализации проекта. Теоретически данные методики можно считать универсальными, ведь они охватывают разные варианты форм познания (аналитический, практический), разные варианты форм знакомства с познанием (индивидуальный, групповой) и разные метрики оценивания результатов промежуточных этапов познания (индивидуальный, шаблонный, смешанный). Эффективным будет вариант, при котором методики будут сменять друг друга по мере взросления ребенка. Так, первая методика станет идеальным проводником в профессиональный мир учеников начальной и средней школы, она сможет дать понимание о психологических наклонностях ребенка и теоретически предположить, в каких кластерах школьных предметов он получит максимальную отдачу(?). Однако же вторая и третья методика, нацеленные именно на изучения профессиональной среды, станет идеальна для учащихся старших классов: они позволят ученикам абстрагироваться от фундаментальных теорий и дотронуться до практики взрослой профессиональной жизни.

Подводя итог вышесказанному, хочется вновь подчеркнуть значимость развития системы профессиональной ориентации в современной образовательной системе, ведь она является важным этапом органичного процесса развития жизни человека, формирования личности как полноценной ячейки общества. Понимание человеком своих интересов, своего предназначения напрямую влияет на возраст, в который он начнет самореализовываться, а в рамках быстрого развития окружающего мира этот вопрос может стать ключевым звеном социально-экономической сферы жизни всего нашего мира.

Список литературы

  1. Распределение численности работников, занятых в промышленности, по возрасту и образованию // Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/B05_48/IssWWW.exe/Stg/04-05.htm (дата обращения: 24.01,2024).
  2. Архангельский В.Н., Калачикова О.Н. Возраст матери при рождении первого ребенка: динамика, региональные различия, детерминация // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2020. - №5. - С. 200-216.
  3. Сафонов В.Н. Интеллектуальная деградация человечества – глобальная проблема // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2022. - №4. - С. 7-13.
  4. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» // Резапкина Галина Владимировна. Методологический кабинет профориентации URL: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2426&ysclid=ls1gy7d9gw60483081 (дата обращения: 24.01.2024).
  5. Нечаев М.П., Фролова С.В. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудемаус. - 2017. - №2. - С. 9-16.
  6. Феталиева Л.П. Реализация индивидуального подхода к развитию обучающихся с различными образовательными возможностями и потребностями // Вестник Социально-педагогического института. - 2020. - №2. - С. 56-60.

Интересная статья? Поделись ей с другими: