УДК 38.04.04

Особенности управления моногородами: проблемы и пути решения

Илаков Дмитрий Геннадьевич – магистрант факультета Государственного и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Важнейшей составляющей территориальной организации являются города, которые представляют собой основную социально-экономическую и административную единицу, характеризующуюся высокой интенсивностью хозяйственной жизни. Общепризнано, что рост городов происходит, в основном, за счет естественного прироста и изменения административно - территориальных границ, среди многообразия которых, особое место отведено уникальному по своему типу городов – моногороду. В данной статье дано определение понятию «моногород», а также охарактеризованы преимущественные особенности и специфические черты управления моногородами.

Ключевые слова: моногород, город, управление, ресурсы, инновации, население, рабочие места, производство.

Моногород представляет собой производственный город, основанный с целью обеспечения производства трудовыми ресурсами. В литературе встречаются разного рода определения моногороду, - это: «монофункциональный город», «монофункциональное поселение», «моноотраслевой город» и другие. Если посмотреть на правовые источники, то моногород определяется как «градообразующее предприятие» [1].

В России к градообразующим предприятиям относятся моногорода, где на производстве работают более 30 % населения. При этом количество жителей должно превышать 3000 населения [2].

Преимущественные особенности моногородов заключаются в следующем [5]:

– множество вариантов применения производственного труда и развитая структура услуг;

– большие возможности использования социальных возможностей и возможности для населения;

– возможности удовлетворения потребностей в расширении межличностных контактов во всех сферах жизнедеятельности.

В России успешное функционирование моногородов зависит, прежде всего, от деятельности градообразующих предприятий, формирующих рынок труда, стимулирующих спрос на рабочие места, что является основным источником формирования доходов местных бюджетов. На практике к проблемам развития моногородов следует отнести: снижение объёмов строительства, чрезмерную экологическую нагрузку, устаревание технологии, что приводит к росту безработицы, а также к социальной напряжённости. И, для решения данной проблемы необходимы разработанные на законодательном уровне муниципальные Программы по развитию градостроительных предприятий, как основы жизнедеятельности моногородов.

Стоит отметить, что развитие градостроительных предприятий зависит, прежде всего, от развития инновационной среды, которая осуществляется на основе качественного мониторинга и находится под воздействием внешних факторов, взаимозависимость которых представляет собой уровень силы. Следует подчеркнуть факт того, что инновационная среда моногорода характеризуется сложностью, мобильностью и неопределенностью городской среды. Изучение моногородов направлено на анализ состояния и мониторинг внутренних факторов развития моногорода [3].

Следует отметить, что внешние факторы развития инновационной среды подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия, где первый фактор воздействия представляет собой потребители городских ресурсов. Косвенное воздействие – способствует притоку ресурсов в моногород и может быть представлено совокупностью политических (основные направления Национальной политики и методы ее реализации), экономических (уровень инфляции; уровень занятости международной рабочей силы), социокультурных (отношение населения к занятости и качеству жизни) и технологических факторов (возможности, связанные с развитием науки и техники) [4].

Ресурсы, направленные на развитие моногородов, должны быть направлены, прежде всего, на снижение зависимости от развития градообразующих организаций, а также на создание условий для развития предпринимательства и совершенствование городской инфраструктуры. В рамках территориального управления реализуются следующие проекты: создание территорий; поддержка предпринимательства; реализация Муниципальных программ моногородов. И, к более перспективному проекту следует отнести проект «МОНОГОРОДА.РФ», который на сегодняшний день подписали моногорода: Котовск, Тамбов, Тутаев, Новомичуринск, Невинномысск Ковдор, Сегежи и Надвоица, реализация которого способствовала созданию в моногородах 244,5 тыс. рабочих мест, из которых 144,4 тыс. были постоянными. В общем, в перспективе планируется подписать около 20 соглашений с городами из ТОП-10 лидеров рейтинга моногородов.

Хотелось бы подчеркнуть, что в России особое внимание уделено проблеме развития данной категории городов, как промышленному сектору. Однако основной проблемной формирования моногородов является факт того, что за последние двадцать с лишним лет образование новых монополий приостановилось. К примеру, с начала 2000 – х годов приостановилось развитие моногородов Сахалина и Камчатского края. И, основной проблемой данного прекращения является отток трудоспособного населения на материк.

Причин этому много, - это и закрытие производства, и дорогая поставка необходимо оборудования в столь отдалённые населённые пункты, и низкая конкурентоспособность продукции и др. Также к проблемам развития моногородов следует отнести: неразвитость инфраструктуры, устаревание технологии и износ производства, что приводит к снижению уровня жизни. Стоит отметить, что эффективное управление, направленное на развитие моногородом, не может осуществляться без надлежащего механизма управления органов власти и вовлечения в данное управление инициатив граждан, так как именно население, в первую очередь, заинтересовано в улучшении жизни и благоустройстве развития городской среды.

Таким образом, развитие инноваций и технологического процесса (поддержка научных исследований, развитие высокотехнологичных отраслей и привлечение инноваций в систему развития моногорода) и обеспечение устойчивого развития моногородов (создание условий для привлечения инвестиций, развития предпринимательства и создания новых рабочих мест) поспособствуют развитию современных моногородов России. Методология механизма развития инноваций и обеспечения устойчивого развития моногородов должна строиться на учёте особенностей всех протекающих процессов при устранении выявленных противоречий. Процессы, функции, характеристики, результаты и т.д. – это составляющие при которых складывается функциональная составляющая субъектов управления и развития моногородами как сложной социально-экономической системы. Изучение данных элементов, умение грамотно их оценивать и рационально применять данные навыки – это всё то, что предполагает успешное формирование и развитие механизмов управления моногородов.

Список литературы

  1. Дюк А.В. Социальные технологии работы с населением / А.В. Дюк. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2012. – С.84.
  2. Ломакина А.Н. Территория опережающего развития как фактор повышения инвестиционной привлекательности моногорода / А.Н. Ломакина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2018. – № 4 (67). – 40 с.
  3. Пути активизации социально-экономического развития монопрофильных городов России / под ред. Г.Ю. Кузнецова, В.Я. Любовного. М. : Моск. общ. науч. фонд, 2004. – С.67.
  4. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью: монография / Иванова О.П. – М.: ИНФА-М, 2015. – 222 с.
  5. Развитие моногородов России: монография / И.Н. Ильиной. – М.: Финансовый университет, 2013. – 168 с.