УДК 33

Тенденции развития государственных расходов в образовательной деятельности

Малышева Мария Олеговна – студентка факультета Экономики Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель Хартанович Константин Витальевич – доктор экономических наук Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: Статья посвящена тенденциям развития государственных расходов в образовательной деятельности. В статье особое внимание уделено основным тенденциям государственных расходов. Представлены основные позиции планового бюджета на период 2021-2024 года.

Ключевые слова: сфера образования, государственные расходы, образовательная деятельность.

Введение

Актуальность вопроса тенденции развития государственных расходов в образовательной деятельности обусловлена тем, что, уровень бюджетных расходов и их направленность позволяет судить о роли и участии государства в социальной и экономической деятельностях общества. Исследование динамики расходов бюджета государства играет немаловажную роль в определении информации о степени социально-экономического развития страны, о приоритетах государственной политики, о дисбалансах, которые складываются в результате неравномерного распределения финансовых ресурсов, и о направлениях дальнейшего совершенствования распределения финансовых ресурсов при реализации государством возложенных на него функций и задач.

В современном мире образование всё чаще выступает в качестве одного из ключевых инструментов обеспечения экономического роста, социальной преемственности и инновационного развития. В этой связи важно проанализировать тенденции развития государственных расходов в образовательной сфере.

Во-первых, последние десятилетия характеризовались устойчивым увеличением доли образовательных расходов в общем объеме государственных расходов. Это свидетельствует о признании социальной и экономической значимости инвестирования в образование. Ведущие мировые экономики и развивающиеся страны активно внедряют программы по совершенствованию образовательной системы, что осуществляется за счет увеличения финансирования.

Во-вторых, в контексте цифровизации и технологических инноваций образовательная сфера становится объектом дополнительных финансовых вливаний. Развитие информационных технологий, онлайн-образование, внедрение в образовательный процесс современных методик требуют дополнительных ресурсов, в результате чего государственные расходы на образование постоянно растут.

Также следует отметить, что изменяется природа государственных расходов в образовании. В последние годы наблюдается переход к более целенаправленному и эффективному использованию бюджетных средств. Вместо простого увеличения объемов финансирования акцент делается на качественные характеристики образовательной системы, результативность инвестиций, повышение доступности образования для всех слоев населения. Таким образом, тенденции развития государственных расходов в образовательной деятельности указывают на устойчивый рост финансирования этой сферы, а также на изменение подходов к управлению бюджетными ресурсами. Продолжение этого тренда может способствовать созданию более качественной и доступной системы образования, что в свою очередь будет способствовать росту производительности труда, инновационному развитию и обеспечению социальной стабильности в обществе.

Анализ расходов государственного бюджета

В настоящее время ведущие страны мира активно инвестируют в образование, чтобы обеспечить своим гражданам доступ к высококачественному образованию. Анализ расходов государственного бюджета в образовании позволяет увидеть, насколько приоритетной считается образовательная сфера для государственной политики. Этот анализ также помогает оценить эффективность использования бюджетных средств, выявить слабые места и определить направления для улучшения ситуации.

Есть несколько ключевых аспектов, которые следует учитывать при анализе расходов государственного бюджета в сфере образования. Важным является уровень финансирования образования в разрезе отдельных уровней образовательной системы: начального, среднего, высшего образования, а также в контексте поддержки и развития научных исследований.

Также необходимо учитывать распределение бюджетных средств в образовании, в том числе затраты на оплату труда педагогических и научно-педагогических работников, текущие операционные расходы, капитальные вложения в развитие образовательной инфраструктуры, закупку учебных пособий и оборудования.

Важно обращать внимание не только на объемы финансирования, но и на качество использования средств. Оценка эффективности бюджетных расходов в образовании поможет выявить те области, где можно улучшить управление финансами, оптимизировать затраты и повысить результативность образовательного процесса.

Для развития образования важно обеспечить устойчивое и рациональное финансирование, которое позволит создать условия для повышения доступности образования, модернизации образовательных программ и технологий, а также повышения качества подготовки специалистов. Только таким образом можно обеспечить стране устойчивое социально-экономическое развитие и конкурентоспособность на мировой арене.

Таким образом, анализ расходов государственного бюджета в сфере образования необходим для выработки комплексных мер по улучшению образовательной системы, обеспечения качественного образования и развития интеллектуального потенциала страны. Это требует не только увеличения объемов финансирования, но и оптимизации расходов, а также создания условий для эффективного использования бюджетных средств в сфере образования.

Главная цель бюджетного контроля – управление отклонениями от утвержденного бюджета, которые возникают в ходе фактической деятельности государства. А для того, чтобы управлять этими отклонениями, необходимо выявить причины их возникновения. Это невозможно сделать без анализа.

Исполнение расходов федерального бюджета регулируется Федеральным законом № 385‑ФЗ, Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и прочими нормативно-правовыми актами. Сводная бюджетная роспись по расходам федерального бюджета на 2021 год утверждена в сумме 21520 млрд. рублей, что соответствует законодательно утверждённым бюджетным ассигнованиям.

В ходе исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2021 года в соответствии с бюджетным законодательством произошло увеличение бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета на 2021 год на 3 887 млрд. рублей.

Структура расходов федерального бюджета в разрезе разделов функциональной классификации расходов в 2021 – 2024 годах по сравнению с 2020 годом меняется незначительно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что величина государственных расходов будет расти до конца планового периода.

Тенденции развития государственных расходов в РФ на период 2021-2024 года

Российская Федерация, как многие другие страны, осознает важность инвестирования в образование как одного из ключевых факторов обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Анализируя тенденции развития государственных расходов в сфере образования на период 2021-2024 года, можно сделать несколько важных наблюдений.

Первым и, пожалуй, наиболее значимым является устойчивый рост общего объема финансирования образования. В рамках утвержденных государственных программ осуществляется увеличение финансовых ассигнований на образование. Это свидетельствует о стратегической значимости данной сферы для развития государства и обеспечения качественного образования для молодых поколений.

Вторым аспектом является модернизация образовательной инфраструктуры. В рамках увеличения государственных расходов на образование уделяется внимание не только текущим операционным расходам, но и капитальным вложениям в развитие образовательных учреждений, обновление технической базы, внедрение современных технологий в образовательный процесс.

Третьим значимым фактором является укрепление социальной поддержки образования. Государственные программы направлены на улучшение условий оплаты труда педагогических работников, на поддержку талантливых студентов и на развитие системы стипендий. Это важный шаг в направлении повышения престижа педагогической профессии, а также улучшения доступности образования для всех слоев населения.

Вместе с тем, стоит отметить, что в условиях динамично меняющейся экономической и социальной среды, возникают новые вызовы и задачи для государственного образования. Такие моменты, как цифровизация образования, подготовка кадров в новых областях технологий, адаптация образовательных программ к запросам рынка труда, требуют дополнительных усилий и ресурсов.

Таким образом, тенденции развития государственных расходов в РФ на период 2021-2024 года в сфере образования указывают на стремление к укреплению образовательной системы, модернизации учебного процесса и повышению качества образования. Однако для достижения этих целей необходимо не только увеличивать объемы финансирования, но и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а также адаптировать образовательную систему к вызовам современности.

Заключение

Первостепенную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое избранной властью в рамках экономической политики. Одним из инструментов такого регулирования является государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой план государственных доходов и расходов.

Государственные расходы представляют собой издержки на выполнение государством своих функций. Основная роль государственных расходов заключается в том, что большая часть государственных ассигнований имеют общественную направленность, то есть направляются на создание общественных благ, которые отвечают всем ключевым запросам населения страны.

Государственные расходы являются довольно обширными и затрагивают различные аспекты государственного устройства общества. В экономической теории существует целый ряд оснований для выделения классификаций государственных расходов, которые в свою очередь отражают их роль. Для государственных расходов существует общая тенденция к постоянному увеличению, которая обуславливается рядом экономических и социальных факторов.

Из-за ограниченности используемых бюджетных ресурсов перед государством ставится задача рационального распределения денежных средств. Достижение максимальной эффективности возможно только при условии учета факторов, которые влияют на результаты реализации государственных расходов. Важно, чтобы за эффективностью исполнения проводился контроль на всех этапах реализации денежных средств.

Главная цель бюджетного контроля — управление отклонениями от утвержденного бюджета, которые возникают в ходе фактической деятельности государства.

Список используемой литературы

  1. Алехин Б. И. Государственные финансы. – М.: Юрайт, 2020. – 185 c.
  2. Анисимов С. А. К вопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы 2018 – 31-33 с.
  3. Образовательное право России [Текст]: учебник и практикум: в 2 кн. / А. Н.  Козырин, Т. Н. Трошкина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».  – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
  4. Паспорт национального проекта "Образование". – Режим доступа: www.edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы. – М.: Маркетинг, 2020.

Интересная статья? Поделись ей с другими: