УДК 33

Анализ последствий введения санкций на авиационную отрасль России

Ляпидевский Владислав Александрович – студент экономического факультета направления «Менеджмент» Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В данной статье автор анализирует последствия санкций и экономической изоляции на авиационную индустрию России. Проводится оценка возможностей выхода российской авиации на международный рынок. В статье будут рассмотрены факторы, влияющие на развитие авиационной индустрии в условиях санкций, а также будут предложены возможные стратегии для улучшения ситуации и развития российской авиационной отрасли в условиях беспрецедентного санкционного давления.

Ключевые слова: авиация, санкции, авиационный менеджмент, авиационная отрасль.

Введение

В конце февраля 2022 года на авиационную отрасль Российской Федерации были наложены беспрецедентные санкции. Спустя почти два года после их введения мы можем описать их влияние на российскую авиационную отрасль.

Ограничение международных полетов

Первое с чем столкнулись авиакомпании России – это ограничение полетов за границу. 37 стран закрыли свое воздушное пространство для пролетов российских авиакомпаний [1]. Помимо этого, иностранные лизингодатели потребовали от российских авиакомпаний вернуть
самолеты [2]. В связи с чем для российских авиакомпаний были ограничены полеты в том числе в страны, которые не закрывали свое воздушное пространство для пролета, так как появился высокий риск ареста воздушных судов в иностранных государствах. Полеты в эти страны для российских авиакомпаний стали возможны только на отечественных воздушных судах. Также некоторыми странами были согласованы полеты на воздушных судах, выкупленных у иностранных лизингодателей или принадлежащих российским лизинговым компаниям.

В первый месяц после введения санкций было арестовано 77 самолетов, принадлежащих российским авиакомпаниям. Вернуть удалось только
один. [3]

В течение двух лет российские авиакомпании занимались урегулированием споров с иностранными лизингодателями. В декабре 2023 года был исчерпан лимит бюджета Фонда национального благосостояние на выкуп самолетов у иностранных лизингодателей в размере 300 миллиардов рублей. Всего было выкуплено 150 самолетов. Большая часть воздушных судов была выкуплена 22 декабря 2023 года (92 самолета) [4].

Выкуп самолетов у иностранных лизингодателей позволит российским авиакомпаниям увеличить количество рейсов на уже существующих международных маршрутах, а также открыть новые направления. Рост предложения на международных воздушных линиях (МВЛ) должен привести к снижению стоимости билетов для пассажиров при полетах заграницу. Однако, в связи с отсутствием возможности роста производственных мощностей авиакомпаний, рост предложения на международных воздушных линиях может привести к сокращению перевозок на внутренних воздушных линиях (ВВЛ), что может привести к росту стоимости билетов для перелетов внутри России.

Тем не менее возможно, что российские авиационные власти будут стараться избегать подобной ситуации, ограничивая коммерческую выгоду полетов на МВЛ для российских авиакомпаний посредством введения барьеров для экономически эффективного выполнения рейсов, такие как: увеличение стоимости обслуживания в аэропортах или ограничения количества выдаваемых допусков для осуществления международных рейсов, способствуя тем самым сохранению объемов на внутреннем рынке, но увеличивая себестоимость перевозки на МВЛ.

Ограничение доступа к деталям и технологиям

Введенные санкции, помимо ограничений на выполнение полетов в большинство стран мира, включили в себя также наложение запрета на покупку самолетов, двигателей и запчастей российскими авиакомпаниями, а также их ремонт. Отсутствие возможности закупки запчастей у официальных поставщиков и ремонта некоторых элементов воздушных судов у производителей нанесло значительный удар по авиационной отрасли России.

Несмотря на это российским авиакомпаниям удается сохранять воздушные суда в состоянии летной годности благодаря параллельному импорту. До введения санкций детали для самолетов российских авиакомпаний поставлялись напрямую от производителя. После введения санкций запчасти поставляются через третьи страны и посреднические компании. Однако наличие дополнительных посредников и сложность в формировании новых цепочек поставок увеличивает время до получения деталей авиакомпаниям и приводит к росту себестоимости детали, а в последствии и авиаперевозки, что в свою очередь ведет к росту стоимости билетов для пассажиров.

При этом далеко не все запчасти могут быть получены благодаря параллельному импорту. Часть необходимых для выполнения полетов деталей невозможно доставить в Россию. Из-за этого авиакомпании вынуждены консервировать часть воздушных судов на неопределенный срок.

Проблемы с запчастями возникли не только у иностранных самолетов, но и у российского Sukhoi Superjet 100. Так как значительная часть деталей на данный тип воздушного судна производится за границей или совместно с иностранными партнерами. 

Российская авиационная промышленность

Экономическая изоляция влияет и на развитие авиастроения России. Первые санкции против российского авиастроения были введены еще в 2018 году, что повлекло за собой изменение сроков ввода в коммерческую эксплуатацию самолета МС-21, серийное производство которого планировалось начать еще в 2017 году. Производство изначально запланированной модели с американскими двигателями PW1431G в данный момент невозможно. Серийное производство импортозамещенной модели с российскими двигателями ПД-14 ежегодно откладывается и в данный момент планируется на конец 2024 года.

Помимо этого, санкции 2022 года сделали невозможным производство российского самолета Sukhoi Superjet 100. Производитель ежегодно выпускал 10-20 самолетов данного типа, однако в 2023 году производство было остановлено, ввиду прекращения производства и обслуживания двигателей SaM146 российско-французской компанией. Начало серийного производства импортозамещенной модели под названием SJ-100 с российскими двигателями ПД-8 планировалось на конец 2023 года, однако было также перенесено.

Опыт Ирана: подходы к преодолению санкций

Россия не первая страна, которая сталкивается с санкциями в отношении авиационной отрасли. В похожих условиях уже более 40 лет развивается авиация в Иране. C 1979 г., когда были введены первые санкции, до 2019 г. пассажиропоток в стране вырос с 2 до 26 млн человек [7]. Опыт данной страны регулярно рассматривается исследователями проблемы, российскими авиационными властями и авиакомпаниями для поиска решений образовавшихся проблем.

Иран обходит международные санкции, используя подставные компании, заключение контрактов с открытой датой и страны с ограниченным контролем экспорта. Они также получают запрещенные товары через торговые компании в зонах свободной торговли и устанавливают индивидуальные договоренности с другими странами для создания новых трансфертных хабов. [8]

Существует несколько инструментов, которые использует Иран для преодоления санкций. Один из них включает в себя партнерские соглашения с дружественными странами. Иран активно устанавливает связи с государствами, которые не поддерживают политику США или находятся под внешним давлением, чтобы обойти ограничения, введенные США. [9]. Чаще всего взаимодействие происходило со следующими странами ближнего востока: Ирак, Саудовская Аравия, Пакистан [10].

Заключение

В данный момент российская авиационная отрасль находится в фазе рецессии. В первую очередь это отражается на сокращении предложения на рынке авиаперевозок, ввиду отсутствия возможности покупки новых самолетов, сложностей с покупками запчастей и ремонтом воздушных судов. Это свою очередь приводит к росту стоимости билетов для пассажиров, а соответственно делает авиаперевозки менее доступными для граждан России.

Введение санкций на авиацию, как показал пример Ирана, усложняет развитие отрасли, но не приводит к ее краху. В связи с этим, российским авиационным властям и авиакомпаниям необходимо следовать нескольким тенденциям для сохранения и развития отрасли в условиях беспрецедентного санкционного давления.

В первую очередь, необходимо улучшить цепочки поставок деталей, ускорить процессы поставки и снизить стоимость запчастей. Для этого нужно развивать сотрудничество с международными партнерами и производителями комплектующих. Также важно искать возможности для выполнения полетов в зарубежные страны, налаживать договоренности между странами о возможности двустороннего сотрудничества и поиска новых маршрутов.

Для сохранения и развития отрасли в условиях беспрецедентного санкционного давления также важно развивать партнерские отношения с международными авиакомпаниями, расширять международную маршрутную сеть.

Список литературы

  1. «Какие страны закрыли воздушное пространство для России»
    [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.forbes.ru/society/457229-kakie-strany-zakryli-vozdusnoe-prostranstvo-dla-rossii (Дата обращения 15.01.2024)
  2. «Лизингодатели потребовали от России вернуть 500 самолетов на 20 млрд долларов» [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.rbc.ru/business/23/03/2022/623b3dfa9a7947670f0f97d9 (Дата обращения 14.01.2024)
  3. «Минтранс назвал число задержанных за рубежом российских самолетов» [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/470405-mintrans-nazval-cislo-zaderzannyh-za-rubezom-rossijskih-samoletov (Дата обращения 14.01.2024)
  4. «Ъ» узнал об исчерпании средств на выкуп самолетов у иностранных лессоров» [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/25/12/2023/6588c1a39a7947b4f94599b0 (Дата обращения 12.01.2024)
  5. «Девять российских авиаперевозчиков прекратили полеты в 2022 году» [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/483976-devat-rossijskih-aviaperevozcikov-prekratili-polety-v-2022-godu (Дата обращения 15.01.2024)
  6. «S7 сократит часть сотрудников в Москве» [Электронный ресурс] / режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/19735357 (Дата обращения 16.01.2024)
  7. Dadpay, A. (2019). Iran Aviation Industry and Nuclear Deal: The Poster Child of Sanctions and JCPOA. Houston, TX. 18 p.
  8. Фокеев М. А. Отрасль авиаперевозок в условиях санкций: примененим ли опыт Ирана в России // ЭКО. 2022. № 8. С. 106–131. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-8-106-131
  9. Juan, Z. (2013). Treasury’s War: The Unleashing of a New Era of Financial Warfare. New York: Public Affairs. 512 p
  10. Zamani-Farahani, H., Henderson, J. (2010). Islamic tourism and managing tourism development in Islamic societies: the cases of Iran and Saudi Arabia. International Journal of Tourism Research, Vol. 12. No. 1. Pp. 79–89. DOI: 10.1002/jtr.741