УДК 657.1

Организация бухгалтерского учета доходов и расходов предприятия

Краснов Егор Игоревич – магистрант Уральского государственного экономического университета.

Дудина Ольга Игоревна – кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного экономического университета.

Кремлёва Виктория Владиславовна – кандидат экономических наук, доцент Дагестанского государственного университета народного хозяйства.

Аннотация: В статье раскрывается значение организации бухгалтерского учета. На примере ООО «Альтура Групп» проводится анализ бухгалтерского учета. В статье рассмотрена методика начисления доходов и расходов исследуемого субъекта, а также продемонстрированы расчеты по хозяйственным операциям учета доходов и затрат по отдельным статьям.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, доходы, расходы, проводки, товарно-материальные ценности, заработная плата.

В настоящее время развитие рыночных отношений играет важную роль в эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. И в первую очередь ключевой составляющей организации эффективной деятельности, которая способствует решению ряда задач, определяющих экономический результат и стабильность, является правильная организация ведения бухгалтерского учёта.

Значение бухгалтерского учёта представляет большую роль на этапе планирования дальнейшей стратегии ведения бизнеса. Так как важным источником информации при принятии обоснованных управленческих решений является система бухгалтерского учёта, поскольку именно она включает в себя все необходимые сведения для реализации конкретных задач, например, таких как планирование, прогнозирование и контроль.

Планирование и прогнозирование в современных условиях хозяйствования невозможно без глубоких аналитических исследований производства и рынка, без составления прогнозов, которые составляются на базе аналитических исследований. В решении данных вопросов поможет анализ финансового состояния, который основан на объективных данных организации, её платежеспособности и результативности.

Для эффективного финансового управления организация должна принимать во внимание следующий ряд факторов: целесообразное управление финансами, инвестиционную привлекательность, в том числе финансовую устойчивость, ликвидность и платёжеспособность. И именно рациональное соотношение доходов и расходов организации, формирует базу для эффективного функционирования организации. Рост доходов в данном случае всегда будет являться основой для экономического развития компании [1].

Все предприятия в первую очередь нацелены на получение прибыли, а также на то, чтобы потребители продукции предприятия были заинтересованы и удовлетворены именно продукцией данной организацией. Поэтому каждый собственник организации заинтересован в увеличении прибыли, так как на основании полученной прибыли предприятия имею возможность увеличивать масштабы своего производства, что в последствии приведёт к большему доходу компании.

Актуальность исследования заключается в том, что организация ведения бухгалтерского учёта доходов и расходов от обычных видов деятельности играют важнейшую роль в системе управления организацией. Так как данное исследование способствует определению эффективного использования средств организации, и источников их финансирования, он позволяет достоверно оценить начальное финансовое положение и динамику его дальнейшего развития.

Целью статьи является исследование организации бухгалтерского учёта и анализа доходов и расходов ООО «Альтура Групп».

Подход предприятия к ведению бухгалтерского учета соответствует общепринятой в России системе двойной записи, где каждая хозяйственная операция отражается на двух счетах: дебетовом и кредитовом, что позволяет контролировать финансовые потоки и получать корректную информацию о состоянии дел компании.

Существует утвержденный Государственным комитетом стандарт учета - сокращенный план счетов бухгалтерского учета, который используется в компании для отражения основных хозяйственных операций.

Автоматизация процессов бухгалтерского учета с помощью 1С: «Упрощенка» позволяет более быстро и точно проводить записи бухгалтерских операций, а также получать отчеты и аналитику.

Предприятие тщательно следит за первичной учетной документацией, использует только утвержденные типовые формы первичных документов или разрабатывает свои формы с отражением всех обязательных реквизитов, чтобы обеспечить правильность учета хозяйственных операций и избежать проблем с контролирующими органами. Все это отражено в учетной политике компании.

Согласно действующему законодательству РФ, первичная учетная документация должна храниться на протяжении определенного срока (от 4 до 10 лет в зависимости от вида документа). В компании соблюдают правила хранения учетных документов в соответствии с государственными стандартами и имеет специально оборудованный архив для хранения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского и налоговой отчетности.

Хранение документов в архиве предприятия позволяет обеспечить сохранность и доступность учетной информации в целях проверок, анализа финансовых результатов, учетных операций и налоговых расчетов. При этом все документы должны быть организованы в хронологическом порядке с соблюдением правил и процедур, установленных законодательством и компанией.

Важно отметить, что хранение первичных документов в архиве предприятия – это необходимое условие их использования в дальнейшем, поэтому компания уделяет особое внимание правильной организации и учету документов в архиве, а также соблюдению сроков хранения.

ООО «Альтура Групп» часть своей продукции организация изготавливает самостоятельно. В организации разработана рецептура приготовления лекарств, основной расчет калькуляционных карт ведется в программе IIKO 8.3.

Согласно учетной политике компании ООО «Альтура Групп», товары, закупленные на стороне, учитываются по фактической себестоимости, которая включает в себя затраты на их приобретение. При получении товаров на склад они приходуются на счет 41 «Товары», где фиксируется их количество и себестоимость.

После этого на готовую продукцию и товары, которые будут реализованы, устанавливается торговая наценка в соответствии с учетной политикой компании. Размер торговой наценки может варьироваться в зависимости от категории товаров, однако, в среднем, она составляет от 50 до 100%.

Основные проводки по учету ТМЦ приведены на рисунке 1.

Далее мы рассчитываем сумму реализованной торговой наценки. Начинаем с подсчета остатков товаров на конец отчетного месяца по счету 41. Расчеты представлены ниже:

Рассчитываем процент торговой наценки за месяц:

Определяем сумму наценки на остаток товара Нк:

517af6610d49a60b

Рисунок 1. Основные проводки ООО «Альтура Групп» по учету ТМЦ

Определяем сумму реализованной наценки Нр:

Составляем проводку «сторно» по списанию реализованной продукции:

  • Д 90 субсчет «Себестоимость продаж» К 43 - 223421 – сторнирована торговая наценка;

  • Д 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» К 99 субсчет «Прибыль и убытки».

(670 000 – 670 000 – (- 223 421)) - Выявлен результат от реализации, который совпадает с величиной реализованной торговой наценки.

Теперь рассмотрим статью расходов на оплаты труда.

Суммы, начисленные по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», дебетуется на счет 44 «Расходы на продажу». С 2023 года взносы в ФНС за работников начисляются одной суммой по единому тарифу. В общем случае тариф составляет 30%, так как ООО «Альтура Групп» относится к малым предприятиям, поэтому использует льготный тариф.

Учет начисленных и уплаченных страховых взносов предприятие ведет на счете 68.90 «Единый налоговый счет», который предназначен для обобщения информации о расчетах организации по налогам и сборам. Начисленные суммы взносов проходят по кредиту счета 68.90 «Единый налоговый счет» и дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Пособия по временной нетрудоспособности относятся на уменьшение налогооблагаемой базы.

Дебет счета 69 субсчета 11 и кредит счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» являются правильными для начисления суммы пособия по «травме». Это делается для отражения выплаты страхового возмещения за несчастные случаи на производстве и травмы сотрудникам организации, что является частью выплаты заработной платы.

Расчеты по временной нетрудоспособности производятся с момента предоставления медицинской организацией листка нетрудоспособности. Все листы нетрудоспособности в настоящее время имеют электронный вид и передаются работодателю дистанционно.

На рисунке 2 представлены основные операции по начислению заработной платы и начислению страховых взносов за март 2023 года.

Для расчетов с персоналом, поставщиками и покупателями предприятие применяет наличные и безналичные расчеты.

Учет денежных средств организации происходит на активных счетах: счет 50 «Касса», счет 51 «Расчетный счет». Счет 50 «Касса» используется для учета наличных денежных средств. Выплата заработной платы сотрудникам производится через расчетные счета по зарплатным проектам, путем формирования реестров в системе 1С «Предприятие»: Зарплата и управление персоналом (ЗУП) с суммами выплат по каждому сотруднику и через кассу предприятия, на основании платежной ведомости, на сумму с ведомости оформляется расходно-кассовый ордер с указанием общей суммы к выплате.

Рисунок 2. Основные проводки по учету заработной платы и социальным взносам за март 2023 года

Все данные по кассовым операциям регистрируются в программу 1С. Основные проводки по счету 50 «Касса» приведены в таблице 2.

Перечисление заработной платы, а также оплата услуг, товаров и налоговых сборов в ООО «Альтура Групп» происходит через расчетные счета ПАО «Сбербанк России». Каждая организация вправе выбрать банк для расчетов самостоятельно. Также и сотрудники могут предоставить реквизиты банка, в котором они планируют получать заработную плату.

Таблица 2. Проводки по учету наличных денежных средств

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Получены денежные средства с расчетного счета

89 000

50

51

Выплачена заработная плата

73 000

70

50

Получена выручка от реализации продукции (оплата через кассу)

86 500

50

90.1

Выданы денежные средства в подотчет

7 000

71

50

Сдача торговой выручки на расчетный счет

190 000

51

50

Синтетический учет ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

«Зачисление денежных средств на расчетный счет происходит на основании следующих документов: платежные поручения; объявления на взнос наличными; денежные чеки» [4]. Бухгалтерия предприятия для упрощения работы в области контроля за финансами использует программу «Интернет-банк СберБизнес». Данная программа на ежедневной основе формирует отчетность отражения операций. Таким образом, бухгалтер получает выписки из банка. К платежным поручениям на списания прилагаются документы, подтверждающие расход денежных средств.

Основные корреспонденции счетов по счету 51 «Расчетный счет» приведены в таблице 3. ООО «Альтура Групп» как малое предприятие использует упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 12 учетной политики управленческие расходы по текущей деятельности учитываются в организации на счете 44 «Расходы на продажу».

Таблица 3. Корреспонденция счетов по учету безналичных расчетов

Организация производит учет расходов по следующим видам: «материальные расходы; расходы по аренде и коммунальным платежам; расходы по оплате труда; расходы на услуги связи» [3]. В конце каждого месяца накопленные расходы на счете 44 «Расходы на продажу» списываются в себестоимость продаж. На исследуемом предприятии управленческие расходы на протяжении трех лет отсутствуют. Соответственно, анализировать их нецелесообразно.

Перейдем к учету прочих доходов и расходов [2,3]. Учет данной статьи производится на 91 счете. Предприятие использует следующие субсчета к счету 91 «Прочие доходы и расходы»: 91.01 «Прочие доходы»; 91.02 «Прочие расходы»; 91.09 «Сальдо прочих доходов и расходов». В конце календарного месяца на счете 91 «Прочие доходы и расходы» определяют сальдо прочих доходов и расходов. На счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 09 «Сальдо прочих доходов и расходов» списывается сальдо субсчетов 91 «Прочие доходы и расходы» и определяется прибыль (убыток) от прочей деятельности.

Финальной отчетностью по деятельности организации является совокупный финансовый результат или бухгалтерская отчетность. Данный документ включает в себя показатели, которые учитываются на протяжении всего отчетного периода и непосредственно отражают финансовые результаты проведенных операций. На основании данной отчетности происходит аудиторская проверка, которая анализирует текущее финансовое состояние организации. Отчетность входит бухгалтерский, статистический, а также оперативный учёты [5].

Финансовая отчетность находится в открытом доступе для того, чтобы потенциальные контрагенты или поставщики имели возможность оценить текущее финансовое состояние организации и сделать выводы, является ли она надежной и стоит ли заключать договор. Критерием финансовой отчетности является её грамотное составление и своевременность её предоставления. В случае расхождения показателей за прошлые периоды, руководители не смогут дать адекватную оценку финансовому состоянию хозяйственного субъекта.

Приложения требуются в случае, если основная информация, представленная в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах, не дает полной картины о финансовом состоянии и деятельности организации. Например, приложения могут содержать информацию о способе оценки имущества, о долгосрочных контрактах, о финансовых инвестициях. Все это дополнительная информация, которая необходима для полноценного анализа и оценки финансовой деятельности компании. Формат и объем приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах определяются законодательством страны, в которой действует организация.

В отчете о финансовых результатах предприятие может свернуто отобразить прочие доходы и прочие расходы, если это не противоречит правилам бухгалтерского учета и, если доходы и расходы, связанные с одним и тем же фактом хозяйственной жизни, не являются существенными для характеристики финансового положения компании. Однако, при необходимости, детализация прочих доходов и расходов должна быть предоставлена в отдельном документе или в примечаниях к отчету [6] .

Пример расчета с проводками: Дебет 99 Кредит 68 — начислен «упрощенный» налог за 2023 год в сумме 19126 рублей; Дебет 68 Кредит 51— перечислен в налог по упрощённой системе налогообложения в сумме 19 126 рублей.

Таким образом, мы рассмотрели организацию бухгалтерского учета и методику начисления доходов и расходов исследуемого субъекта, а также продемонстрировали расчеты и представили хозяйственные операции учета затрат и доходов по отдельным статьям.

Список литературы

  1. Дудина О.И., Струин М.Д., Гаспарян М.Г. Оценка финансового состояния предприятия ЗАО «Фармацевт» // Актуальные вопросы развития финансовой сферы: сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции (г. Махачкала, ДГУНХ 16 апреля 2022 г.). Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. С. 122-125.
  2. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1791) - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 8.01.2024)
  3. Приказ Минфина РФ от 6 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации») ПБУ 10/99» - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 8.01.2024)
  4. Васильчук О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2023. – 496 c.
  5. Дудина О.И., Тимофеева В.А. Основные финансовые показатели предприятия и их значимость в финансово-хозяйственной деятельности // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: современное состояние и перспективы развития: материалы XIV Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург 24 апреля 2023 г). Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2023. С. 33-39.
  6. Бухарова Д.Х. Совершенствование анализа и прогнозирования финансового состояния торговой организации // Вестник УГТУ-УПИ. – 2009. – № 4. – С. 117-127.

Интересная статья? Поделись ей с другими: