УДК 336

Совершенствование методики оценки финансовой устойчивости регионального бюджета

Колесникова Юлиана Сергеевна – студент Забайкальского государственного университета

Аннотация: В статье обоснована значимость проведения оценки финансовой устойчивости регионального бюджета, по результатам которой у органов власти появляется возможность контролировать показатели доходов и расходов регионального бюджета, вносить изменения в региональную и налоговую политику, появляется возможность формировать условия для финансовой стабильности и сбалансированности регионального бюджета. Автором было определено, что финансовая устойчивость регионального бюджета должна стать основным элементом для оценки регионального бюджета и его перспективы.

Проведено исследование разных подходов содержания финансовой устойчивости, типов финансовой устойчивости регионального бюджета. Проведена оценка финансовой устойчивости на примере регионального бюджета Забайкальского края.

Проведенная оценка финансовой устойчивости регионального бюджета Забайкальского края будет полезна региональным органам власти при решении задач, связанных с планированием доходной и расходной составляющей бюджета на очередной финансовый год, выбором приоритетных направлений расходов и поиском источников обеспечения их дополнительными доходами, а также с разработкой оперативных решений для повышения финансовой самостоятельности регионального бюджета на этапе его исполнения.

Ключевые слова: региональный бюджет, финансовая устойчивость регионального бюджета, результативность, финансовая независимость и сбалансированность бюджета региона, модель оценки финансовой устойчивости бюджета региона, методика оценки, тип финансовой устойчивости регионального бюджета.

Введение

Стремление к финансовой стабильности развития территорий сильно зависит от способности правительств формировать эффективные бюджеты. Региональные бюджеты играют важную роль в укреплении финансовых отношений между государственными органами власти, экономическими субъектами и населением Российской Федерации в целом, с целью обеспечения устойчивого экономического развития.

Региональные бюджеты являются неотъемлемой частью региональной экономики, позволяя регионам сосредоточить финансовые ресурсы на важных областях социального и экономического развития. Эти бюджеты также производят перераспределение доходов между отраслями, территориями и сферами общественной деятельности. Таким образом, оценка финансовой стабильности региональных бюджетов играет ключевую роль в совершенствовании их исполнения

Цель данного исследования заключается в разработке новых теоретико-методологических положений, касающихся финансовой устойчивости регионального бюджета, а также в создании практических рекомендаций по повышению уровня финансовой устойчивости бюджета Забайкальского края.

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучение экономической сущности и определений понятия «финансовая устойчивость регионального бюджета», а также обобщение и дополнение соответствующего понятийного аппарата.

  2. Исследование методического инструментария для оценки финансовой устойчивости регионального бюджета и сравнение результатов практического применения существующих методических подходов в контексте оценки финансовой устойчивости бюджета Забайкальского края.

  3. Разработка практических рекомендаций по повышению уровня финансовой устойчивости бюджета Забайкальского края и проведение прогнозной оценки эффективности их реализации.

Понятие, экономическая сущность, функции регионального бюджета

Современный этап развития страны сопровождается неотъемлемым процессом совершенствования системы планирования и прогнозирования бюджетов, что является ключевым аспектом в стимулировании экономического роста.

Грамотное планирование и прогнозирование федеральных, региональных и местных бюджетов суть необходимые условия для достижения экономического прогресса в стране. Сегодня большое внимание уделяется развитию и улучшению системы планирования и прогнозирования доходов государственного бюджета.

Региональные бюджетные отношения играют важную роль в управлении финансами государственных органов, которые взаимодействуют с акционерными, частными и государственными предприятиями, а также с населением Российской Федерации, в целях формирования и эффективного использования централизованного фонда финансовых ресурсов.

Для Российской Федерации имеет огромное значение правильно структурированный бюджет каждого региона. В современных условиях развития экономики, одной из проблем является создание бюджета, который обеспечивал бы равновесие между доходами и расходами, учитывая потребности государства и населения всех слоев.

Следовательно, каждый регион Российской Федерации сталкивается с задачей увеличения доходной части и эффективного использования бюджетных средств. Бюджет является ключевым элементом финансовой системы как для страны в целом, так и для ее экономических субъектов, что делает его финансовой основой.

Стоит также отметить, что бюджетная система РФ состоит из трех уровней (см. Рисунок 1.1).

7c48f732c8630b1f

Рисунок 1.1. Три уровня бюджетной системы РФ

Бюджет как экономический инструмент способен оказывать количественное и качественное влияние на социально-экономические процессы страны. Определяя, размер финансовых ресурсов и объем средств региона, местные власти способны осуществлять сбалансированное и рациональное развитие субъекта.

Рисунок 1.2. Структура консолидированного бюджета РФ [62]

Одной из ключевых функций, выполняемых региональными бюджетами, является формирование финансовых ресурсов, необходимых для эффективного функционирования региональных органов власти. Кроме того, они занимаются распределением и использованием финансовых средств между различными областями народного хозяйства. Еще одна важная задача, возлагаемая на них, – осуществление контроля над экономической деятельностью организаций и учреждений, подчиненных региональным органам власти.

Доходы и расходы регионального бюджета

Ключевые аспекты развитых стран с рыночной экономикой можно свести к формированию доходов бюджета через налоговые отчисления, которые служат важным инструментом регулирования государства экономических процессов. Поэтому федеративные государства должны иметь четкую налоговую систему, определяющую механизмы сбора и распределения налоговых платежей между центральным правительством и регионами.

Развитие федеративных государств невозможно без эффективного распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, и Россия не является исключением. Отношения между бюджетами на разных уровнях сопровождаются множеством проблем, которые неизменно поднимаются Президентом РФ в ежегодных Бюджетных посланиях. Это подчеркивает необходимость найти решения для всех проблемных моментов, связанных с налоговым федерализмом.

Согласно БК РФ, региональные бюджеты формируются из регулирующих и собственных доходов. Являясь основными источниками доходной части бюджетов регионального уровня во всей стране, регулирующие источники составляют более 70% этой части. В тоже время, поступления в виде трансфертов, субсидий, субвенций и дотаций составляют более 25% общего дохода, а отчисления от федеральных налогов – более 40%. Относительно формирования бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы имеют незначительный удельный вес, особенно закрепленные за региональными бюджетами. Таким образом, налог на имущество организаций является самым значительным из них, и его рост ежегодно превышает рост доходов от транспортного налога. При формировании региональных бюджетов, регулирующие налоги играют ключевую роль.

Налоговые доходы являются основополагающим источником доходов региональных бюджетов Российской Федерации. Региональные налоги прописаны в статье 14 НК РФ. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог и налог на профессиональный доход.

Региональные бюджеты России получают доходы от налогов, как региональных, так и частично федеральных. Законодательством закреплены нормативы отчислений налоговых доходов в региональные бюджеты. Развитие предпринимательства в регионе является важным фактором для увеличения налоговых поступлений как на федеральный, так и на местный уровень. Региональные бюджеты также могут получать безвозмездные перечисления и дотации из других источников.

Система регионального бюджета определяет доходы как ту часть бюджета, которая формируется за счет безвозмездных поступлений денежных средств в соответствии с классификацией бюджета РФ.

Расходы бюджета, в свою очередь, подразделяются на текущие и капитальные в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Финансовая устойчивость регионального бюджета. Понятие, критерии и методы оценки

Бюджетная устойчивость является ключевой характеристикой бюджета в условиях возможных изменений во внешней среде, она гарантирует полное и своевременное выполнение полномочий государственных органов и обеспечение финансовых обязательств. Устойчивость бюджета имеет более глубокий смысл, она учитывает не только платежеспособность правительства, но и выполнение его функций в рамках целей бюджетной политики.

Научные публикации, аналитические материалы государственных органов власти и правовые акты содержат различные определения и характеристики бюджетной устойчивости. Обычно они отражают различные аспекты данного понятия и представляют мнения представителей научного и экспертного сообщества, а также государственных органов.

Следует отметить, что комплексное содержание понятия «бюджетная устойчивость» позволяет классифицировать ее виды по различным критериям, таким как временной горизонт, уровень государственной власти и другие характеристики.

Таким образом, сущность финансовой устойчивости регионального бюджета заключается в эффективном формировании и использовании финансовых ресурсов. На финансовую устойчивость регионального бюджета оказывает воздействие большое количество как внешних, так и внутренних факторов, которые непосредственно влияют на уровень экономической безопасности субъекта Российской Федерации.

Впервые Г.Б. Поляк предложил понятие финансовой устойчивости регионального бюджета. По его мнению, степень устойчивости регионального бюджета можно определить объемом средств, которые должны обеспечивать минимальные бюджетные расходы. Под минимальными расходами бюджета. Поляк Г.В. понимал средства, запланированные в бюджете для финансового покрытия гарантированных Конституцией мероприятий по жизнеобеспечению населения. Его авторская методика отнесения регионального бюджета к определенному типу устойчивости представлена в таблице 1.1 и на рисунке 1.6.

Таблица 1.1 Показатели оценки финансовой устойчивости регионального бюджета по Поляку Г.В. [34]

Рисунок 1.3. Схема определения степени устойчивости регионального бюджета

Предлагается использовать методику Гладковской Е.Н. и Цало И.М. для более точной оценки финансовой устойчивости регионального бюджета. Эта система основана на определении специальных индикаторов.

Первая группа индикаторов предназначена для определения результативности бюджета. Для этого проводится анализ выполнения запланированных доходов (ПИД), оценка выполнения запланированных расходов (ПИР) и определение коэффициента соотношения доходов и расходов (КСДР). Эти индикаторы позволяют оценить степень выполнения запланированных сумм поступлений и расходов.

Во вторую группу попадают показатели, которые служат для определения финансовой независимости бюджета: коэффициент автономии (КАРБ), отношение расходной части к собственным доходам (КОРД) и покрытие бюджетной задолженности (КПБЗ).

В третью группу входят показатели, которые отражают сбалансированность регионального бюджета: коэффициент сбалансированности (КСРБ), отношение дефицита к доходной части без учета безвозмездных поступлений (КОДКД) и обеспеченность резервами (КОР)

Названные индикаторы отражают эффективность, самостоятельность субъекта и сбалансированность средств и основываются на использовании балльной системы (таблица 1.2).

Таблица 1.2. Модель балльной оценки финансовой устойчивости регионального бюджета

Тип устойчивости

PPR

PPE

IRRE

IRRA

IREOR

ICED

IBRE

IDIR

IPFR

Присвоение баллов за единичный показатель

Устойчивое финансовое положение

>100

<100

>1

>0,5

<0,5

<1

>0,85

0,03

1

Неустойчивое финансовое положения региона

100

100

1

0,5

0,5

1

0/85

0<IPFR<0,03

0,5

Окончание таблицы 1.2

Тип устойчивости

PPR

PPE

IRRE

IRRA

IREOR

ICED

IBRE

IDIR

IPFR

Присвоение баллов за единичный показатель

Кризисное финансовое положение региона

<100

>100

<1

>0,5

>0,5

>1

<0,85

<-0,10

<0$>0,03

0

Для успешной реализации государственной экономической и финансово-бюджетной политики в области финансовой поддержки регионов планируются следующие мероприятия:

  1. Внедрение новых методов финансирования инвестиций в инфраструктуру регионов на основе национальных проектов. Это будет осуществляться за счет снижения долговой нагрузки регионов и повышения эффективности использования бюджетных средств.

  2. Увеличение адресности и целевого характера использования бюджетных ресурсов на региональном уровне и выполнение соглашений о межбюджетном взаимодействии. Это позволит обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и улучшить взаимодействие между различными уровнями власти.

  3. Предоставление финансовой помощи консолидированным бюджетам регионов на основе дополнительного финансирования доходной базы и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Такая поддержка позволит снизить финансовые трудности регионов и обеспечить равные условия развития для всех регионов страны.

  4. Использование налоговых выплат от новых видов деятельности, связанных с созданием новой инфраструктуры, для перераспределения межбюджетных трансфертов. Это снизит финансовую нагрузку на регионы и улучшит эффективность распределения бюджетных средств между различными уровнями власти.

Список источников

  1. Аралбаева, Г.Г., Аралбаев, А.Т. О необходимости уточнения основных целевых индикаторов стратегии социально-экономического развития региона. – Текст: непосредственный // Региональная экономика и управление: электронный журнал. – 2020. – № 4 (64). – С. 13.
  2. Арбатская Ю.В. Инвестиционные расходы региональных бюджетов: правовые особенности. – Текст: непосредственный // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2019. – №3. – С. 82-87.
  3. Баженова, В.И., Гришина, О.А. Государственные и муниципальные финансы. / Учебник под редакцией В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой / Москва: КноРус, 2019. – 336 с. – ISBN: 978-5-406-06800-7.
  4. Балакина А.П., Бабленкова И.И. Финансы: учебник. Москва: Дашков и К, 2020. – 384 с. – ISBN: 978-5-394-01500-7.
  5. Бамбушева Э.Ю. Влияние регионального бюджета на социально- экономическое развитие территории. – Текст: непосредственный // Развитие отраслевого и регионального управления. – 2019. – №7. – С. 9-13.
  6. Батейкин Д.В. Современные подходы к определению устойчивости бюджета региона посредством рейтинговой оценки с использованием бюджетных коэффициентов. – Текст: непосредственный // Финансовая экономика. – 2019. – № 12. – С. 20-21.
  7. Бурханова Н. Бюджетная система РФ: конспект лекций. Москва: ЭКСМО, 2017. – 24 с. – ISBN: 978-5-699-24531-4.
  8. Горшенина О.В. Сбалансированность бюджета: регионы в поисках решений. – Текст: непосредственный // Журнал Бюджет. – 2019. – № 3 (195). – С. 56-58.
  9. Гришина И.В., Полынев А.О. Региональные особенности реакции на глобальный кризис. – Текст: непосредственный // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 10. – С. 62-76.

Интересная статья? Поделись ей с другими: