УДК 331

О мотивации труда государственных служащих

Петров Дмитрий Сергеевич – капитан внутренней службы Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России

Чумаков Михаил Вячеславович – кандидат технических наук, доцент кафедры Основ экономики функционирования Российской системы чрезвычайных ситуаций Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация: В статье рассматривается влияние мотивации труда на эффективность и результативность трудовой деятельности государственных служащих, методы стимулирования труда. Описываются результаты авторского эмпирического исследования, проведённого в Главном управлении МЧС России по Ярославской области методом раздаточного анкетирования.

Ключевые слова: стимулирование, методы стимулирования труда, мотивация труда, анкета, эффективность, государственные служащие.

Показатели эффективности деятельности органов государственной власти являются, прежде всего, показателями престижа и социального развития страны.

Человек, занимающийся службой, своим трудом осуществляет конституционное право своих сограждан на управление делами государства и общества. Данная специфика профессиональной деятельности служащих удовлетворяет потребности в общественной пользе труда и является мотивом [1].

Актуальнейшим становится вопрос нарастания влияния стимулирующих мер на итоги труда в отрасли государственной службы.

Методологическая база стимулирования работы в государственных службах сейчас не идеально сформирована, поэтому есть необходимость в совокупном изучение её практической и теоретической частей.

Один из самых актуальных методов стимулирования труда – система «оплата по результатам». Для влияния сотрудников на размер зарплаты можно использовать такие показатели результативности, подробно отражающие степень того, как каждый сотрудник принимает участие в достижении конкретной цели выполнения плана.         

Человеческие потребности оказывают огромное влияние на
осуществление трудовой деятельности, в связи с этим люди готовы трудиться на благо организации и себя. Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф. определяют потребность как «осознание отсутствия чего-то, что вызывает у человека побуждение к действию» [2].

Конечно же, мотивация имеет очень разные формы. Это может оказаться основой как положительных побуждений (повышения премии или зарплаты) и негативных (угроза увольнения, штрафы). Также мотивация может рассматриваться как долгосрочная (постоянная мотивация сотрудника), а также краткосрочная (единоразовая мотивация).

В качестве основного метода оценки эффективности и результативности профессиональной и трудовой деятельности сотрудников используются оценки достижения целей с использованием показатели эффективности, результативности. Показатели результативности и эффективности являются набором качественных и количественных характеристик профессиональной деятельности служащих, позволяющих определять степень достигнутой цели, оценивать объёмы и качества полученных результатов, сроки их выполнения.

Этот метод оценки базируется на системе постановки целей, составления планов, реализуемых на уровне определённого государственного органа и его структурных подразделений.

Эффективное применение методов стимулирования выступает в
качестве основы эффективной и результативной трудовой деятельности
персонала. Оценить успешность применения методов стимулирования
служащих возможно при помощи оценки эффективности и
результативности с помощью составления карт эффективности и
результативности для каждого служащего [3].

Получив информацию о стимулирующей системе в организации, зная ее слабые и сильные стороны и особенности, то можно сказать об использовании программы повышения стимулирования персонала, основанной на особенностях применения стимулирующих методов.

В качестве метода исследования автором был использован метод
анкетирования. Был составлен опрос в виде анкеты, направленный на исследование наиболее эффективных  и действенных методов стимулирования в организации. Анкета обеспечивает сбор эмпирических данных.

В ходе исследования было выявлено, что основные мотивы персонала для начала трудовой деятельности в качестве госслужащего - социальная гарантия, стабильное положение в обществе, уверенность в будущем, стремление к профессиональной реализации.

Кроме того, основные мотивы для продолжения трудовой деятельности в качестве госслужащего являются также социальные гарантии, достижение стабильного положения в обществе, обретение уверенности будущего, реализация своих потенциалов, необходимость зарабатывать.

Механизм использования методов стимулирования основан на наличии у служащих потребностей, которые они стремятся удовлетворить
через осуществление трудовой деятельности. Это желание превращается в мотивы работы, формирующие активную работу сотрудника, которая приводит к достижению вознаграждения. В качестве вознаграждения представляется определённое благо, которое способно удовлетворить нынешние потребности, которое получает служащий от организации.

Предложение различных благ является применением
различных методов стимулирования. В зависимости от природы блага или
вознаграждения методы стимулирования могут быть материальными
денежными, материальными не денежными и нематериальными.

Более стимулирующее воздействие на госслужащих оказывают материальные денежные методы стимулирования.

Однако применяемые материальные денежные методы
стимулирования не обеспечивают полного удовлетворения для потребностей служащих. Призванные их восполнить не денежные
материальные методы стимулирования, так как нематериальные методы
стимулирования не используются в полном объёме.

При этом применяемые методы стимулирования не основаны полностью ни на потребностях, ни на мотивах трудовой деятельности служащих.

Работа с этими особенностями применения методов
стимулирования в процессе действия стимулирующих воздействий на персонал увеличивает эффективность применения различных методов
стимулирования и повышает мотивацию.

Таким образом, эффективное применение методов стимулирования
выступает основой результативной и эффективной трудовой деятельности сотрудников государственной службы.

Список литературы

  1. Байдаков, А.Н., Черникова, Л.И., Кенина, Д.С и др. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст]: учебное пособие / Ставропольский государственный аграрный университет. – Ставрополь, 2017. – 115 с.
  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст] – М.: Вильямс, 2017. — 672 с.
  3. Миляева, Л.Г. Теоретико-методические аспекты мотивации и стимулирования труда персонала организаций: монография. [Текст] – Московская обл., Ногинск: АНАЛИТИКА РОДИС, 2017. – 180 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: