УДК 658.1

Значение холдинга «Leonardo» как представителя крупного бизнеса в Италии

Ишмухаметов Эмиль Рамилевич – студент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики.

Аннотация: В статье рассматривается значение крупного бизнеса в Италии на примере военно-промышленного холдинга «Leonardo». Для определения места и роли компании в итальянской экономике автор приводит эпизоды из ее исторического развития и данные о масштабах ее текущего экономического положения. Проводится анализ деятельности компании по отраслям в национальном масштабе и ее использования в качестве инструмента внешней политики. Автор приходит к выводу о том, что заложенные в прошлом тенденции (участие государственного капитала, расширение полученных активов на новые отрасли, роль грамотного менеджмента) определили нынешнее значение Леонардо, выраженное в диверсификации бизнеса по отраслям стратегического и инфраструктурного значения, в опоре на инновационное развитие, в обеспечении национальной безопасности и международного сотрудничества. Выявленные черты раскрывают не только количественную, но и качественную ценность крупных предприятий для Италии. 

Ключевые слова: крупный бизнес, Леонардо, холдинг, экономика Италии, ВПК, система предпринимательства, диверсификация.

Италия традиционно воспринимается как страна «сверхмалого» бизнеса. Из порядка 4,2 млн. зарегистрированных итальянских предприятий так называемые «микропредприятия» составляют 94,8% [15]. Подобная характеристика многое говорит о предпринимательской системе на Апеннинах. С одной стороны, преобладание малого и среднего бизнеса указывает на гибкость и легкую адаптацию итальянских компаний к новым экономическим реалиям с целью выживания. Малым предприятиям проще взаимодействовать и находить единое решение общих проблем. С другой стороны – это частая нехватка денежных и иных ресурсов у компаний небольшого размера. Требуются регулярные денежные вливания на их поддержку, что ведет к дополнительному давлению на государственный бюджет. В условиях экономической нестабильности именно этот слой бизнеса как наиболее уязвимый первым попадает под удар и несет потери, от которых не все в состоянии оправиться. Поэтому на средний и малый бизнес в Италии можно посмотреть очень подробно под разным углом, что уже не раз предпринималось в академической литературе.

Меньшее внимание в контексте разговора о системе предпринимательства в Италии уделяется крупному бизнесу. Его изучение и понимание для Италии не менее важно. Для начала, как минимум, уместно задать вопрос – а что именно можно включить в категорию крупного бизнеса? В данной работе тип предприятия в зависимости от размера будет определяться критериями, установленными существовавшим ранее Министерством производственной деятельности. В декрете от 2005 года проводится деление предприятий на основании показателей числа занятых, годового оборота и годового бюджета. Согласно декрету, крупным предприятием считается то, которое имеет в своем штате более 249 человек, годовой оборот которого превышает 50 млн. евро, а годовой бюджет – 43 млн. евро [4]. Предприятия в этой категории, хотя и составляют в Италии меньшинство, обеспечивают наибольшую стоимость рабочей силы и наибольшее количество рабочих мест, дают самый большой прирост ВВП, инвестиционные вливания и приносят экономике большую часть оборота всех компаний [15]. Именно поэтому представляется необходимым лучше познакомиться с той частью итальянского предпринимательства, которая реализует его основную работу.

Мы воспользуемся методом анализа одного кейса и из пласта крупных итальянских предприятий возьмем на рассмотрение конкретную компанию – холдинг «Leonardo». Группа «Leonardo» (до 2016 года носившая имя «Finmeccanica») представляет собой крупнейший итальянский военно-промышленный холдинг, действующий в секторах авиастроения, космической промышленности, электротехники, оборонного производства. Как крупный конгломерат Leonardo включает в себя множество дочерних национальных и иностранных компаний, каждая из которых занимает свою конкретную нишу в определенной отрасли, работая на имя всего холдинга. Имидж и мировая известность итальянской компании вне сферы характерных для Италии легкой или пищевой промышленности вызывают особый интерес и стремление разобраться в ключевых факторах успеха и влияния Леонардо. Мы попытаемся определить, в чем заключается роль Леонардо как представителя крупного бизнеса в рамках национальной экономики Италии и за ее пределами. Достичь поставленную цель позволит анализ развития компании в историческом контексте и на современном этапе с использованием количественных данных о масштабах ее деятельности. Подробное рассмотрение примера одного из главных экономических игроков Италии даст нам лучшее понимание о том, какое место крупный бизнес занимает в итальянской экономической системе.

История становления и развития компании 

Оценить роль и масштабы экономической деятельности Леонардо для современной Италии было бы трудно без проведения ретроспективного взгляда на процесс становления и развития компании. Обращение к истории раскроет истоки текущего положения дел и продемонстрирует путь эволюции характерных черт крупного итальянского бизнеса в целом.

История Леонардо начинается с истории ее предшественника – корпорации «Finmeccanica», созданной в 1948 году. Показателен исторический контекст возникновения предприятия: тяжелая социально-экономическая ситуация в Италии после окончания Второй мировой войны, вызванная нехваткой капиталов, дезорганизацией финансовой системы и разрушенной инфраструктурой. Формальный статус проигравшей державы накладывал дополнительное экономическое бремя в виде репараций СССР, Албании, Югославии, Греции и Эфиопии. В то же время любой кризис дает возможность переоценить модель развития и применить новые механизмы, заменяющие то, что утратило былую эффективность. Экономика Италии наглядно подтверждает это. Уже спустя несколько лет после войны страна постепенно вступает в период быстрого экономического восстановления и бума, получившего название «экономическое чудо». Не последнюю роль здесь сыграло государство в качестве прямого (а не только косвенного) хозяйствующего субъекта, источника и драйвера технологического обновления, в том числе в лице Института промышленной реконструкции (ИРИ). В рамках ИРИ и основывается Финмекканика с целью возрождения государственных машиностроительных предприятий и последующего управления ими [9]. Уже с точки отсчета истории холдинга прослеживается важная характеристика крупного бизнеса в Италии, - активное и местами доминирующее участие государственного капитала. Государство станет опорой, которая позволит реализовывать капиталоемкие и не всегда оправданные рыночным механизмом проекты и операции. На текущий момент государство по-прежнему остается главным акционером в Леонардо (владеет 30,2% акций компании).

Здесь стоит сделать пометку о том, что изначально Финмекканика пошла не по совсем классическому для Италии пути – не через форму семейного капитализма, когда из семейных предприятий затем вырастали экономические мэйджоры (FIAT, Ferrero, Gucci и др.). Финмекканика была детищем государства, что, конечно, определяет специфику этого кейса. Однако, как еще будет показано ниже, именно государственное участие не только в своих дочерних компаниях, но и в некогда частном секторе станет связующим звеном во всей прослойке крупного бизнеса. Поэтому есть основания считать, что некоторые характеристики Финмекканики применимы и к другим крупным итальянским компаниям. 

Появившаяся Финмекканика получает богатое наследство прошлого периода итальянской индустриализации. В ее руки перешли предприятия Ansaldo, Alfa Romeo, Odero Terni Orlando (производство морских судов, машин и артиллерии) и некоторые другие [1]. Они успели зарекомендовать себя в прошлом и войти в костяк промышленного сектора Италии. Так, Ansaldo по результатам Первой мировой войны стала крупнейшей итальянской промышленной группой благодаря военным заказам и перестройке экономики на рельсы милитаризма при фашизме. С момента своего основания Финмекканика охватила значительную нишу металлургии, машиностроения и других связанных отраслей, могла пользоваться опытом и достижениями вошедших в нее важнейших компаний. Это заложило основу для центрального места предприятия в структуре крупного бизнеса Италии.

Для успешного функционирования было необходимо дальнейшее развитие полученного потенциала. Период итальянского «экономического чуда» оказался для этого как никогда подходящим. За 1950—1970-ые гг. Финмекканика распространяет свою деятельность на сферы, определяющие ее современную экономическую значимость как системообразующего предприятия. «Визитной карточкой» холдинга становится аэрокосмическая отрасль. В 1969 году совместными усилиями ФИАТ и Финмекканики создается компания «Aeritalia» с ориентацией на военное производство авиационных двигателей. Параллельно группа начинает осваивать новейшие на тот момент отрасли промышленности – черта, ярко выделяющая современную Леонардо в системе итальянских промышленных групп. Так, за годы «экономического чуда» компания играет определяющую роль на рынке электроники [6]. Умение видеть перспективы и вовремя вкладываться в них обеспечило успех Финмекканики на этом этапе ее развития.

Теперь переместимся ближе к современности на несколько десятилетий вперед и взглянем на другой поворотный момент. Он связан с именем Мауро Моретти. В 2014 году этот человек занимает пост главного исполнительного директора и генерального директора компании и начинает реализовывать план по глобальному обновлению всей ее организационной структуры. Проводимая реструктуризация предусматривала создание более сплоченной группы посредством повышения степени централизации управления и вертикальной интеграции производственных процессов (то, что в годы «экономического чуда» одним из первых в Италии сделал Оскар Синигалья с компанией «Finsider»). Часть более мелких компаний со специализацией в определенной сфере, которые ранее существовали как самостоятельные структуры под общей «крышей», теперь преобразовывалась в подотчетные подразделения компании как части единого целого. Еще один важный момент – избавление от убыточных или затратных активов. Например, было решено продать компанию Ansaldo-Breda. Этот непростой на первый взгляд шаг был целесообразным ввиду ухудшения общего финансового положения Италии на фоне кризиса суверенных долгов в ЕС. Моретти руководствовался принципом экономической рациональности и стратегии экономии для поддержания бизнеса наплаву. Наконец, логическую черту под этапом развития предприятия подвела символическая процедура переименования из Finmeccanica в Leonardo в честь Леонардо да Винчи. Имя итальянского гения технической мысли должно было подчеркивать ориентиры в характере деятельности группы и ее особенное, стратегически определяющее место в итальянской экономике.

Беглое обращение к истории становления и развития Леонардо выявляет несколько особенностей, во многом свойственных и другим представителям крупного бизнеса в Италии. Во-первых, это заметная роль государственного участия, что обеспечивает дополнительную материальную поддержку и степень контроля. Во-вторых, это группа, которая одновременно начала действовать на историческом, традиционном промышленном фундаменте и при этом не боялась осваивать новые, более современные и передовые сферы экономической деятельности. Она сумела найти баланс между преемственностью и инновационностью. В-третьих, это умение руководства компании правильно оценивать экономический контекст и подстраивать свой бизнес под его реалии, руководствуясь рациональностью и не боясь привносить изменения. Теперь посмотрим, как все заложенные ранее тенденции определяют сегодняшнюю ценность Леонардо. 

Значение компании «Leonardo» для Италии в национальном и глобальном масштабе.

Большим подспорьем в демонстрации значения и масштабов деятельности предприятия для экономики страны служат статистические показатели. Здесь мы можем привести следующие факты. По данным за 2022 год оборот Леонардо составил 14,7 млрд. евро, внутренний портфель включил заказы на суммарную стоимость 37,5 млрд. евро, количество сотрудников составило чуть меньше 50 тыс. человек [11]. Руководствуясь только этими сухими цифрами, трудно получить представление о том, насколько большой и влиятельной Леонардо является. Необходимо провести сопоставление в масштабах национальной экономики. Здесь на помощь приходит отчет главного итальянского инвестиционного банка Mediobanca. Документ показывает, что по результатам оборота за 2021 год компания оказалась шестой среди 20 крупнейших итальянских промышленных компаний (без учета крупных банковских и страховых групп) [7]. По количеству сотрудников на конец 2021 года Леонардо заняла пятое место. Поэтому на основании показателей масштаба экономической деятельности возможно утверждать о том, что группа представляет собой одно из главных и примечательных действующих лиц в итальянской экономике.

Для дальнейшей конкретизации значения Леонардо сместим акцент с количественных характеристик на качественные. Одна из главных отличительных особенностей холдинга, которая предопределяет его особую роль, - это высокая диверсификация экономической активности. Сама по себе холдинговая форма организации бизнеса подразумевает включение нескольких предприятий, занятых в смежных областях. Обычно это работа в границах одного сектора или отрасли, но не в случае Леонардо. Здесь деятельность носит действительно характер разносторонней и углубленной специализации широкого охвата. Компания оправдывает имя «универсального гения» Леонардо да Винчи. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить историю группы – уже во второй половине 20 века она занималась одновременно авиакосмической сферой, электроникой, ВПК и другими направлениями промышленности. 

На настоящий момент группа продолжает фокусироваться на авиационном и космическом секторе, развивает его в соответствии с новыми тенденциями научно-технического прогресса. Гражданское и военное вертолетостроение - предмет гордости Леонардо. Группа добилась успехов глобального уровня – она считается ключевым мировым игроком в отрасли [5]. Область космических разработок имеет приоритетное стратегическое значение для Италии с позиции обеспечения национальной безопасности и выстраивания взаимодействия с другими странами по вопросу рационального пользования космическим пространством. С итальянской стороны задача технологического освоения космоса лежит именно на Леонардо, что предопределяет его особенную ценность не только как национального, но и международного субъекта экономических и даже политических отношений. Группа частично владеет компанией Thales Alenia Space – крупнейшим европейским производителем спутников. Также создаются оборудование и датчики по управлению пусковыми и двигательными установками [14]. Примеры авиации и космоса как сферы интересов Леонардо показательны, но не единственны. Другие подразделения группы занимаются электроникой и системами наблюдения, кибербезопасностью, беспилотными системами и процессами автоматизации, непосредственно продукцией оборонного производства. Прежде всего данные отрасли представляют интерес для военно-промышленного комплекса Италии, однако продукция успешно применяется и в мирных целях.

Из диверсификации вытекает еще одна малораспространенная среди итальянского малого и среднего бизнеса особенность, присущая Леонардо, - высокотехнологичное производство, завязанное на ноу-хау, инновациях, углубленном проникновении в сферу ИКТ. Космос, электроника или кибербезопасность – эти и другие сферы напрямую связаны с такими аспектами деятельности холдинга, как участие в научных мероприятиях и проектах, инвестирование в НИОКР (2 млрд. евро вливаний в R&D за 2022 г. [3]), требование высокой квалификации к кадрам, сотрудничество с университетами и исследовательскими центрами, нацеленность на следование трендам цифровизации. В качестве иллюстрации вовлеченности группы в среду high-tech можно привести партнерство Леонардо в «RPASinAir» - проекте по проведению экспериментальных полетов беспилотных летательных аппаратов и разработке и внедрению технологий для Аэрокосмического технологического кластера Италии (Distretto Tecnologico Aerospaziale) [12]. Кроме Леонардо, к проекту привлечены, например, Университет им. Альдо Моро в Бари, Национальный исследовательский совет Италии и другие научно-исследовательские структуры. Фокус на инновации и дальнейшее технологическое обновление вообще и в контексте приверженности принципам ESG в частности был отмечен в программе Леонардо «Ускорение эволюции технологий» на 2018-2022 гг. [2]. Приводимая в документе статистика свидетельствует о том, что из 50 тыс. сотрудников группы 9,6 тыс. человек (практически пятая часть) напрямую занимаются различными видами исследований и разработок, а в 2021 году 54% новых сотрудников оказались выходцами из сферы STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика). В портфеле Леонардо числятся: более 400 технологий различного назначения, 10 научных лабораторий в Италии и США, третий в мире по мощности AD&S суперкомпьютер DAVINCI-1. Можно еще долго приводить данные и факты о тесной связи Леонардо с областями наукоемких производств или НИОКР, однако уже на основе озвученной информации приходит вывод о больших перспективах компании в вопросе технологического обновления и инновационного развития итальянской экономики.

Наконец, стоит уточнить влияние Леонардо в глобальном масштабе, за рамками национальных границ. Это влияние определяется межнациональным характером деятельности компании. Леонардо – полноценная транснациональная корпорация с участием иностранного капитала, и уже один этот факт позволяет сделать вывод о ее роли проводника итальянских интересов, имиджмейкера итальянской экономики, который на собственном примере показывает, что Италия может быть известна не только своей одеждой, мебелью или едой. Кроме Италии производственные мощности компании расположены на территории США, Великобритании и Польши. Глобальное присутствие Леонардо определяется ее разветвленной коммерческой сетью с вовлечением порядка 150 стран [11], наличием совместных и дочерних предприятий в регионах Европы, Северной Америки, АТР и Ближнего Востока [8]. Леонардо имеет богатый опыт взаимодействия с иностранными партнерами еще со времен Финмекканики, когда, например, в 1999 совместно с британским капиталом группа создала предприятие по строительству вертолетов AgustaWestland.

Во внешнеполитическом контексте значение Леонардо сводится не только к аспекту экономического масштаба. Оно активно распространяется на сферу политического влияния. Это особенно заметно в современном усложняющемся геополитическом контексте, когда военный потенциал государств снова стоит на повестке дня. Соответственно повышается и роль ключевых игроков в сфере производства военной продукции и смежных отраслях. Леонардо, несомненно, входит в их число. Данный тезис подтверждается отчетом Стокгольмского международного института исследования проблем мира, где Леонардо по показателю проданной продукции за 2021 год заняла 12 место среди «военных» компаний в мире и первое – в Европейском Союзе (продажи на 13,9 млрд. долларов) [13].

 Итак, Леонардо и его ресурсы приобретают роль стратегического инструмента, используя который Италия способна повысить свой статус на международной арене. Один из недавних примеров, показывающий ценность Леонардо для итальянского внешнеполитического курса, - визит итальянского премьер-министра Джорджи Мелони в Индию весной 2023 года. Цель Мелони среди прочих заключалась в продвижении итало-индийского оборонного сотрудничества путем заключения контрактов о поставках вооружений индийской стороне. Именно на производственные мощности Леонардо как главной военно-промышленной группы страны опиралась итальянский премьер-министр при реализации своей внешнеполитической инициативы [10]. Индийский кейс говорит о том, что крупная производственная единица подобно Леонард значима не только с точки зрения прямых экономических контактов, но и как участник в процессе выстраивания политического диалога.

Заключение

Таким образом, проведенный краткий обзор истории становления и современных особенностей холдинга «Леонардо» позволяет сделать выводы о его значении для Италии, и более обще – о месте и роли крупного бизнеса в системе итальянского предпринимательства. Еще будучи Финмекканикой холдинг быстро завоевал место ключевого игрока в сфере промышленного производства и итальянской экономики как цельной системы. Этому способствовали сложившийся историко-экономический контекст его зарождения и развития (прежде всего речь идет о периоде итальянского «экономического чуда» и об эпизодах кризисов подобно кризису суверенного долга в ЕС) и группа отдельных факторов. Среди таких факторов были отмечены следующие:

- определяющая роль государственного капитала и активное государственное участие, обеспечивающее финансовый фундамент для капиталоемких и не всегда экономически выгодных мероприятий;

- удачное сочетание «прошлого» и «будущего» в деятельности группы, с одной стороны – наследование капитала от фундамента итальянской промышленности прошлого периода и его последующее обновление, с другой – активное вовлечение в новые перспективные отрасли экономики, которые задали тренды обновленного технологического производства;

- высокие навыки менеджмента у руководящего состава корпорации, умение видеть возможности и угрозы и на их основании перестраивать всю модель экономического устройства своего бизнеса, пытаясь достичь наибольшей экономической рациональности.

Все эти характеристики Леонардо легли в основу его особенного положения для Италии. Значение группы было оценено на основе таких элементов, как масштаб ее экономической деятельности (вхождение в число национальных экономических лидеров по показателям оборота и занятости), разноплановый характер бизнеса по нескольким сферам стратегического значения, приверженность инновациям и высокотехнологичное производство, экономическое (как ТНК и экономический партнер для иностранных предприятий) и политическое (как поставщик военного потенциала Италии) влияние Леонардо в глобальном масштабе. Многое из сказанного выше применимо к другим предприятиям крупного бизнеса Италии, за счет чего понимание его места и роли получает более конкретное смысловое значение. Таким образом, стереотип об Италии как о стране одних только небольших, слабоэффективных предприятий в традиционных отраслях экономики не выдерживает критики.

Список литературы

  1. A history of success, a future in excellence [Электронный ресурс] // Leonardo. URL: https://www.leonardo.com/en/about/history (дата обращения: 20.12.2023)
  2. Accelerating technology evolution 2018-2022 [Электронный ресурс] // Leonardo. URL: https://www.leonardo.com/documents/15646808/0/WEB_LDO_Leonardo2018-2022_EN.pdf?t=1675091851814 (дата обращения: 22.12.2023)
  3. Aerospace, Defence and Security [Электронный ресурс] // Leonardo. URL: https://www.leonardo.com/en/home (дата обращения: 20.12.2023)
  4. Decreto 18 aprile 2005 (Декрет 18 апреля 2005) [Электронный ресурс] // Gazzetta ufficiale. URL: https://www.gazzettaufficiale.it/atto/serie_generale/caricaDettaglioAtto/originario?atto.dataPubblicazioneGazzetta=2005-10-12&atto.codiceRedazionale=05A09671&elenco30giorni=false (дата обращения: 19.12.2023)
  5. Helicopter market [Электронный ресурс] // Fortune business insights. URL: https://www.fortunebusinessinsights.com/industry-reports/helicopter-market-101685 (дата обращения: 21.12.2023)
  6. History [Электронный ресурс] // Finmeccanica. URL: https://web.archive.org/web/20160222231031/http:/www.finmeccanica.com/en/one-company/storia1_history1?WT.ac=Storia (дата обращения: 20.12.2023)
  7. Le più grandi aziende italiane (Самые крупные итальянские предприятия) [Электронный ресурс] // Italia in dati. 2022. URL: https://italiaindati.com/le-piu-grandi-aziende-italiane/ (дата обращения: 21.12.2023)
  8. Leonardo SpA: Overview [Электронный ресурс] // Global Data. URL: https://www.globaldata.com/company-profile/leonardo-spa/ (дата обращения: 22.12.2023)
  9. Leonardo-Finmeccanica: история одного из лидеров в мировом вертолетостроении [Электронный ресурс] // HeliCo group. 2016. URL: https://helico-russia.ru/blog/istoriya-kompanii-leonardo-finmeccanica/ (дата обращения: 20.12.2023)
  10. Meloni in India: cooperazione nella difesa e centralità diplomatica di Roma (Мелони в Индии: оборонное сотрудничество и дипломатическая центральность Рима) [Электронный ресурс] // Nazione Futura. 2023. URL: https://www.nazionefutura.it/politica/meloni-in-india-cooperazione-nella-difesa-e-centralita-diplomatica-di-roma/ (дата обращения: 21.12.2023)
  11. Profile [Электронный ресурс] // Leonardo. URL: https://www.leonardo.com/en/about/profile (дата обращения: 22.12.2023)
  12. RPASinAir [Электронный ресурс] // Distretto tecnologico aerospaziale. 2018. URL: https://www.dtascarl.org/en/2018/11/19/rpasinair/ (дата обращения: 22.12.2023)
  13. Sempre più armi: Leonardo prima azienda "militare" europea (Все больше и больше оружия: Leonardo - первая европейская "военная" компания) [Электронный ресурс] // Euronews. URL: https://it.euronews.com/2022/12/05/sempre-piu-armi-leonardo-prima-azienda-militare-europea (дата обращения: 21.12.2023)
  14. Space [Электронный ресурс] // Leonardo. URL: https://space.leonardo.com/en/home (дата обращения: 22.12.2023)
  15. 14 imprese, annuario statistic italiano (14 компаний, ежегодная итальянская статистика) [Электронный ресурс] // Istat. 2022. URL: https://www.istat.it/storage/ASI/2022/capitoli/C14.pdf (дата обращения: 19.12.2023)