УДК 338.1

Исследование влияния цифровизации на развитие компании

Чжао Шунин – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье отмечается, что цифровизация оказывает значительное влияние на все аспекты деятельности компании, включая ее корпоративную культуру, персонал, информацию и управление рисками. Цифровая трансформация требует от компаний внедрения новых методов управления, создания культуры инноваций и обучения сотрудников новым навыкам.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, корпоративная культура, информация, управление рисками, повышение эффективности.

Современное состояние глобального развития стран обуславливает перестройку рыночной экономики в новую, так называемую, цифровую экономику - тип экономических отношений, где основными факторами выступают цифровые данные и технологии, являющиеся главным ресурсом при их использовании. Такие преобразования экономики называются цифровой трансформацией (цифровизацией), которая объясняется как изменение имеющихся продуктов, бизнес-процессов и моделей на более технологичные, автоматизированные, то есть внедрение цифровых технологий во все сферы жизни человека [3].

Эти мировые изменения порождают проблему перестройки в сфере менеджмента предприятий, внедрении таких производственных технологий и использовании новых методов передачи данных, которые требуют минимального вмешательства человека в этот процесс, экономят время, увеличивают производительность труда, в результате чего формируются новые конкурентные преимущества предприятия.

Для сохранения позиций на рынке, завоевания новых сегментов предприятия должны быстро адаптироваться к новым вызовам современности. Те предприятия, которые активно следят за цифровыми трендами и пытаются их использовать в своей деятельности, занимают лидирующие позиции по сравнению со своими конкурентами, использующими традиционные бизнес-модели. Некоторые компании могут видеть потенциальную угрозу своей доли на рынке со стороны большого количества конкурентов, ориентированных на цифровизацию. Однако фирмы, способные справиться с проблемами цифровой трансформации, смогут предложить своим клиентам новое ценностное предложение, предусматривающее лучшее и надежное управление данными [4]. Стать новым цифровым лидером означает использовать стратегически важный элемент управления инновациями, чтобы превзойти конкурентов, используя новое игровое поле, созданное в эпоху цифровых технологий.

Цифровые скачки следует рассматривать как новую нормальную ситуацию, требующую от фирм постоянных изменений, эволюции и инноваций. Это оказывает значительное давление как на внутренние, так и внешние стратегические факторы.

Чтобы предприятие могло успешно конкурировать в быстротечных рыночных условиях, его рабочая сила должна быть открыта к инновационным решениям с целью опережения конкурентов по более высокому уровню предоставления продуктов и услуг. Чтобы создать среду для свободного выявления предпринимательского мышления и сотрудничества, компании должны ввести новые методы управления, выходящие за рамки старого способа руководства. К примеру, 84% руководителей заявляют, что тяготеют к такой корпоративной культуре, но только 56% признают, что такая культура уже имеет место в их компании [3].

Цифровая трансформация представляет значительную проблему для работников разных уровней. Самое главное, что субъекты рабочей силы сталкиваются с новыми стилями руководства и организационными установками. Кроме того, от них требуется усвоить и использовать новые навыки и способности, чтобы активно способствовать требованиям деловой среды, основанной на инновациях. Кроме того, вопросы искусственного интеллекта и робототехники на рабочем месте нуждаются в новых концепциях для гармонизации внутренних процессов. Согласно исследованию, проведенному Эционом Д. и Арагон-Корреа А. 44% руководителей компаний планируют повысить квалификацию более половины своих работников, однако менее трети руководителей (32%) охотнее будет инвестировать в рабочую силу, чем в технологии [2].

Управление информацией является одним из краеугольных камней эпохи цифровых трансформаций. Фирмы могут получить конкурентное преимущество на основе их индивидуальной способности собирать, отбирать, обрабатывать и использовать множество имеющихся данных. В контексте аналитики крупных данных компании могут фильтровать данные из разных источников с целью использования информации для предоставления индивидуальных продуктов и услуг разным группам потребителей.

Учитывая вызовы, связанные с быстрой и нестабильной деловой средой, процессы планирования могут быть усовершенствованы за счет целевого использования аналитики данных. Если компании стремятся увеличить прибыль, то их внимание должно фокусироваться на обмене знаниями и развитии внутренней коммуникации между отделами, что является основой формирования культуры труда, основанной на обучении и инновациях.

Классические подходы к управлению рисками претерпевают значительные изменения, вызванные цифровизацией. В этом контексте от новых систем и специалистов требуется более целостный взгляд и сосредоточение на ключевых аспектах будущих разработок. Следовательно, усовершенствование внутренних систем управления рисками должно быть более гибким, а также приближенным к основе деловой деятельности, чтобы создать дополнительную ценность [1, с. 140].

Представим несколько направлений, с помощью которых цифровизация влияет на развитие компаний:

  1. Цифровые технологии могут автоматизировать многие задачи, которые ранее выполнялись вручную, что приводит к повышению эффективности и производительности. Например, использование роботизированной автоматизации процессов (RPA) может помочь компаниям сократить время и затраты на выполнение повторяющихся задач.
  2. Создание новых возможностей для роста компании, открыв новые рынки и клиентские сегменты. Например, компании, использующие цифровые технологии для маркетинга и продаж в Интернете, могут охватить более широкую аудиторию и увеличить свои продажи.
  3. Улучшение обслуживания клиентов за счет предоставления им более персонализированный и удобного опыта. Например, компании, использующие цифровые технологии для создания онлайн-чатов или виртуальных ассистентов, могут предоставить клиентам круглосуточную поддержку.
  4. Цифровые технологии могут помочь компаниям создавать новые продукты и услуги, которые удовлетворяют потребности клиентов. Например, компании, использующие цифровые технологии для анализа данных, могут создавать более персонализированные продукты и услуги.

Цифровизация может изменить баланс между компаниями, конкурирующими в одной и той же рыночной среде. Это, в сущности, влияет на существующие структуры бизнеса, устанавливая новые условия и изменяя способ конкуренции фирм на разных уровнях. Предприятиям необходимо следить за цифровыми трендами, постепенно провожая их в свою деятельность. Цифровизация является мощным инструментом, который может помочь компаниям улучшить свою эффективность, производительность и конкурентоспособность. Компании, которые внедряют цифровые технологии, находятся в более выгодном положении, чтобы добиться успеха в быстро меняющейся цифровой экономике.

Процесс превращения бизнеса в цифровой формат представляет собой сложное и многогранный вызов для компаний, поскольку невозможен без основательной переосмысленности организационной структуры и всех рабочих процессов [1, с. 128].

Список литературы

  1. Черкасова В. А., Слепушенко Г. А. Влияние цифровизации бизнеса на финансовые показатели российских компаний // Финансы: теория и практика. № 25(2). С. 128-142.
  2. Etzion D., Aragon-Correa A. Big data, management, and sustainability: strategic opportunities ahead. Orga-nization & Environment. – 2016. – Vol. 29. – Is. 2. – P. 147-155.
  3. Grab B., Olaru M., Gavril R. The impact of digital transformation on strategic business management. Digitization and Strategic Management. Ecoforum 8(1). – 2019.
  4. Stuermer M, Abu-Tayeh G, Myrach T. Digital sustainability: basic conditions for sustainable digital artifacts and their ecosystems. Sustainability science. – 2017. – Vol. 12. – P. 247-262.

Интересная статья? Поделись ей с другими: